Созидательная сила
Сегодня уже невозможно представить общество без отважных пассионариев, которые нас кормят, одевают, лечат, развлекают… Они создают добавленную стоимость и рабочие места, платят налоги и развивают родную страну.
Не задушишь, не убьешь
История легального российского бизнеса началась тридцать лет назад: 26 мая 1988 года принят закон «О кооперации в СССР», который фактически разрешил частное предпринимательство. Мало кто тогда рискнул уйти на «вольные хлеба»: помнили соотечественники печальную судьбу нэпманов, а многим и так было неплохо на фиксированной зарплате госслужащего.
Один из ульяновских представителей первой бизнес-волны вспоминает, как отреагировали его коллеги из государственного предприятия, когда он решился полностью уйти в «свободное плавание»: «Ты что делаешь?! Да вас, бизнесменов, через год задушат и повесят!».
Но вот подоспел развал СССР, и на закате 1991 года мы проснулись в другой стране. И уж тогда кооперативное движение в стране развернулось в полную силу. К середине 90-х в нашем регионе насчитывалось более 400 кооперативов. За тридцать лет число частных предприятий разных форм собственности выросло более чем в сто раз: на 1 января 2018 года в регионе зарегистрировано около 44,5 тысяч предприятий малого и среднего предпринимательства, и это на 3,5 % больше, чем год назад.
Рост – практически по всем показателям: новые рабочие места + 119,1%, объем налоговых поступлений от бизнеса + 1,2 млрд рублей (в 2017 году этот показатель составил более 7,8 млрд рублей), инвестиции в основной капитал (38,1 млрд в 2017 году против 36,7 в 2016-м)...
Вклад «малышей» и «середнячков» в ВРП Ульяновской области в 2015 году составил 28,4%, а в 2016-м – уже 30,1%, итоги 2017 года еще не подведены, но динамика налицо. Так что теперь можно говорить о предпринимателях, как о базисе экономики, созидательной силе общества, которую уже «не задушишь, не убьешь» никакими кризисами.
И вот уже на кондитерской фабрике «СладИС» запускают новую линию по производству конфет, а Группа компаний Cucina покоряет новые рынки сбыта и презентует новое направление – дизайнерские кровати. И таким историям успеха в новейшей истории ульяновского бизнеса – несть числа.
Больше чем купцы
Первые ульяновские предприниматели открывали частные кафе, организовывали «качалки» в подвалах, лепили пельмени на кухне, шили шапки, джинсовую одежду «под фирмУ». Но большинство «новых русских», конечно, работало в формате «купи-продай». И спустя 30 лет в отраслевом разрезе ульяновского бизнеса по-прежнему лидирует сегмент торговли, хотя его доля и уменьшается с годами (малый бизнес поглощает сетевой ретейл).
Хороший тренд: многие ульяновские предприниматели, начинавшие с торговли, спустя годы вышли на новый уровень, освоив переработку, строительство, промпроизводство.
– Сектор промышленного производства – традиционно сильный для нашего региона еще со времен купцов, которые были, как правило, еще и фабрикантами. Так было, так и остается, – комментирует председатель правления Корпорации по развитию предпринимательства Руслан Гайнетдинов.
Посмотрите на исторический центр города, за редким исключением он был построен на деньги симбирских предпринимателей. А сегодня разве не так? Предприниматель Владимир Ртищев уж несколько лет как ушел в мир иной, а его «детище» – комплекс «Спартак» – простоит долгие годы…
Цена успеха
Недавно президент Группы компаний «Симбирский дом» Ферид Аюпов вернулся с форума «Синергия», где с помощью уважаемых экспертов мирового уровня заглянул в будущее глобальной экономики.
– Обстановка в мире, стране, регионе постоянно меняется, на многое, естественно, влияет политика, поэтому задача бизнесмена – уметь правильно анализировать ситуацию, мыслить стратегически, искать новые ниши, перспективные направления, – комментирует Ферид Аюпов. – И не нужно забывать, что самое ценное у предпринимателя – мозги, поэтому он постоянно должен учиться, изучать чужой опыт. Это самый рентабельный вклад в бизнес.
Что помогает еще ульяновским компаниям добиваться успеха?
– Наш бренд и наши клиенты. Понимание, что зарплату сотрудникам платит не предприятие, а клиенты. И фраза «клиент – на первом месте» очень емко дает понять, ради кого мы работаем, – отвечает исполнительный директор Тойота Центра Ульяновск Денис Копенков. – А выражается наш успех в более чем тысяче семей, в которых три и более автомобилей Toyota. А еще мы гордимся, что после проведения аудита по всем результатам деятельности автоцентра и процессам обслуживания клиентов наш дилерский центр вошел в топ-10 лучших автоцентров страны среди 116 дилеров бренда.
– Наш успех – это команда, которая позволяет доставлять вовремя качественный продукт клиенту, – продолжает директор ООО «ГлавСтрой» Александр Бородихин. – И при общении с клиентом мы всегда пытаемся донести смысл цитаты великого Генри Форда о том, что «разочарование от низкого качества длится гораздо дольше, чем удовольствие от низкой цены». К сожалению, не все это понимают, поэтому много ульяновских фермеров пострадало от недобросовестных строительных компаний, в большинстве случаев из соседних регионов. Проще и надежнее работать с местными производителями! Поэтому властям необходимо способствовать налаживанию диалога между аграриями и местными поставщиками товаров и услуг.
– Силу и мощь Ульяновской области вижу в развитии местного предпринимательства. Именно мы вкладываем деньги в развитие своей территории, – резюмирует Ферид Аюпов. – Предлагаю кардинально упростить систему администрирования микро– и малого бизнеса, тем самым снизив на них нагрузку. Речь не об уменьшении налогов, а о введении фиксированного налога, активного развития патентной системы, «вмененки». Такой подход я видел во многих развитых странах, где показатели по доле предпринимательства в экономике куда выше российских.
Все только начинается
По данным Минэкономразвития, по итогам прошлого года вклад малого бизнеса в ВВП составил 19,9%.
– Один из главных драйверов экономики – развитие малого предпринимательства, – подчеркнул член Центрального штаба ОНФ, председатель правления Общероссийского объединения работодателей «Союз производственных компаний и предпринимателей России» Азат Газизов. – К середине следующего десятилетия доля малого бизнеса в ВВП страны должна возрасти практически в два раза и достигнуть 40%, что само по себе является крайне непростой и амбициозной задачей.
Подобные цели стоят и перед нашим регионом.
– Одна из главных задач сегодня – вовлечение в предпринимательскую деятельность новых людей, их должно быть больше! – говорит Руслан Гайнетдинов.
Для этого в регионе развивают такие образовательные проекты, как «Лига школьного предпринимательства», делают ставку на женский бизнес, популяризируют историю симбирского предпринимательства, – все это звенья одной цепи.
И, конечно, меры поддержки регионального бизнеса будут только усиливаться. И если в 2017 году финансирование подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» составило 209,9 млн рублей, в том числе 135,2 млн рублей за счет средств областного бюджета, то на 2018 год эти показатели составят 272,7 и 224,7 млн соответственно.
Впрочем, нет никаких сомнений в том, что современные пассионарии и без всяких мер поддержки сделали бы то, что задумали, разве что немного позже.
По теме: