€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
Традиция VS технология
Фото: Милана Салманова
Рождение инноваций
В конференц-зале общественного, культурного и образовательного Ельцин-центра, открытого в Екатеринбурге под эгидой одноименного фонда, Анатолий Чубайс рассказал о том, что инновации начинаются, как правило, не с предпринимателя, а с ученого.
Первая стадия развития инноваций, которую заявил лектор, – это доказательство концепции (Prove of concept). Если доказательство концепции прошло успешно, как правило, образуется уже команда, которая требует новых денег. Это может быть грант или участие бизнес-ангелов – специальных инвесторов, которые выделяют деньги на ранней стадии, когда все непонятно и сомнительно. Анатолий Чубайс упомянул о правиле трех F для стартапов: friends, family and fools – друзья, семья и дураки. Это еще три категории инвесторов, которые на этой стадии готовы дать деньги, поверив в представленную концепцию.
Результат второй стадии – доказательство работоспособности продукта. По словам Анатолия Чубайса, представленный продукт должен демонстрировать те свойства, которые были ему предписаны в концепции.
Третья стадия – это уже сформированный стартап и инвестор, которым, по классике, является венчурный фонд, то есть профессиональный инвестор. И здесь задача стартапа из денег венчурного фонда довести прототип, который был на предыдущей стадии, до пригодного к продаже продукта.
В результате совместной работы венчурного фонда и стартапа получается продукт, который пригоден к массовому производству. Дальше снова нужны инвестиции, но уже другого масштаба. И из стартапа образуется компания в стадии роста.
Продажи с источником дохода появляются только лишь на четвертой стадии.
– Причем заметьте, и это пока еще только продажи, а не окупаемость. И все, что было до этого, по определению убыточно. Это означает, что логика инновационная в лоб сталкивается с логикой государственной бюджетной системы, и таких примеров очень много. Тем не менее это суть процесса. Здесь он еще никакой окупаемости нам не дает, – объясняет Анатолий Чубайс. – Окупаемость может возникнуть на следующей стадии. Если у вас правильно пошли продажи, если вы правильно подняли рынок, если вы развили построенный завод, освоили производственную мощность и так далее и если вы дошли до публичного размещения IPO.
Подводная спелеология
Из десяти концепций девять не доказывается.
Из десяти полученных продуктов девять не работоспособны.
Из десяти созданных до пригодности к производству не доходят девять.
Из десяти произведенных девять не удается довести до продажи, а из десяти продуктов в продаже девять не окупаются. Такова статистика главы Роснано.
Не имея источников дохода, технологический предприниматель расходует полученные от инвестора средства на материалы, аренду, электроэнергию, зарплату. При этом продаж еще нет и бизнесу необходимо дожить до следующего раунда финансирования. Таких раундов у стартапа может быть четыре, пять, шесть и более. А окупаемость появится гораздо позже. Это означает, что на каждом этапе технологический предприниматель попадает в ситуации, когда не знает, доплывет ли он до следующего этапа.
Анатолий Чубайс сравнивает то, что испытывает технологический предприниматель, с «подводной спелеологией», или cave diving. В пещерах часть водной поверхности выходит на воздух, а часть – нет. И ныряя из одной ниши в другую, дайвер предполагает, что впереди будет воздух. Но его может и не быть.
– Это все хорошо с аквалангом и инструктором, – говорит спикер. – Мне приходилось это делать, и это такие сильные впечатления в жизни! При этом по пути попадаются ниши, о части из них я знал, а о части из них я не имел ни малейшего представления, потому что никто и никогда здесь не был. В результате этого процесса, если все правильно и хорошо, если мне еще и повезло, то я на последних остатках кислорода вынырну. А стартапер делает то, чего никто никогда до него не делал – та же самая подводная спелеология, только без акваланга и без инструктора.
Главное – предложить
По словам Анатолия Чубайса, в технологическом предпринимательстве важнейший компонент, который отличает его от традиционного, – новый продукт, новая технология. Технологический предприниматель создает то, чего не существовало ни в стране, ни в мире.
В инновационной сфере не спрос рождает предложение. Технологический предприниматель предлагает рынку свой продукт, угадывая и формируя потребности.
– Для такого человека главное – сделать, главное – доказать, что эта история «летает». Это мне, правда, кажется очень важным этическим отличием инновационной сферы от сферы традиционного предпринимательства, – делится Анатолий Чубайс.
Глава РОСНАНО объяснил, что традиционный бизнес – это прежде всего снижение затрат. Резать косты – это основа для любого традиционного бизнеса, в инновационной сфере главное – это новый продукт.
– Ключевое в технологическом бизнесе – time to market, время продвижения к новому продукту. Если ты прорвался на рынок и быстро успел сделать новый продукт, значит потом уже разберешься и с костами, и со всем остальным. Это совсем другая философия.
Еще на одно отличие традиционного бизнеса от технологического указал спикер. В традиционном бизнесе предприниматель создает продукт, продает его и развивает свое дело. В какой-то момент можно продать бизнес и заработать на этом. В инновационной сфере продать бизнес можно на этапе, когда еще не создан продукт. И происходит это довольно часто.
По теме: