Пекка Вильякайнен: «Стартапы – сердце новой экономики»
Фото: vk.com/russianstartuptour
«Моя история за 100 секунд»
– Я - бизнесмен. Я создал свою компанию, когда мне было еще 13 лет – 33 года назад. Поэтому меня называют «дедушкой».
Я создал свою компанию где-то на лесной опушке. В деревне жило около 400 человек. Вообще никаких бизнес-ангелов, никаких инвесторов, вообще ничего.
Моим первым инвестором была моя мама. Она не была богатой – работала медсестрой, и нас было пятеро детей в семье, поэтому у нас не было очень много денег. Но сколько могла, она мне давала, и это помогло мне пережить этап опробывания своей идеи и начать зарабатывать.
Я основал свою компанию в 80-е годы. Тогда никаких механизмов поддержки малых предприятий не было, и мне пришлось искать деньги в других компаниях, занимаясь другими направлениями деятельности. Тем не менее, в результате моя компания выросла до штата в 20 тысяч человек.
Уже шесть с половиной лет я работаю в России, помогаю Виктору Вексельбергу с проектом «Сколково» и участвую в других инициативах и мероприятиях, которые реализуются в России. Я ничего не знаю про бюрократию и старое наследие, с которым до сих пор сталкивается Россия, но я знаю все о том, как управлять бизнесом.
Где-то три года назад мне позвонили из российского Белого дома и сказали: «Пеккушка, у нас есть очень клевая компания здесь. Ее нужно подмодернизировать, подоснастить технологиями, но – компания очень мощная. И проект сложный». И они меня посадили в совет директоров «Почты России»… Интересная работа была. Лет десять до этого в России мечтали создать «Почта Банк», и вот наконец-то получилось.
Почему я об этом рассказываю? «Почта России» и «Почта Банк» не смогут модернизировать себя без стартапов. Им нужны новые технологии, новые идеи. Они – огромные монстры, и сами ничего изобрести не могут. Даже Apple каждый год покупает от пятидесяти до сотни стартапов просто для того, чтобы получить новые идеи.
И эти мои слова обращены к стартапам. Нужно перестать думать, что вы маленькая компания из пары человек, которая пытается выжить как только может. На самом деле вы – сердце новой экономики.
«Крупные компании сами ничего изобрести не могут. Даже Apple каждый год покупает от пятидесяти до сотни стартапов просто для того, чтобы получить новые идеи»
Где-то полгода назад президент Путин заявил о начале реализации большого проекта «Цифровая Россия». Конечно, большие компании тоже играют здесь свою роль, но невозможно такие инновации реализовать без помощи стартапов.
…Возможно, это особенности менталитета, языковые особенности или культурные, но все русские люди говорят постоянно про проекты. Приходят и говорят: «Вложи в наш проект». Раскрою секрет: я никогда не вкладываю деньги в проекты, я вкладываю деньги только в компании. Но нужно понимать, что такое управлять компанией. Что такое выручка, что такое объем продаж, чем отличается прибыль от денежных потоков. Не нужно быть гением и иметь докторскую степень по экономике, чтобы в этом разобраться, но азы управления компанией знать надо.
Многие думают, что акционеры – их злейшие враги. Это не так. Если ты управляешь бизнесом – тебе нужны акционеры. Они не только деньги дают, но и помогают в управлении компанией. Нужно найти подход к своим инвесторам, сделать так, чтобы они стали частью команды. Единственные инвесторы нормальной породы – акционеры.
…Я - председатель совета директоров Skolkovo Ventures, и сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда проектов не хватает. Когда начинают рассказывать о том, что в России недостаточно развиты механизмы венчурного инвестирования и не хватает венчурных фондов, – это не так. Года четыре назад такая проблема существовала, но сегодня ее больше нет.
Мифы о стартап-инвестировании
– Есть три мифа, которые я сейчас постараюсь опровергнуть.
Миф 1. «Хороший продукт сам себя продает»
Мой дедушка был основателем компании Nokia, и я немного знаю о телекоме. В 1972 году я родился, а в 1978-м у нас появился первый мобильник. Весил он 320 килограммов, я на этом телефоне спал. В нашей машине.
Мой дедушка часто говорил следующее (и, кстати, этим грехом страдают многие инженеры в России): хороший продукт сам себя продает. Это не так. Сейчас в мире жесточайшая конкуренция по каждому направлению. Именно поэтому вы, стартапы, и мы, «Сколково», должны вместе выработать новый способ взаимодействия и работы, чтобы конкурировать не только на российском, но и на глобальном рынке.
Миф 2. «Я знаю, что делаю, и не нуждаюсь в помощи»
В каждом городе я это вижу, а Ульяновск – мой 90-й город. Люди подходят и говорят: «Господин Вильякайнен, вы мне денег дайте, а вот лезть никуда больше не нужно». Или с таким же запросом обращаются в «Сколково».
Это совершенно неправильное отношение со стороны предпринимателя. Нет такого человека, который знает все про предпринимательство. Самые лучшие предприниматели стали лучшими, потому что постоянно учились и общались со множеством других людей, намного умнее, чем они.
Миф 3. «В России и так огромный рынок. Мне не нужно знать, что за ее пределами»
Россия занимает всего 2,2% в мировой экономике. Я как инвестор никогда не вложу свои деньги в компанию, которая ограничивается только российским рынком, потому что мне нужна технология, которую можно продать и в других 97,8% мировой экономики.
И для меня есть самое важное правило – никогда не вкладывать в компании, которые следуют таким ложным убеждениям.
По теме: