– У всех есть возможности приобрести сырье и оборудование, необходимые для производства каких-либо товаров. Есть возможность создавать сайты, даже самостоятельно, использовать их как собственные торговые и информационные площадки. Сейчас наблюдается просто бум социальных сетей, которые являются и каналами продвижения, и каналами продаж. В регионе поддерживается предпринимательство и самозанятость – доступны бесплатные консультации, обучение, различные финансовые инструменты. Так что превратить хобби в бизнес, в «работу» вполне реально.
Хобби для бизнеса. Бизнес для хобби
Фото: Виктория Чернышева
Яичница с тюльпанами
26 мая 1988 года в России был принят закон «О кооперации в СССР», фактически разрешивший частное предпринимательство. В Ульяновске инициативу «сверху» быстро подхватили: инженерно-технические работники, партийные и комсомольские функционеры, учителя и врачи подались «в бизнес». За редким исключением новоиспеченное предпринимательство ограничивалось форматом «купи-продай».
Даже если кто-то из «новых русских» и занимался, скажем, научно-исследовательской работой, то совсем без торгового направления все же не обходился.
Предприниматель первой волны Александр Данилов вспоминает, что торговал всем чем угодно: двигателями, куриными яйцами, бытовой химией, даже алкоголем. Но главным делом генерального директора ООО «АДК», председателя Ульяновского объединения предпринимателей стал фотобизнес. Данилову удалось монетизировать свое увлечение фотографией, и он бросил торговлю, пусть и более доходную. Сегодня несмотря на то, что каждый владелец смартфона «сам себе фотограф», Александр Данилов продолжает заниматься любимым делом, находит новые ниши его монетизации, например, производство фотокартин на холсте.
Известный ульяновский ресторатор Антон Ивницкий вспоминает, как в третьем классе впервые приготовил яичницу… с луковицами тюльпана. Увлечение кулинарным искусством спустя годы переросло во «вкусный» бизнес, вполне успешный. У другого ресторатора города – Михаила Мишина – профессиональный стаж в общепите не велик, долгое время в поле зрения самарского экспата на ульяновской земле была архитектура. Но… любовь к приготовлению пищи (дедушкины гены!), к самому процессу угощения в конце концов взяли верх, и полтора года назад экс-главный архитектор Ульяновска открыл «Мишин бар».
Эксперты утверждают, что сейчас превратить хобби в источник заработка гораздо проще, чем это было 10 и тем более 20 лет назад.
Дело матери боится?
Недавно в Ульяновске прошел MyFest, где были представлены товары в стиле handmade – украшения, ремесленные хлеба, постельное белье…
– Для меня такие маркеты – это возможность лично познакомиться с клиентами, поскольку магазина у меня нет. Я вышла из онлайна, дала потрогать товар своим подписчикам. Уже пришла заявка на постельное белье. По моим наблюдениям продаж было мало у всех, а вот знакомств и обмена контактами – много.
– Сегодня все больше людей, стремясь не просто заработать себе на жизнь, а делать это с удовольствием, пытаются монетизировать любимые занятия. Люди мечтают о том, чтобы превратить хобби в источник дохода. Некоторым удается сделать это и зарабатывать деньги на домашней выпечке, вязании, шитье, вышивке. Это отчетливо видно на примерах участниц федерального образовательного проекта «Мама-предприниматель», который прошел в нашем регионе уже в шестой раз, и участниц регионального образовательного проекта «Академия женского бизнеса», который стартовал в марте этого года.
Замечено, что чаще всего хобби перерастает в полноценный бизнес в основном у женщин – мужчины предпочитают заниматься чем-то более «серьезным».
– Думаю, это происходит потому, что мужчины, когда строят карьеру, отдаются делу полностью: это их оплот, они делают деньги, и это основа их жизни. А женщины часто поступают в вузы не по велению сердца и потом по разным причинам выбирают работу, которая тоже не отражает их заглавную цель. Например, потому что главное – это семья, а работа – так, чтобы было удобно, близко от дома, не очень энергозатратно. А потом приходит осознание, что чего-то в жизни не хватает – самореализации, творчества, и т.д. И уже есть время и силы посвятить себя себе, перестать ходить на работу, которая приносит мало денег и совсем не приносит радости. Обычно это не юные девочки, а женщины, которым «за»... Но те женщины, которые нашли свою профессию и развиваются в ней наравне с мужчинами, так обычно не поступают.
Есть еще один распространенный типаж людей, которые обычно монетизируют свои увлечения. Поначалу у них и работа была отличная, и с самореализацией все в порядке. Но вот со временем все надоедает, хочется чего-то нового.
– Когда я стала мамой, задумалась, чем бы заниматься, чтобы и зарабатывать, и самой управлять своим временем. Несколько месяцев перебирала в голове, что я умею делать и что из этих навыков можно монетизировать? Вот тут и вспомнила про свои навыки шитья.
На комоде слоники
По статистике в России около 20 млн рыбаков. В Ульяновской области с ее обилием водоемов также достаточно сильное рыбацкое сообщество. Среди рыбаков встречаются и руководители, и собственники бизнеса. Например, одно из самых любимых увлечений владельца сети магазинов «Сарай», «ВМ Clinic» и базы отдыха «Архангельская Слобода» Вадима Долгановского – рыбалка на спиннинг.
– С этой целью муж объездил много регионов России, включая самые отдаленные. А зимой обязательно выходит на зимнюю рыбалку, и часто я вместе с ним. Также Вадим очень любит виндсерфинг и кайтсерфинг. Обязательно два раза в год выезжает в ветреные страны с теплым климатом, где оттачивает свое мастерство. Занимается дайвингом, катается на горных лыжах и приобщает к этому своих родных и близких. Вообще, покорение новых вершин для него само по себе – уже хобби.
Рыбалка, как правило, территория мужского отдыха, как и охота, – тоже распространенная забава среди ульяновских предпринимателей. Сегодня в регионе более 30 официально зарегистрированных охотопользовательских организаций. Только в Обществе охотников и рыболовов Ульяновской области – порядка 11 тысяч членов.
С 1 июня открыта охота на кабана, в июле на очереди – сурок, а в третью субботу августа местные охотники массово выйдут с оружием на водоплавающую дичь.
У руководящих женщин – хобби более мирные.
– Я коллекционирую слоников. В настоящее время в коллекции их у меня около 40 штук. Причем все они подаренные или купленные на отдыхе, и, как правило, все со смыслом. Но главная отдушина у меня – это огород и цветы. Несколько лет назад в сложной жизненной ситуации я нашла успокоение, именно копаясь в земле.
У директора ЦОТ «ХОЗЯИН» Людмилы Москвичевой несколько хобби: домашние животные, спорт, а также рисование, в основном акриловыми красками. Любимая тема – природа: пейзажи, птицы. Недавно г-жа Москвичева подарила подруге картину с орланом.
Среди увлечений владельца ресторана «ГрафинЪ», ротарианца Вячеслава Картюкова – горные лыжи, у предпринимателя Михаила Арифуллина – путешествия, сноуборд, а Александр Данилов коллекционирует фотоаппараты. У бизнесмена с 30-летним стажем есть настоящие раритеты.
Ульяновский психолог Инна Семикашева объясняет желание предпринимателей, топ-менеджеров заниматься каким-либо хобби, собирать коллекции так: «Бизнес – это трудное, тяжелое занятие, в нашей стране особенно, поэтому хобби – охота, рыбалка и пр. – это про снятие стресса при общении с друзьями. Рыбалка – это еще и медитация, а охота – выплеск накопившейся агрессии. Коллекционирование – тоже медитация: занятие, сопряженное с поиском по каталогам, составлением коллекций, их разглядыванием, составлением списков и описаний, особенно успокаивающе действует на ананкастов, то есть педантов.
Кстати, как считают специалисты, отсутствие дел для души, досуговых занятий пагубно сказывается на эмоционально-психологическом состоянии человека.
В суете буден для душевной гармонии, повышения качества жизни людям просто необходима отдушина, творческая разрядка.
Игрушки для мастера
Пока одни предприниматели наслаждаются своим хобби или делают на них деньги, другие – строят бизнес на увлечении сограждан. И это направление активно развивается в последнее время.
В городе работают специализированные магазины: «Лодки Поволжья», «Охотник и рыболов», «Леонардо». Но чаще всего тон здесь задают крупные сетевые игроки.
– Почти в каждом отделе нашего магазина можно найти что-то для своего хобби и увлечения. Например, в отделе «Техносад» есть товары для рыбалки, а отдел «Шторы» поможет рукодельницам с тканями на любой вкус. Для рукодельников-мужчин – и для любителей, и для профессионалов – мы предложим огромный выбор инструментов: дрели, шуроповерты и прочие «игрушки» для мастеров. В отделе «Стеновые панели» каждый желающий приобретет деревяшки для творчества. А отдел «Стройка» можно и вовсе назвать раем для увлеченных.
– Если брать во внимание запросы наших клиентов, определенно люди сегодня стремятся все делать своими руками. Очень развивается направление хэнд-мейда. Это касается, как женских видов хобби – кулинария, шитье, дизайн и прочее, так и «мужских» – изготовление мебели, обустройство мастерских, дач... Для таких увлеченных людей у нас в гипермаркете регулярно проводятся мастер-классы, где профессионалы своего дела раскрывают секреты, показывают лайфхаки. Отмечу, что сегодня у мужского населения стал гораздо четче работать принцип «посадить дерево, построить дом, вырастить сына». Они начинают принимать активное участие в воспитании детей, приобщают их к своим увлечениям, что положительным образом сказывается на укреплении семьи.
Категорию DIY эксперты считают одной из самых перспективных ниш на рынке. Это касается и сегмента e-commerce: сегодня все больше россиян предпочитают приобретать товары категории «сделай сам» через интернет.
Вот почему серьезные игроки открывают представительства не только оффлайн, но и онлайн формата.