Предприниматель за партой
Фото: pixabay.com
Нацеленные на успех
В последние годы в России модно вести здоровый образ жизни, быть успешным – в бизнесе, в карьере. Соотечественники, живущие в эпоху потребления, хотят зарабатывать больше, компании ищут точки роста, чтобы выжить в новой реальности.
– Условия для ведения бизнеса в стране ухудшаются, бизнес становится более сложным. Оборотистость и «крепкие ноги» уже не являются достаточным условием для успеха. Конкурентными преимуществами становятся специальные знания и специфические умения и навыки, – комментирует бизнес-тренер Андрей Дуров.
Отсюда и рост отечественного рынка бизнес-образования. Вот и в Ульяновске предложений столько, что разбегаются глаза. Форматы – на любой вкус и кошелек, – начиная от краткосрочных мастер-классов и тренингов, заканчивая «высшим пилотажем» – МВА, Президентской программой.
– Выстраивая парадигму ульяновского бизнес-образования, нужно четко понимать, куда движется экономика страны и региона, – говорит директор ЦБО УлГТУ, руководитель программы МВА Елена Волкова. – Так, одно из важных направлений развития страны и региона – цифровая экономика, новая основа для развития системы государственного управления, экономики, бизнеса, социальной сферы, общества. Это и концепция инновационного развития Ульяновской области на основе внедрения в различные сферы жизни информационно-коммуникационных технологий, способных ускорить экономическое развитие территорий, повысить качество жизни граждан. Чтобы осуществить этот инновационный прорыв, нужны менеджеры новой формации. Бизнес-образование, программа МВА призваны решать эти задачи. А руководители и предприниматели, которые обучаются на программе МВА, имеют возможность стать как региональными, так и национальными лидерами. Так, наш выпускник Андрей Чариков, возглавляющий ульяновский филиал предприятия оборонного комплекса, участвовал в конкурсе «Региональный лидер – 2017»; выйдя в финал, он отметил, что это стало возможным благодаря современным подходам и технологиям, полученным на программе МВА, в симбиозе с опытом.
Если «звезды» зажигают…
Ульяновский рынок БО коснулся и глобальный тренд – популярность дистанционного образования, соперничество с такими «онлайн-монстрами», как Skillbox… Местных игроков на ульяновском поле теснят и «гастролеры» от образования.
– В Ульяновске проходит огромное количество различных учебных и бизнес-мероприятий, конференций, профессиональных встреч. К нам регулярно приезжают модные спикеры и признанные профессионалы бизнеса, – рассказывает Андрей Дуров. – Бизнес-образование в разных формах востребовано и вызывает живой интерес разной публики, – как представителей бизнеса, наемных профессионалов, так и начинающих предпринимателей.
– Рынок бизнес-образования региона либо ориентирован на получение госзаказов, либо крупных корпоративных бизнес-проектов со столичной централизацией и номенклатурным распределением. Культура потребления рядового клиента в регионе категорически не развита, а на коррекцию инфантильного мышления и воспитание нового виденья просто не хватает ни времени, ни ресурсов, – делится своим мнением коуч-ментор, ректор Высшей Школы Коучинга Александр Зотов. – Кроме того, бизнес-образование в регионе слишком децентрализовано, по причине того, что в этой отрасли, как в актерской среде, работают «звезды», которые не хотят и не будут делить с кем-то свой успех.
В регионе не хватает авторитетного независимого продюсерского центра, только так можно объединить всех «звезд». Поэтому стратегия нашей Школы уже давно вышла за рамки региона и ориентирована на всемирную интеграцию, сейчас мы работаем более чем в 20 странах мира.
Еще один тренд современности: бизнес-образование уже не территория взрослых.
– Участвовал в стратегической сессии по теме «Развитие предпринимательского образования для школьников и студентов», организованной «Деловой Россией», речь шла о всеобщем предпринимательском образовании, начиная с детства, – делится руководитель частного образовательного центра «Интенсив», председатель комитета по кадрам для МСП и образования УРО «ОПОРА России» Александр Захаров. – Говорили и о том, что термин «предприниматель» должен означать не просто статус, а профессию с определенными компетенциями, точнее, мультипрофессию. И когда мы реализуем программы по предпринимательскому образованию, то, прежде всего, учим предпринимательскому подходу на всех уровнях: человек постоянно должен что-то усовершенствовать, делать вокруг себя мир лучше, даже если он занимается семьей, состоит на госслужбе.
