Екатерина Буцкая: «Стать тем, кто я есть, помогли наставники»
Фото из личного архива Екатерины Буцкой
– Екатерина Владимировна, кто повлиял на ваш выбор специальности? Любовь к точным наукам, к математике была с детства?
Да, я очень любила точные науки – математику, физику, химию, школу окончила с золотой медалью. На выбор профессии повлиял мой отец, который всегда был для меня большим примером, с простого рабочего он дошел до начальника отдела Госплана Узбекской ССР.
Я окончила с красным дипломом институт народного хозяйства в Ташкенте, поступила в аспирантуру. У меня была практически готова кандидатская диссертация, уже сдала экзамены по кандидатскому минимуму, как нам пришлось покинуть «хлебный город»: в начале 90-х в Узбекистане начались волнения. Мы решили перебраться на родину моей мамы.
– Как вас встретил Ульяновск?
– Хорошо, ни разу не пожалела, что приехала сюда. Очень полюбила и город, и его жителей. Здесь я выросла в профессиональном плане – благодаря не только своему усердию в учебе и той базе, которую во мне заложили родители, но и своим наставникам. Меня всегда поддерживали, выдвигали. Особая благодарность Федору Григорьевичу Гришину, возглавлявшему Ульяновский район, я была его заместителем по экономике. Многому научилась и у Ольги Степановны Максимушкиной, она стояла во главе регионального Минфина, куда я пришла десять лет назад.
– Как считаете, какими главными качествами должен обладать успешный глава регионального Минфина?
– Конечно, важно очень ответственно подходить к работе, к принятию решений, к коллективу профессионалов, который возглавляешь. Нужно быть дисциплинированным, понимать, что за тобой стоит огромное количество людей, которые должны вовремя получить зарплату, социальные выплаты, оплатить коммунальные услуги...
Работа, в которую я вкладываю душу, имеет конкретные результаты: финансовая система, сбалансированный бюджет региона напрямую связаны с его экономическим, социальным развитием, стабильностью в обществе.
– Какие главные изменения произошли в региональном Минфине за последние годы?
– В 2007-2008 году наше ведомство приняло участие в федеральной программе реформирования общественных финансов. По итогам конкурсного отбора регион занял пятое место среди 14 субъектов РФ. Участие в данной программе позволило новым взглядом посмотреть на отлаженные процессы, усовершенствовать их и тем самым поднять качество формирования и исполнения бюджетов на принципиально новый уровень. Данная программа дала сильнейший толчок развитию финансовой отрасли в дальнейшем.
В 2008 году произошла важная веха – регион перешел на трехлетний бюджет, что в корне изменило подходы к планированию бюджетного процесса. Это позволило расширить горизонты бюджетного планирования, в том числе в части заключения государственных контрактов на период, выходящий за рамки однолетнего. Это позволило более эффективно осваивать бюджетные средства, когда начатые работы завершались тем же подрядчиком, что, безусловно, повышало их ответственность за качество выполняемых работ.
2010 год – это переход от сметного финансирования к программно-целевым методам бюджетного планирования в рамках 83-ФЗ. Наше министерство стало координатором реализации данного закона на территории региона, все мероприятия были нацелены на улучшение качества предоставления услуг населению.
Одним из безусловных достижений Министерства финансов Ульяновской области за последние 10 лет можно считать усовершенствование механизма кассового исполнения областного бюджета.
Ульяновская область одной из первых в стране перешла на самостоятельное исполнение областного бюджета. Цель такого перехода – в первую очередь, повышение качества исполнения бюджета, стремление сделать процесс исполнения бюджета наиболее эффективным, прозрачным и управляемым.
Кроме того, в регионе создана централизованная информационно-техническая платформа для автоматизации процессов хранения, обработки данных и получения оперативной информации об исполнении областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. В данном программном продукте осуществляется кассовое исполнение бюджетов всех муниципальных образований, что позволило повысить информационную открытость бюджетного процесса муниципальных образований.
В 2018 году завершен проект по созданию государственной информационной системы Ульяновской области централизованной автоматизированной системы управления финансово-хозяйственной деятельностью областных органов государственной власти и госучреждений.
Об успешности внедрения и реализации на территории нашего региона всех новаций в финансовой отрасли говорит стабильное вхождение Ульяновской области в группу регионов с надлежащим качеством управления финансами, рейтинг составляется российским Минфином.
– Но время диктует – нельзя стоять на месте...
– Да, и мы проводим большую работу с доходными источниками и наблюдаем положительную динамику. Если в 2012 году налоговые и неналоговые доходы составляли около 30 млрд рублей, то в 2016 году мы вышли на новый уровень: впервые за пять лет регион занял первое место в ПФО и второе место среди субъектов России по темпу роста налоговых и неналоговых доходов, который составил 127,3%! Собственные доходы в консолидированный бюджет Ульяновской области сложились в сумме более 45 млрд рублей. Только за один год доходы казны выросли почти на 10 млрд рублей!
Также мы проводим большую работу в рамках оптимизации бюджетных расходов, понимая, что их эффективность также играет немаловажную роль. Для решения задачи по увеличению финансовых возможностей региона утвержден План первоочередных действий в экономике Ульяновской области, в рамках которого экономический эффект от реализации мероприятий по оптимизации расходов в 2018 году составил 795,6 млн рублей или 115,8% от годового плана.
Эффективность бюджетных расходов достигается в рамках государственных программ, проектного управления, здесь мы тоже не стоим на месте.
– А что с вопросом снижения долговой нагрузки?
– Как и прежде, он остается одним из значимых. В 2017 году мы приступили к реструктуризации государственного долга. Общий объем бюджетных кредитов, которые были реструктуризированы, составил около 9,3 млрд рублей и их погашение предусмотрено в течение семи лет по определенному графику. Кроме того, в 2017 году состоялся дебютный выпуск субсидированных облигаций в размере 5 млрд рублей. Все это привело к значительному снижению расходов на обслуживание государственного долга. Так, в 2017 году снижение по отношению к предыдущему году составило 144 млн рублей, в 2018 году фактические расходы снизились еще на 800,6 млн рублей.
– А вы сами как меняетесь?
– Губернатор Сергей Морозов уделяет большое внимание обучению министров, и я сама понимаю, что нужно постоянно повышать свои знания, иначе отстанешь – время такое.
Как руководитель, работаю над созданием благоприятной атмосферы в коллективе, над постоянным обучением своих сотрудников.
– Пожалуйста, поделитесь планами ведомства.
– Требования, предъявляемые к финансовым органам в последнее время, очень высоки, а в современных условиях это невозможно без применения новых информационных технологий и современного программного обеспечения. Поэтому в 2019 году мы планируем цифровизировать и интегрировать все потоки данных в единое информационное пространство.
Кроме того, в 2019 году будет разработана концепция повышения эффективности бюджетных расходов, включающая систему мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ульяновской области, а также по модернизации системы управления общественными финансами.
Работы впереди очень много.
– Как вы снимаете стресс, как отвлекаетесь от важных государственных дел?
– Помогает общение с близкими: у меня замечательные дети, внуки, мама, муж. Стараемся проводить праздники вместе, дарить друг другу тепло.
Начала подготовку к новому садово-огородному сезону, очень люблю цветы. Когда выходишь в сад и видишь такую красоту, когда сажаешь растения, взаимодействуя с землей, уходит вся плохая энергетика, появляются силы двигаться дальше.
Биографическая справка
Екатерина Владимировна Буцкая родилась 20 августа 1967 года в городе Ташкенте, Узбекистан. В 1988 году окончила Ташкентский Институт народного хозяйства по специальности «Экономика труда». С 1988 года Буцкая работала в Академии наук УзССР Совета по изучению производительных сил. В 1994 году переходит в научно-исследовательский институт Госкомпрогнозирования при Академии наук Узбекистана. В 1996 году семья переезжает в Ульяновскую область.
С 1997 года на протяжении девяти лет Буцкая является заместителем главы Ульяновского района Ульяновской области. Далее в течение года занимала должность заместителя директора департамента – начальника управления планирования бюджета, затем становится директором департамента планирования бюджета и отраслевого финансирования. С ноября 2008 года Буцкая работала замминистра финансов Ульяновской области. С 2014 года занимает должность министра финансов Ульяновской области.