Зона особого внимания
Фото из личного архива Александра Смекалина
– Александр Александрович, почему именно сектору промышленного предпринимательства уделяется сегодня повышенное внимание?
– Ульяновская область традиционно является промышленным регионом, это базис нашей экономики, на это направлена и существующая система подготовки кадров. Поэтому мы ориентировали большую часть мер государственной поддержки предпринимательства именно на стимулирование промышленных, высокопроизводительных предприятий, предпринимателей, которые создают продукты с высокой добавленной стоимостью и высокооплачиваемые рабочие места.
– Как меняются с годами запросы внешних и внутренних инвесторов, развивающих бизнес на территории региона?
– Если десять лет назад инвесторам было достаточно предоставления налоговых льгот, то буквально несколько лет назад, чтобы оставаться конкурентными, мы стали предлагать подготовленную инфраструктуру для того, чтобы реализовывать крупные проекты. На сегодняшний день все больше инвесторов, причем как крупных, так и средних, отдают предпочтение подготовленной площадке, а это означает – подготовленная инженерная инфраструктура на земельных участках, наличие готовых зданий, отвечающих требованиям категории А или В, для того, чтобы максимально быстро реализовывать свои инвестиционные проекты, аренда данных площадей с правом выкупа.
Причем все чаще в регион входят не только крупные бизнесы – период активного вхождения крупных иностранных компаний, скорее, прошел, – наступает этап активного развития среднего и малого бизнеса, как российского, так и зарубежного, который предъявляет свои требования к площадкам для быстрого входа. Им, в силу масштабов, нужны определенные условия и возможность быстро завозить оборудование и начинать запуск проекта.
– И как регион отвечает на эти вызовы?
– Мы разработали программу создания индустриальных парков, причем как формата greenfield, то есть создаваемый буквально в чистом поле, на незастроенном земельном участке, так и brownfield, когда мы используем существующие корпуса действующих предприятий, которые в рамках программы модернизации освобождают отдельные площади. И мы с привлечением частных инвестиций модернизируем эти корпуса и готовим их для привлечения резидентов.
– Назовите яркий пример парка в формате brownfield.
– Это проект компании «КИП «Мастер» (АО «Камский индустриальный парк «Мастер»), дочерней структуры Группы компаний КАМАЗ, который реализуется совместно с Корпорацией развития Ульяновской области на базе одного из корпусов Димитровградского автоагрегатного завода.
Под индустриальный парк на ДААЗе были переданы огромные площади – более ста тысяч квадратных метров. На сегодняшний день была проведена модернизация всей инженерной инфраструктуры, и первые, полностью готовые десять тысяч квадратных метров уже ждут своих резидентов.
Данный проект был предоставлен на рассмотрение в Министерство экономического развития РФ, где получил очень высокую оценку. Принято решение – проект вошел в перечень ведущих индустриальных парков России, на 2019-2020 годы будет выделен соответствующий грант Минэкономразвития в объеме 500 млн рублей.
Таким образом, буквально в течение двух лет мы сможем провести реконструкцию порядка 40 тыс. кв. метров, которые будут предоставлены ульяновским, российским и зарубежным компаниям для размещения своих производств на территории Димитровграда.
Уже сейчас три резидента начали завозить туда свое оборудование, приятно отметить, что два из них – это ульяновские компании «Призма» и «Торсион-Д», которые активно расширяют свои производства. Сейчас на рассмотрении еще десять заявок, и мы уверены, что в течение полутора лет индустриальный парк будет полностью занят резидентами.
– По каким критериям проходит отбор резидентов?
– Мы понимаем, что создавать высокотехнологичные рабочие места – значит, повышать уровень жизни наших граждан. Поэтому предъявляем требования к размеру заработной платы, она должна быть кратной коэффициенту 1,2 для Димитровграда, то есть не ниже 30 тысяч рублей. Только так можно претендовать на государственную поддержку.
– Как развиваются в регионе индустриальные парки формата greenfield?
– Мы понимаем, что нужно использовать не только действующие предприятия, но и строить с нуля. В качестве показательного примера можно назвать индустриальный парк «Восточный», на территории которого мы планируем активно развивать предприятия мебельной, дверной отрасли, которые до этого размещались либо на арендованных, либо на неприспособленных площадях. Сейчас они активно растут, развивают свой бизнес, поэтому возникла потребность в качественных производственных площадях.
Сегодня все больше инвесторов, причем как крупных, так и средних, отдают предпочтение подготовленной площадке, чтобы максимально быстро реализовывать свои проекты
Еще один пример – индустриальный парк «Платформа», расположенный на площадях портовой особой экономической зоны. Четыре тысячи офисных, лабораторных площадей готовы принимать своих резидентов, уже начался монтаж оборудования под сборку медицинской техники. Также ряд компаний заключил договоры аренды, и мы понимаем, что этого объема площадей нам уже не хватает, поэтому рассматриваем возможность строительства еще одного корпуса по заявкам наших потенциальных партнеров.
– Что еще получают резиденты помимо производственных площадей высокого класса?
– Сопутствующие услуги – услуги по продвижению товаров, поддержке экспорта и, безусловно, консультационное сопровождение – юридическое, бухгалтерское и т.д.
Кроме того, для сектора МСП также являются актуальными финансовые инструменты поддержки, например, льготные кредиты Корпорации развития малого и среднего предпринимательства РФ. Также мы сформировали на территории региона Фонд развития промышленности, который призван финансировать проекты МСП, в первую очередь в сфере производства.
Льготные кредиты общим объемом до 30 млн рублей могут быть использованы как непосредственно на реализацию проекта, при этом покрывая минимум 50% его стоимости, так и в качестве софинансирования для получения льготного кредита от Корпорации МСП РФ, объем которого доходит до 200 млн рублей.
На сегодняшний день около полутора десятков проектов уже получили такие меры поддержки, причем не только высокотехнологичные, но при этом важные для муниципальных образований. Приятно, что в этой работе не только предприниматели из Ульяновска и Димитровграда, но и из Барыша, Кузоватово, многих других муниципальных образований. За этим – будущее, поэтому мы каждый год докапитализируем Фонд развития промышленности, и в новом году предусмотрели в бюджете Ульяновской области 100 млн рублей на докапитализацию Фонда, и приглашаем наших предпринимателей воспользоваться данным инструментом для того, чтобы развивать свой бизнес.
Отмечу, что мы активно сотрудничаем с нашими партнерами из таких организаций, как «Опора России», «Деловая Россия», Союз промышленников и предпринимателей РФ, Торгово-промышленная палата, и нам удалось создать систему, при которой предприниматель может найти меру поддержки, необходимую ему в конкретный момент.
– Куда обращаться?
– По поручению губернатора сформирован единый центр работы с инвесторами и предпринимателями, который объединяет все институты развития, направленные на поддержку бизнеса – крупного, среднего, малого. Все инструментарии льготного финансирования, предоставление бизнес-площадок, индустриальных парков, правового сопровождения, проекты ГЧП подводятся под систему единого оператора – Корпорации по развитию Ульяновской области, и бизнесмен любого масштаба может обратиться и получить консультацию, оптимальный набор мер господдержки.
– Насколько все это интересно ульяновскому бизнесу?
– Ульяновский бизнес наконец-то поверил в свои силы и в то, что все меры поддержки создаются не только для внешних инвесторов, но и для него тоже. Будем откровенны, буквально несколько лет назад наши бизнесмены считали, что все эти меры направлены на поддержку внешнего бизнеса, иностранного инвестора. Мы потратили много сил для того, чтобы убедить предпринимателей области в том, что эти меры поддержки предусмотрены для них: мы заинтересованы в том, чтобы выращивать своих региональных и национальных чемпионов.
И самый главный мотиватор – личный пример. Когда такие компании, как КТЦ Металлоконструкция, Симбирский артизан, Инзенский ДОЗ и многие другие, воспользовались мерами поддержки региональной власти, не побоялись привлечь еще и собственные средства, в результате выросли в разы, вывели свой бизнес на международный рынок. И за этим – будущее, поэтому мы будем и дальше поддерживать ульяновские компании, которые хотят расти, развиваться.
– У кого больше шансов получить господдержку?
– Главное – иметь желание, четкую бизнес-стратегию – должен быть реальный, просчитанный проект. Мы готовы провести критический анализ бизнес-плана, если нужно, анализ рынка, можем даже подобрать оборудование.
Важно, чтобы компания четко понимала свой рынок, была профессионалом в своей отрасли, понимала задачи, которые перед ней стоят. По большому счету это все, что нужно для того, чтобы развиваться на территории Ульяновской области. Остальные вопросы мы готовы решать совместно.
– Какой отдачи ждет регион, поддерживая предпринимательство?
– В первую очередь, высокооплачиваемые рабочие места: человек должен иметь возможность получать достойную заработную плату, содержать свою семью, давать достойное образование своим детям и т.д.
Ульяновский бизнес поверил в свои силы и в то, что все меры поддержки создаются не только для внешних инвесторов, но и для него тоже
Безусловно, это и налоговые отчисления. Да, мы идем на то, что предоставляем меры налогового стимулирования, готовы отказаться от части налога на прибыль, налога на имущество. При этом мы сохраняем размер НДФЛ – налог, который идет в том числе в бюджет муниципальных образований – их доходная часть сегодня является зоной особого внимания.
При этом мы уделяем еще и серьезное внимание развитию малого бизнеса, в том числе работающих на спецрежимах – упрощенная или вмененная система налогообложения, патент. Это бизнесы, которые чаще всего взаимодействуют с муниципалитетами, и их развитие зависит именно от активной позиции муниципальных образований. Именно поэтому мы отказались от практики, при которой, согласно требованиям федерального законодательства, средства по упрощенной системе налогообложения должны быть зачислены в региональный бюджет. Мы же 30% данных поступлений перенаправили на муниципальные бюджеты для того, чтобы у муниципалитетов был стимул, чтобы они чувствовали результаты своей работы.
В 2018 году было принято решение, что еще и 80% от всех налоговых поступлений по упрощенной системе, которые поступают сверх плана, будут также направлены в муниципалитеты. Так что у каждого муниципалитета есть стимул активно заниматься развитием малого бизнеса, пополнять свои бюджеты, создавать новые рабочие места.