– Творческие индустрии – та «упаковка», которая позволяет стать конкурентоспособным любому товару.
«Голубые океаны» креативных индустрий
Фото предоставлено организаторами
STEM plus Art
Понятие «творческие креативные индустрии» впервые появилось в 60-е годы прошлого века, однако и по сей день не многие граждане могут внятно объяснить, в чем их смысл, чем они отличаются от культуры.
Одна из участниц культурного форума, глава Universal University Екатерина Черкес-заде, объясняет: есть художники, которые занимаются творчеством, а есть галереи, которые упаковывают творческий продукт в конкретный формат для дистрибуции его на внутренний рынок или мировое пространство. Это касается и кино, и телевидения, и разработки игр и т. д. И влияние креативных индустрий на бизнес сложно переоценить: можно создать классные автомобили, но если у машин будет плохой дизайн, их не будут покупать. Формула успеха – STEM (science, technology, engineering, mathematics) plus Art.
– Начиная с прошлого века практически во всех отраслях складывалась индустрия массового производства; благодаря глобализации стили жизни, товары становились все больше похожими друг на друга. Но сегодня мы наблюдаем отход от этого тренда, идет процесс регионализации и персонализации – с учетом особенностей места, характеристик людей, проживающих на конкретной территории. Стал заметен переход к персонализации производства, когда не только услуги, но и товары, которые раньше считались массовыми, делаются специально под вас. И эти тренды открывают широчайший рынок, прежде всего для people-to-people экономики.
Какие специалисты нужны сфере digital-маркетинга? Российскому бизнесу от роду 28 лет, креативные индустрии куда моложе, в столицах они начали поднимать голову 15 лет назад, а в регионах и того позже – в 2008-2010 годах, когда предприятия начали себя осознавать бизнес-единицами на этом рынке.
– Когда мы начинали, понятие креатива распространялось на конкретную область. Сегодня же все больше индустрий становятся креативными по сути – дизайн, все что связано с модой, фотографией, современным искусством, архитектурой, IT, визуальным контентом (кино, сериалы, новые форматы медиа). И я уверена, что в ближайшем будущем еще 3-4 индустрии туда войдут. Чем больше творческого, человеческого потенциала используется в конкретной индустрии, тем более она становится креативной и в итоге больше востребована.
Эксперты утверждают, что креативные индустрии – это прежде всего инновационная деятельность, та сфера, где человек может реализовать потенциал. Рынки, связанные с креативной экономикой, в основном растущие, поддерживающие стратегию «голубых океанов».
В ответ на гипотезу о том, что скоро все будет автоматизировано, роботизировано и миром будет править искусственный интеллект, Татьяна Абанкина приводит результаты исследования McKinsey: 40% рабочих мест сегодня требуют не только рутинных навыков, но и креативного потенциала, но и что особенно важно, 70% новых рабочих мест действительно требуют креативных навыков, персональных навыков. И вопрос творческого мышления бизнеса сегодня выходит на первый план.
Этапы кадрового развития креативных индустрий проходят, как правило, по единой схеме. Сначала наблюдается нехватка игроков, потом появляются отдельные компании, которые начинают «раскачивать» рынок и формулировать требования к специалистам.
– Не все индустрии к этому готовы. Так, digital-маркетинг пока вообще не готов, а вот рекламные агентства уже в 2003 году могли точно сказать, какие дизайнеры им нужны. Отмечу, что в то время дизайнером считался человек, который неплохо знает фотошоп. За прошедшие 15 лет было воспитано целое поколение дизайнеров, которые действительно нужны рынку.
За образовательной траекторией – карьерная
Важная тема, которую подняли на форуме в Ульяновске, – подготовка специалистов, востребованных в конкретных сферах креативных индустрий, а также роль опорных вузов в этих процессах.
На ульяновском форуме говорили и о негосударственном секторе образования – какими реальными предложениями сможет он ответить на запрос творческих индустрий?
– Мы живем в эпоху, которая характеризуется радикальными изменениями в скорости инноваций, технологических изменений, создания глобальных систем. И опорные университеты, безусловно, должны ориентироваться на будущий спрос, будущие профессии и компетенции. Нам не остается ничего другого, как повышать производительность труда и развивать креативный потенциал инновационных компетенций. Использовать электронное обучение не только в гуманитарном, но и в инженерном образовании. Изучать опыт лучших за рубежом.
Екатерина Черкес-заде рассказывает, что авторы крупных кинопроектов с большим количеством компьютерной графики, реализованных за минувшие 10 лет (например, фильм «Сталинград»), – выпускники Scream School. И авторы образовательных программ данной школы изучали рынок образования в Голливуде, выясняли, как там учат делать кино. Люди готовы платить за качественное образование, если оно отвечает их ожиданиям и их карьерным траекториям.
По мнению эксперта, помимо актуальных программ у вуза должна быть понятная стратегия в условиях неопределенности: никто не знает, какой рынок будет уже через год, какие требования он предъявит к выпускникам и т. д.
Среди важных составляющих успеха – качество профессионалов и внедрение технологий: студенты креативных индустрий должны учиться на том же оборудовании и инструментарии, на котором они будут работать после вуза.
Важный ресурс – среда, которая должна быть создана для развития человека, связанного с творческими индустриями. Эту задачу по большей части решают креативные кластеры, где есть место и образовательным учреждениям.
Участники форума в целом высоко оценили культурный кластер Ульяновска, увидели у региона огромный потенциал в плане развития креативных индустрий.
За последние годы в области было создано несколько инфраструктурных инструментов, частных и государственных креативных площадок, которые помогают формировать профессиональные сообщества. Но если, скажем, в сфере IT или моды достигнуты впечатляющие результаты, то, скажем, область хореографии (в регионе работает 40 танцевальных школ) – пока аморфная конкурентная среда, где не понимают смысл объединения и обучения.
Как отметила директор фонда «Ульяновск – культурная столица» Татьяна Ившина, нашим креативным индустриям не хватает знаний. Между тем образование было поставлено во главу угла манифеста творческих индустрий, который был принят в 2013 году на семинаре с Томом Флемингом (Великобритания) «Творческие бизнесы. Конкурентоспособность. Партнерство. Социальная миссия». Да, пока в родных пенатах реализуются лишь небольшие образовательные программы – семинары, практикумы, модули. Но в сентябре 2018-го на базе опорного вуза региона стартовала первая настоящая программа «Продажи для творческих предпринимателей».
Отметим, что в стратегических региональных документах развитие креативных индустрий выделено в качестве приоритета. Поставлена цель – довести число людей, занятых в креативной экономике, до 3,6% от общего числа населения. Но, главное, сами предприятия креативного бизнеса хотят расширяться, модернизировать производство, наращивать объемы. Задача власти, вузов – помочь им в этом.