– Сегодня активно развивается корпоративное обучение, это серьезный управленческий вызов, – говорит исполнительный директор АНО ОДПО «Корпоративный университет Ульяновской области» Яна Вансовская. – Мы стремимся получить конкурентное преимущество, используя новые бизнес-модели и методы продвижения, улучшая организационные процессы и мотивируя наших слушателей. Но проблема в том, что «взрослые» не умеют, а иногда и просто не хотят учиться! Обладая экспертной властью своих знаний, они имеют очень низкий уровень управленческих компетенций и «креативное развитие» для них вершина, которую они не хотят покорять.
Не подавиться бы «фастфудом»
Недавно ректор школы бизнеса «Синергия» Григорий Аветов так образно рассказал о ситуации на высококонкурентном рынке: «Мы в одной лодке со всеми ребятами, которые берут деньги после высшего обучения за образовательные продукты. В этой лодке есть разные игроки. Есть игроки относительно добропорядочные, которые не шарлатанят на рынке, не дают волшебных таблеток, которые говорят о том, что результат может появиться после длинного пути. Есть шарлатаны, инфобизнесмены, которые выпиливают сырые некачественные продукты на рынок, чтобы срубить больше денег».
И на ульяновском рынке бизнес-образования работают неофиты, которые нахватались прописных истин по верхам и предлагают красиво упакованные продукты, например, короткие тренинги – такой «образовательный фастфуд».
– Бизнес-тренинги и другие формы бизнес-образования – это сложный продукт, его употребление требует знаний и навыков, приобрести которые можно, только регулярно участвуя в подобных мероприятиях и задавая правильные вопросы – себе и тренерам, – уверен Андрей Дуров. – К сожалению, невысокая цена зачастую является главным критерием выбора для ульяновского потребителя, который «клюет», скажем, на «мини-МВА» за 5 тысяч рублей в год.
Что нужно миллениалу?
Эксперты отмечают, что аудитория бизнес-школ в последнее время заметно помолодела.
– Среди наших слушателей есть собственники бизнеса, топ-менеджеры в возрасте 40-45 лет, но основная аудитория – это все-таки люди от 25 до 35, у которых – другая скорость жизни, другая психология, – рассказывает директор Высшей школы менеджмента УлГТУ Лариса Воронина. – И методики десятилетней давности поколению миллениалов, конечно, не подходят. Они хотят быстро, интересно, в доступной игровой форме. Поэтому «классических» лекций у нас давно нет, зато много экспертных, проблемных, в том числе гостевых, – когда приходит практик. Приглашаем на дискуссии за круглым столом гостя, который имеет авторский аналитический курс, например, об особенностях региональной экономики. Среди новых форм обучения – проектные сессии, во время которых с группой одновременно работают три консультанта, в том числе руководители успешных компаний. Для того чтобы обучение было эффективнее и интереснее, программы нужно корректировать с учетом образовательных потребностей конкретной группы. В бизнес-образовании 50% – это то, что слушатели берут друг от друга, поэтому им небезразлично, кто с ними рядом сидит в аудитории. И мы при формировании группы Президентской программы и особенно МВА не можем это не учитывать.
– За последние 10 лет в регионе реализовано более 60 инвестиционных проектов, создано 27 совместных предприятий, где достаточно высокий уровень менеджмента. И управленческий персонал из этих компаний, который приходит к нам на программу МВА со своим зарубежным опытом управления, привносит новое в процесс обучения. Это ценно как для наших слушателей, так и для нас, формирующих и постоянно корректирующих программу МВА, руководителей, – подчеркивает Елена Волкова.
Какие наиболее популярные запросы сегодня получают провайдеры образовательных услуг для взрослых?
– Одна из самых популярных тем — естественно, продажи, – отвечает Александр Захаров. – Популярно и такое направление, как командообразование, работа в коллективе. Актуален маркетинг – все инструменты продвижения, в первую очередь в интернет.
– Требует изменений и поиска новых форм работа с корпоративным клиентом «под заказ», – добавляет Лариса Воронина. – Сейчас работаем с тремя крупными промышленными предприятиями, проводим тренинговые программы для топ-менеджмента и среднего звена. Это не простая работа. Сегодня задачу ставит руководитель и ему нужен результат быстро. Поэтому мы проводим большую работу по подбору и подготовке преподавателей и тренеров для реализации таких программ.
– Одной из главных целей бизнес-образования должна быть коммерциализация новых знаний, именно этого сегодня ждут слушатели бизнес-школ, – отмечает Яна Вансовская.
– На Всемирном экономическом форуме в Давоссе названы 10 ключевых компетенций, необходимых в 2020 году, среди них: комплексное многоуровневое решение проблем, критическое мышление, креативность в широком смысле, умение управлять и взаимодействовать людьми, клиентоориентированность, умение вести переговоры, гибкость ума и т.д., – подчеркивает Елена Волкова.
Всему этому можно и нужно учиться.
По теме: