В Ульяновске разрабатывают проект городских полигонов и станций для беспилотников
Фото: pixabay.com
В Ульяновске появились первые наработки по проекту городской инфраструктуры для беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), необходимой для реализации задач дорожной карты AeroNet по федеральной программе «Национальная технологическая инициатива».
Научные сотрудники Ульяновского государственного технического университета подготовили модель такой инфраструктуры, в которую входят полигоны, базы и станции заряда для беспилотников. Инфраструктура для БПЛА будет схожа с инфраструктурой для электромобилей, но так как проект предполагает использование легких беспилотников (до 50 кг), то площадки и базы будут меньшего размера. Это же касается и станций заряда, которые смогут размещаться на крышах домов и будут слабее по мощности, чем станции для электрокаров.
По словам проректора по научной работе УлГТУ Надежды Ярушкиной, сейчас специалисты университета работают над системой управления самими беспилотниками – отрабатывают алгоритмы движения, обработки данных и изображений БПЛА, управляемых с земли. Затем последует стадия научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок с проектированием полигонов для испытаний – первых инфраструктурных объектов для беспилотных аппаратов. Но для этого на федеральном уровне необходимо разработать программу поддержки таких проектов и определить оператора этой программы.
Потребуются и изменения в законодательстве, отметила эксперт. По действующим нормам, на полеты беспилотников массой от 30 кг нужно получать разрешение и согласовывать маршрут. Вопросы диспетчирования таких летательных аппаратов в России не урегулированы, а значит, при полетах в городе есть опасность столкновения БПЛА с опорой или его падения, особенно в местах массового скопления людей.
«Полноценная эксплуатация беспилотников, которые могли бы выполнять определенные функции в условиях городской среды и иметь для этого соответствующую инфраструктуру, – это проект будущего. Сейчас поставить на крыши домов станции для заряда и запустить беспилотники, допустим, для мониторинга пробок в транспортной системе, невозможно. Технологии для этого есть, а законов нет», – заявила проректор по научной работе УлГТУ.
По прогнозам Надежды Ярушкиной, первая инфраструктура для БПЛА, управляемых с земли, будет построена в России в ближайшие пять лет. Что касается «умных беспилотников», самостоятельно принимающих решение о траектории движения и выборе объекта для съемки, то перспектива здесь более отдаленная – как минимум десятилетие, за пределами которого начнется бурное развитие искусственного интеллекта и произойдет титанический сдвиг в законодательстве в сторону технологий, считает эксперт.
Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года заявил, что необходимо в кратчайшие сроки создать передовую законодательную базу и снять все барьеры для развития технологий, в том числе в сфере беспилотного транспорта.
По дорожной карте AeroNet, к 2035 году над Россией смогут постоянно находиться в воздухе не менее 100 тыс. беспилотных воздушных судов, а доля страны на мировом рынке беспилотных авиационных систем составит 17-20% ($35-40 млрд).
По теме: