– Много внимания уделяется созданию средних предприятий в портовой зоне и индустриальных парках, и нужно, чтобы малый бизнес развивался вокруг них. Главная задача – сделать так, чтобы инициатива, которая идет от предпринимателей, получала как можно меньше преград. Ведь современный предприниматель – это не тот, кто исключительно рассчитывает на прибыль. Это тот, кто старается через свою работу менять мир вокруг себя. Что нужно делать? В первую очередь не создавать проблем для бизнесов, которые развиваются. Лезть не нужно, мешать не нужно, надо просто давать возможность законодательно, чтобы никаких ограничений не было и было понятно, в каких условиях компании работают.
Семь предложений Орешкину
Фото: Эльмира Кобина
«Лезть не нужно»
В однодневный визит министра 4 сентября 2018 года включили все – от презентации зон развития крупных компаний до встречи со студентами, еще только планирующими открыть свое дело. «Длинный рубль можно получить и в Ульяновской области», – заверил министр молодых людей, собравшихся в Доме предпринимателя. И у малого бизнеса есть шанс развиться вокруг крупного – в виде экономической экосистемы.
По данным ФНС на 10 сентября 2018 года, в Ульяновской области работает 44 тыс. субъектов бизнеса. За последний год их число увеличилось на 1,8 тысячи за счет роста количества новых микропредприятий. Средних компаний в этом году столько же, сколько и в прошлом, а вот малых фирм стало на четыре десятка меньше.
Из данных налоговой службы также следует, что, регистрируясь, ульяновский бизнес предпочитает ИП, а не юридическое лицо. Количество индивидуальных предпринимателей за последний год выросло на 8%, тогда как число юрлиц сократилось, хоть и меньше чем на 1%.
– Нельзя сказать, что все у нас чудесно. В региональной экономике порядка 30% занятого населения – люди, работающие в малом и среднем бизнесе. Это более 200 тысяч человек. Каждый год растет количество индивидуальных предпринимателей, увеличивается объем налоговых поступлений, как минимум от «упрощенки», в региональный бюджет. Но производительность труда в малом и среднем бизнесе почти в два раза меньше, чем в крупном.
Развивать малое предпринимательство в регионе планируют по озвученной летом стратегии, которая состоит из восьми шагов. Это снижение административного давления, стабильность налоговых условий, создание сети МФЦБ, поддержка экспортеров, встраивание в производственные цепочки, мониторинг делового климата, госфинансирование и развитие малых индустриальных парков.
«Облако» вместо кассы
Бизнес занимает активную позицию. Глава УРО «Опоры России» Николай Солодовников передал Максиму Орешкину свежие идеи по совершенствованию законодательства, собранные на неделях предпринимательских инициатив, советах «Опоры» и муниципальных форумах «Ульяновская область: территория бизнеса – территория жизни».
В письме министру поднимаются вопросы, связанные с онлайн-кассами. Первая инициатива касается компаний, имеющих как минимум два подразделения, каждое со своим кассовым аппаратом. Предприниматели предлагают дать возможность таким компаниям в случае поломки оборудования в одной из точек продолжать работать при наличии документа, подтверждающего сдачу кассы в сервисный центр, с последующей выгрузкой операций в ОФД. Это позволит бизнесу избежать простоев и потерь при реализации скоропортящегося товара.
В идеале, по мнению ульяновских инициаторов, компаниям нужно разрешить использовать облачные технологии вместо покупки онлайн-касс в каждый объект торговли – магазин, бар или ресторан. С помощью «облака» данные будут передаваться в единую кассу, оснащенную фискальным накопителем. Это сэкономит бизнесу деньги на содержание новой контрольно-кассовой машины.
Второе предложение – дифференцировать стоимость годовой лицензии на розничную продажу алкоголя в зависимости от количества жителей и торговых объектов в населенном пункте. Сейчас, напомним, за право продавать горячительные напитки предприниматели в любом уголке России платят 65 тыс. рублей в год.
Налоги. Редкие и логичные
Инициатива номер три направлена на повышение стабильности фискальных условий. Из-за постоянных изменений в системе налогов и страховых сборов у бизнеса нет возможности долгосрочного и среднесрочного планирования, считают инициаторы. И предлагают разделять нововведения, ухудшающие положение налогоплательщиков, временным интервалом в пять лет, а также ввести периодичность изменений в декларации контрольных органов не чаще одного раза в год.
Четвертое предложение – отменить необходимость нотариально заверять доверенность, если отчетность в налоговые органы и Пенсионный фонд сдает не сам индивидуальный предприниматель, а его представитель. По мнению бизнесменов, в этом случае можно ограничиться доверенностью с печатью и подписью ИП.
С предпринимателей-пенсионеров нелогично взимать страховые взносы в ПФР, а потому их нужно отменить. Это пятое предложение ульяновских предпринимателей. К слову, в сентябре стало известно, что Минэкономразвития уже внесло соответствующий законопроект в правительство. Освободить пенсионеров от взносов предлагается с 1 июля 2019 года.
Шестая инициатива призвана гармонизировать налоговые отношения крупного и малого бизнеса в части НДС. Дело в следующем. В кооперационных цепочках часто сотрудничают две стороны – предприятие, находящееся на общей системе налогообложения, и фирма, работающая по «упрощенке». Предприятию выгодно покупать у контрагентов товары (работы, услуги) с НДС, т.к. впоследствии оно может принять эту сумму к вычету. Но фирма, «сидящая» на УСН, не может указывать НДС к вычету в счетах-фактурах, поскольку сама не платит этот налог. «В этой ситуации существенно осложняется возможность цивилизованного сотрудничества крупного и малого бизнеса. Малые предприятия исключаются из производственных цепочек в силу того, что крупный бизнес отказывается сотрудничать с «упрощенцами», – поясняют инициаторы. И предлагают разрешить в таких случаях предприятиям получать налоговый вычет по НДС, сохранив налоговую нагрузку «упрощенцев» на прежнем уровне.
«По нашему мнению, данная мера станет реальной поддержкой развития малого бизнеса, благотворно скажется на пополнении региональных бюджетов за счет средств УСН, приведет к гармоничным отношениям крупного и малого бизнеса, как следствие – к общему росту эффективности», – сказано в письме Солодовникова Орешкину.
Наказать беспатентщиков
И, наконец, седьмое предложение – повысить штрафы за нелегальное предпринимательство. Сейчас размер санкций за работу без регистрации составляет от 500 до 2000 рублей. Этого явно недостаточно, считают инициаторы: нарушителям легче заплатить 500 рублей, чем покупать патент за 6000.
– Задача штрафов за незаконную предпринимательскую деятельность – дать равные возможности всем субъектам бизнеса и тем самым создать условия для конкурентной среды, – пояснил Николай Солодовников. – Нелегалы работают рядом с законными предпринимателями, только последние платят уйму налогов и зарплат, а первые просто торгуют с машины. 500 рублей для них – это не штраф, они не чувствуют ответственности. Поэтому мы предлагаем приблизить санкции для недобросовестных предпринимателей к стоимости патента.