Персональный бренд социального предпринимателя
Фото: Татьяна Задорожняя
Участники семинара – социальные предприниматели, руководители социально направленных НКО – выяснили, что такое персональный бренд, почему так важно развивать и укреплять его, и зачем он нужен социальному предпринимателю.
Провел семинар Сергей Пономарев, эксперт в области социального предпринимательства, исполнительный директор Galileo: Intrnational Impact Investing Centre.
Оправдывая ожидания
У всего есть цена, и у бренда тоже.
Бренд – восприятие потребителя, влияющее на его поведение. Бренд – не то, чем вы владеете, а ровно то, что клиенты про вас думают. Это то, о чем люди говорят о вас в комнате, в которой вас нет. И это мнение – открытое, честное и неподкупное.
Бренд – это как заочное знакомство: прежде чем контактировать с человеком, мы, как правило, собираем о нем информацию в соцсетях, читаем отзывы, рекомендации. Вот почему бренд – это когда ваше имя бежит впереди вас.
Быть брендом – во многом оправдывать ожидания людей: бренд живет в их головах
Почти свободная поляна
Для чего предпринимателю нужен персональный бренд? В первую очередь, это социальный лифт.
Чем хорош личный бренд, так это тем, что на сегодняшний день эта «поляна» не сильно занята. Корпоративных брендов, брендов компаний в России достаточно, а вот личных брендов – людей, узнаваемых на федеральной уровне, немного. Да и не может быть много по определению: так называемых альфа-самцов, доминантов, которые готовы вести за собой людей, всего 5-6%. Остальные же предпочитают занимать пассивную позицию и не высовываться.
Между тем, сегодня мы живем в век принудительной публичности: не запостил – не было. Каждый оставляет цифровой след, и Google о нас знает больше, чем государство. Но если человек ничего из себя не представляет, никак себя не позиционирует, он не вызывает интереса.
Поэтому если вы хотите привлекать внимание, продвигать свои ценности, идеологию, свой талант, свои товары и услуги, то вам нужно кем-то становиться.
Тут, как говорится, либо все, либо ничего. Так и в бизнесе: кто-то один получает все заказы, а кто-то…
Котелок Черчилля
Бренд – это, в первую очередь, личность. Это сочетание физического образа, характера и стиля. При этом бренд совсем не про красоту, а про «изюминку», про личный козырь. Депардье, Челентано сложно назвать образцом мужской красоты. Между тем, они весьма харизматичны.
Бренд формируется из деталей, должна быть отличительная черта. Как, например, оправы очков Ирины Хакамады или котелок Уинстона Черчилля. Или коса Юлии Тимошенко – ее узнаваемый стиль. И это был хорошо просчитанный образ, когда нужно было решить одновременно две задачи – найти образ женщины, которая бы нравилась мужчинам, но при этом не раздражал других женщин. Вот так был придуман образ первой учительницы.
Хочу отметить, что начать формировать бренд никогда не поздно. Есть исследования о том, что у взрослых предпринимателей даже больше шансов сделать хороший, качественный продукт. Так, Мэри Кэй основала свою компанию в 46 лет.
Мотивация и дисциплина – то, что дает результат. А путь к большим победам начинается с первого шага
То, что делает нас сильнее
В России есть несколько социальных предпринимателей, построивших свой персональный бренд. Например, Роман Аранин, бывший военный летчик и экстремал. Трагедия приковала его к инвалидному креслу, но это его не сломало, придало силы двигаться дальше. Роман организовал производство экстремальных колясок-вездеходов, которые обеспечивают свободу передвижения людям с ограниченными возможностями не только в городе. Сегодня его продукция известна даже в Австралии.
Гузель Санжапова из Свердловской области не просто организовала производство крем-меда, но и возродила малую родину, построила на селе общественный центр, детскую площадку. Наталья Булатова из Пермского края – создатель детского центра «Аистенок», по ее франшизе открылись центры не только в России, но и в Дубае.
За каждым из этих людей стоит история собственного преодоления трудностей, с которыми они столкнулись, потому что проблемы – это не препятствия, это условия и задачи, это то, что может сделать нас сильнее. Поэтому я призываю социальных предпринимателей не бояться проблем, это неотъемлемая часть нашей жизни. Нужно просто правильно к ним относиться, использовать их для того, чтобы стать лучше.
Ценности и поступки
Бренд строится на реальных фактах и поступках, нужны действия для того, чтобы создать свой бренд, и его построение будет требовать временных и финансовых вложений.
Конечно, это делается не за несколько дней, однако потом бренд начинает работать на вас, и все эти инвестиции окупаются с лихвой.
Важно понимать, что у личного бренда нет задачи нравиться всем: у вас должна быть своя целевая аудитория. Да, порой вас будут критиковать, и в этом плане «быть никем» очень удобно
Стройте объемный, многогранный, а не плоский бренд: никто не любит идеальных людей, и свою изюминку, свои особенности надо подчеркивать и выделять.
Построение любого бренда начинается с его ценностей. Например, преодолеть свои ограниченные возможности здоровья, как Роман, или спасти свою малую родину, как Гузель. Это то, к чему хочется присоединиться, то, что вдохновляет и имеет конкретное содержание – действия, поведение. При этом суть бренда не является обещанием, поэтому логотип, товары-услуги, заголовки – это все вторично. В основе бренда лежат ваши ценности. И здорово, когда они совпадают с вашим бизнесом: на двух стульях усидеть сложно.
Не ждите лучших времен, начинайте уже сегодня!