– Китай – «вкусный рынок», в котором даже проще будет развиваться, чем в российском, потому что в нем правила другие, конкуренция другая. В первую очередь мы поняли, что продукт должен быть совместный. У китайцев свое понимание сферы применения этого продукта, а у нас есть российские технологии, которые можно модернизировать. И мы запустили технологический обмен по IT-направлению. Сейчас мы провели переговоры по потенциальному открытию сборочного цеха с перспективой его расширения в Ульяновской области.
Однозначно ответить на вопрос, может ли Ульяновская область предложить достойную альтернативу китайской продукции, сейчас нельзя. На сегодня с этим будут проблемы, но если смотреть в плане развития, к чему стремиться через 5-10 лет, то, конечно, сможет. Надо посмотреть, какие направления актуальны в Китае, а это энергетика, медицина, IT и роботизация. И если в эти направления вкладывать человеческие ресурсы и инвестиции, я думаю, мы сможем быть конкурентны.
Большинство предпринимателей сейчас не хотят лишний раз выделяться. Потому что бизнес – это вещь хрупкая, его легко потерять. Выходя на работу с Китаем, мы поняли, что еще не получили патент на свой логотип – начали регистрацию в Роспатенте, чтобы наши права у нас потом никто не отнял. Чем дальше идешь, тем больше рисков потерять бизнес или повредить ему. Пока ты небольшой предприниматель, ты во многом защищен. И твой бизнес не так интересен остальным, потому что он маленький. Но если ты идешь вверх, ты привлекаешь к себе внимание. И здесь нужна подготовка и поддержка. Для этого у нас есть Дом предпринимателя, в который можно обратиться, так же как в Торгово-промышленную палату, «Деловую Россию», «Опору России». С их помощью можно выстраивать свой бизнес. В регионе информация есть, но она не собрана воедино для работы на международном рынке. Поэтому хотелось бы аккумулировать знания и развивать Российско-Китайский клуб предпринимателей.