Жалобы сокращаются, процесс закупок совершенствуется
Фото пресс-службы Ульяновского УФАС
– Каким он был, 2018-й? Количество жалоб на госзакупки в регионе выросло, Геннадий Степанович?
– Количество жалоб на госзакупки в рамках 44-ФЗ с каждым годом снижается. Это обусловлено рядом причин, в том числе и повышением уровня профессионализма у заказчика.
Типичные нарушения, допускаемые заказчиками, уполномоченными органами, комиссиями при закупках – наличие условий и требований, не соответствующих Закону о контрактной системе и законодательству РФ, а также необоснованный отказ в допуске к участию в закупках.
При рассмотрении жалоб часто встает вопрос правомерности установления показателей товара и условий исполнения контракта в документации, а также установление соответствия характеристик товара, указанных в заявке.
– Кто портит статистику? Нарушения возникают по-прежнему в основном на муниципальном уровне?
– Ульяновское УФАС России обеспокоено сложившейся тенденцией ухода государственных заказчиков от использования 44-ФЗ «О контрактной системе». В последние два года мы наблюдаем попытки «обхода» требований 44-ФЗ. Осуществляется передача органами госвласти и местного самоуправления уже существующих либо вновь созданных АНО функций заказчика. Это связано с тем, что на автономные некоммерческие организации не распространяется 44-ФЗ и 223-ФЗ и АНО имеет возможность заключать договоры без каких-либо конкурентных процедур. А это сотни миллионов рублей.
Подобные грубые нарушения приносят больший вред экономике государства, нежели допускаемые технические ошибки при формировании документации во время проведения торгов. Бюджет может потерять 10-20% денежных средств, которые могут быть сэкономлены при снижении начальной цены контракта. При реализации подобных схем обхода конкурентных процедур появляются нарушения в сфере бюджетного и уголовного законодательства. Кроме того, у предпринимателей отсутствует стимул в развитии бизнеса.
– В Ульяновской области механизм работы автономных некоммерческих организаций, который имеет признаки нарушений Закона о защите конкуренции и который при этом отсутствует в других регионах, будет изменен?
– В октябре 2018 года Ульяновское УФАС России вынесло решение о признании действий правительства Ульяновской области, регионального министерства развития конкуренции и экономики и министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса, а также администрации города Ульяновска неправомерными. Ведомства заключили соглашение о создании АНО «Цивилизация» в целях осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения системы фото– и видеофиксации правонарушений Правил дорожного движения и проекта «Видеонаблюдение в социальной сфере» без использования процедур, предусмотренных Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44-ФЗ. А это влечет ограничение доступа на товарные рынки и нарушение пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции».
Наше решение оспорено в Арбитражном суде Ульяновской области и рассмотрение дела не завершено.
Учредители вправе изменить механизм работы АНО вне зависимости от наличия каких-либо судебных споров, но дальнейшие действия антимонопольного органа будут зависеть от принятых судебных актов.
– Нарушалось ли антимонопольное законодательство в отношении цен на топливо в прошлом году? Каковы ваши прогнозы касаемо цен на бензин в 2019 году?
– В действиях розничных продавцов автомобильных бензинов и дизельного топлива нарушений антимонопольного законодательства в 2018 году не выявлялось. А анализ обоснованности установленных цен не позволяет говорить о наличии монопольно высоких цен в чьих-либо действиях. Жалоб от хозяйствующих субъектов не поступало.
– Что можете сказать о процессуальных изменениях прошлого года?
– В 2018 году вступил ряд изменений в Закон о контрактной системе. Основные изменения коснулись электронизации закупок. Теперь электронные процедуры – это открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок и предложений. Закрытые закупки тоже могут быть электронными по решению правительства России. С 1 июля 2018 года проведение электронных процедур было правом, а с 1 января 2019 года – уже обязанность. С 1 января 2019 года проведение закупок не в электронном виде будет приравниваться к грубому нарушению законодательств. В бумажной форме разрешено проводить закупки только в исключительных случаях. К ним относят приобретение товаров за рубежом, запросы котировок с целью оказания экстренной медицинской помощи, предварительный отбор поставщиков для оказания гуманитарной помощи или устранения последствий чрезвычайных ситуаций, а также закрытые формы закупки и приобретение товаров и услуг у единственного поставщика. Такое нововведение призвано упростить и ускорить проведение закупок, сделать его более прозрачным. При этом поставщикам не придется тратить дополнительные средства на пересылку бумажных версий своих заявок заказчику.
С 1 ноября 2018 года федеральные органы исполнительной власти и их казенные учреждения должны закупать через единый агрегатор торговли «Березка» малые закупки по п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ. При этом с 1 ноября через единый агрегатор торговли нужно закупать только канцелярские товары по п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ.
Заказчики будут вправе осуществлять закупки без использования единого агрегатора торговли при условии, что закупки осуществляются по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием единого агрегатора торговли.
– Расскажите о ключевых показателях развития конкуренции в Ульяновской области на 2019-й? Ожидаются изменения в сторону увеличения?
– Сегодня экономическое развитие любой страны немыслимо без наличия справедливой конкуренции – соревнования хозяйствующих субъектов. Это подтверждается принятием Указа президента РФ от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».
В соответствии с этим указом активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации считается приоритетным направлением деятельности всех органов власти. Распоряжением губернатора Ульяновской области от 10.03.2016 утвержден перечень рынков и ключевые показатели развития конкуренции на них, включая 2019 год (их – 35). Для отдельных рынков предполагается увеличение доли хозяйствующих субъектов с частной формой собственности, например, рынок услуг дошкольного образования, для иных – доля денежных бюджетных средств, распределяемых на конкурсной основе.
– Лет 10 назад российское антимонопольное законодательство принципиально разнилось с европейским. Если в Европе в приоритете был запрет согласованных действий на товарных рынках, то в России чаще применялись запреты злоупотребления доминирующим положением на рынке. Насколько изменилась ситуация за последнее время?
– Исходя из статистики выявленных нарушений за последние годы, можно сделать выводы о том, что нарушения в виде злоупотребления доминирующим положением на товарном рынке выявляются чаще картельных соглашений, и нарушения антимонопольного законодательства органами власти приобретают существенные последствия для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующими субъектами и для развития экономики региона.