Не продается вдохновенье?
Фото: Ирина Пшеничнова
Состав участников первой специализированной конференции был впечатляющим – в Москву со всей России съехались известные разработчики мебели, дизайнеры интерьеров, предметные дизайнеры – люди, которые разрабатывают облик интерьерных предметов – мебели, светильников, аксессуаров и т. д., соединяют воедино эстетику и функциональность.
Если сравнивать с Западом, то, конечно, предметный дизайн в нашей стране еще в начале пути, тем не менее в ряде российских регионов, особенно таких, как Москва, количество молодых талантливых дизайнеров, разрабатывающих интересные вещи, увеличивается. Некоторые запускают собственные бренды, кто-то уже добился успеха и за рубежом.
Одной из важнейших тем форума стала проблема авторских прав в сфере предметного дизайна. Часто бывает, кто-то один придумывает, а остальные начинают производить. А чтобы не было проблем с интеллектуальной собственностью, делают, допустим, другую отстрочку на диване, и все – уже другой диван!
Проблема воровства идей актуальна и для нашей компании. Скажем, на рынке ажурного декора мы чувствуем себя в числе лучших не только на ульяновском, но и на российском рынке. И несмотря на то, что фрезерные станки сегодня не редкость, мало кто может предложить такой уровень индивидуализации проекта под конкретного заказчика. Потому конкуренты периодически воруют фотографии с нашими наработками, выдавая их за свои. Одна компания на основе нашего каталога с дизайном решеток полностью сделала себе сайт. Скрины фотографий – ужасного качества, но, видимо, их это устраивает.
На Всероссийской конференции по предметному дизайну говорили и о том, как можно монетизировать труд творца. Во всем мире дизайнеры стандартно получают роялти с продаж, так, например, работает известный предметный дизайнер Дмитрий Логинов. Он не случайно предпочитает иметь дело с проверенными европейскими производителями: в России дизайнер максимум может рассчитывать лишь на разовый гонорар. Так, Диана Балашова, разработав блюдо в традиционных цветах гжельской росписи, но с осетрами, продала идею гжельской фабрике. Эти блюда идеально подошли для Астрахани в качестве сувениров. Но это была разовая продажа.
Валентина Андреева, хозяйка производственной компании Mrs Ruby, выпускающей эксклюзивные изделия верхнего ценового сегмента, рассказала, что сотрудничает с отечественными дизайнерами. Но это касается в основном штучных товаров, которые иногда запускаются небольшими сериями.
Дизайнер Ольга Серебряная работает с итальянцами, получая процент с продаж. С российскими же фабриками такой формат общения практически не складывается. Контроль продаж сложно отследить, все на честном слове.
Что касается Ульяновска, то в нашем городе много мебельных фабрик, и они тоже стали уделять больше внимания дизайну. И в нашу компанию то и дело обращаются с просьбами - разработать авторскую дверь, кровать. Но на каких условиях? Производителям непонятно, за что они должны платить... Ведь конечный результат еще не известен. Есть удачный опыт – ульяновский дизайнер Елена Балашова разработала линейку кухонь для «Ульяновск-мебель».
Кстати, интересен опыт американских мебельных фабрик, которые приглашают известных дизайнеров и выпускают авторские коллекции – «с именем». У нас пока такого нет.
Или, скажем, IKEA. Пусть у них недорогая мебель, но они очень заморачиваются на дизайне. Поэтому у каждого россиянина в квартире есть хоть один предмет из IKEA.
В России долгое время мебельщики выпускали «деревяшки» из ДСП, сейчас ситуация постепенно меняется, производителям интересно пробовать новое, а многие дизайнеры интерьера начали проектировать мебель. И если бы эти тренды активнее развивались в Ульяновске, где столько мебельных производств, то в домах горожан стало бы больше нетиповых предметов, людям интереснее было бы жить!