Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Мебель: курс — на минимализм

Минимализм в стиле вовсе не предполагает ограниченный выбор. Наоборот, ульяновский мебельный рынок предлагает товары на любой вкус и с учетом любых доходов.

Рынок российский
Социологи компании «РосБизнесКонсалтинг» (РБК), которые специализируются на отраслевых обзорах российского рынка, провели исследование рынка мебели в нашей стране за первые пять лет XXI века.
По оценкам РБК, российский рынок мебели является одним из самых конкурентных, где представлены как крупные мебельные фабрики, так и множество небольших фирм-производителей мебели.
Однако, делают вывод социологи, несмотря на большой потенциал развития отрасли, потребление мебели в России, по сравнению с европейскими странами, остается на крайне низком уровне. Объем мирового рынка мебели превышает 200 млрд. евро в год, при этом доля России в нем составляет лишь около 0,61%. Согласно официальной статистике, объемы потребления мебели (включая офисную и специальную) за пять лет выросли в нашей стране более чем в два раза. В 2005 году в среднем россияне тратили на мебель от 20 до 29 долларов на человека. В то же время, например, французы тратят на предметы обстановки до 200 евро в год, немцы — до 300.
По данным Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ), доля импортной мебели на российском рынке составила 45-47%. В министерстве полагают, что, учитывая увеличение в перспективе платежеспособного спроса на мебель, в этом сегменте рынка у отечественных производителей имеются значительные резервы роста производства. Но сами игроки настроены более пессимистично: если в 2004 году импорт мебели в целом вырос на четверть, а российское производство — только на 13%, то при сохранении такой тенденции отечественные производители могут потерять рынок.

 

 


Одной из «внешних» трудностей для российских мебельщиков являются ввозные пошлины на оборудование для деревообрабатывающей промышленности. Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности борется за снижение пошлин. Но процесс этот проходит с переменным успехом.
РБК исследовал и поведение на рынке мебели представителей среднего класса. Выяснилось, что предметы обстановки не являются основным (по значимости финансовых затрат) объектом в структуре потребления представителей этого слоя населения. Расходы на приобретение мебели в среднем составляют около 2-3% доходов такой семьи. Однако положительная динамика в приросте численности среднего класса обеспечивает и рост потребления.

 

 

 

 


Интересно, что средний класс приобретает больше мебели, чем планирует. Анализируется и структура покупок. Если в 2002 году основное влияние на выбор мебели оказывала популярность модели, то в 2005-м 66% респондентов ответили, что ориентировались на стиль, дизайн. В 53% ответов определяющим фактором стала цена. Примерно одинаковое значение имеют качество, габариты и материалы. Страна-изготовитель в 17% случаев может отпугнуть представителей среднего класса, и в целом они предпочитают мебель отечественного производства.
Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что средний класс ориентирован на приобретение качественных товаров массового производства по умеренным ценам, то есть на бренды. А грамотное построение брендов в России в ближайшие годы будет невозможно без учетов вкусов, стилей и образа жизни среднего класса.

Рынок ульяновский
Поскольку Ульяновск традиционно считается мебельным городом, здесь также представлена продукция как крупных производителей, так и представителей среднего и малого бизнеса.
По заказу «ДО» Маркетинговый центр «Артефакт» провел исследование предпочтений и покупательских интересов на мебельном рынке Ульяновска. Респондентами «Артефакта» стали 80 посетителей мебельных салонов нашего города.
Как же симбиряне ведут себя по отношению к мебели? Какую часть своего бюджета тратят на нее? Где покупают? Какие предметы обстановки наиболее востребованы? Какие стили предпочтительнее?
Прежде всего, отмечают эксперты «Артефакта», доходы ульяновцев неуклонно растут, а следовательно, увеличиваются и затраты населения на все то, что делает жизнь красивее, ком-фортнее и удобнее. Оказалось, что семьи, которые приобрели мебель в течение последнего года, потратили на это в среднем 18% своего годового бюджета. Каждый из опрошенных потратил на мебель в среднем около 1000 долларов.
При этом 66% респондентов интересуются недорогой отечественной мебелью, 24% покупали дорогие предметы обстановки также отечественного производства. Только менее 5% опрошенных приобрели дорогую импортную мебель. Исходя из этого, социологи «Артефакта» делают вывод, что Ульяновск находится в русле общероссийских тенденций и остается благодатным полем сбыта своей продукции для отечественных мебельных фабрик.
По оценкам РБК, за первые пять лет нового века изменились стилевые предпочтения россий-ских покупателей: в лидеры вышла традиционная классическая мебель, заняв место современных функциональных предметов. Авангардное направление интересовало только 5% населения. Ульяновск — не исключение. 75% респондентов «Артефакта» приобрели мебель именно в классическом стиле, подтвердив тем самым российскую тенденцию.
И что не может не радовать, 72% ульяновцев, покупавших мебель в течение последнего года, при выборе ориентировались в первую очередь на понравившуюся модель, а не на ее цену.
Российские специалисты в области мебельного рынка утверждают, что со временем торговля мебелью сосредоточится только в больших салонах. Однако ситуация в Ульяновске выглядит по-другому. В нашем городе популярностью пользуются и крупные салоны, и небольшие магазины недалеко от дома, и рынки, и фирмы по изготовлению мебели на заказ (см. таблицу №1).
Какую конкретно мебель покупают ульяновцы в первую очередь? Из таблицы №2 понятно, что первейшим долгом истинного симбирянина является покупка дивана. Полежать бы нам все, полежать...
По результатам своего исследования социологи Маркетингового центра «Артефакт» делают вывод, что ульяновцы, так же, как и все россияне, активно приобретают мебель, тратя на это достаточную долю своего дохода, предпочитают те же стилевые решения. Однако стараются экономить, разыскивая мебель по душе на рынке или заказывая ее в частных фирмах. Хотят жить красиво и удобно — но по средствам.

Ценовые категории
Сотрудники «ДО» прошлись по крупнейшим мебельным салонам правобережной части города, небольшим магазинам и рынкам Ульяновска, посмотрели стоимость мебели разных ценовых категорий. Условно мы разбили цены на четыре раздела (таблица №3).
Самый широкий выбор ульяновская торговля представляет во второй ценовой категории — недорогой мебели отечественного производства. Залы салонов просто забиты диванами. Вовсю развернулись местные производители. Они предлагают сотни моделей, которые выглядят аккуратно и стильно. Особенно много угловых диванов, круглые секции спинок которых (а-ля морская раковина) туго обтянуты контрастным флоком, а уголок оборудован удобными полочками. Обивка — от натуральной и искусственной кожи до терможакарда — прочного легкого материала, раскрашенного ярко, как ивановские ситцы.
Импортная мебель в нашем городе — в основном из четырех стран: Испания, Италия, Германия и Голландия. Германские фирмы (и повторяющие их направление совместные предприятия) предлагают диваны другого стиля — без складочек, фестончиков и рюшей. Это низкие рамы, на которые изысканно-небрежно брошены мягкие прямоугольные подушки: садишься — и утопаешь. Рядом с ними на стендах импортной мебели — строгие кожаные коричневые диваны, словно предназначенные для кабинета Ильи Николаевича Ульянова. А итальянская белая мягкая мебель на гнутых ножках больше подошла бы для женского будуара.
Голландия представляет мебель в фольклорном стиле: красивую, основательную. Например, двухметровая деревянная столешница сантиметров десяти толщиной установлена не на ножках, а «на козлах». Вокруг — массивные деревянные стулья с прямыми спинками. Словом, мебель, достойная кисти «малых голландцев».
Итальянский стиль широко представлен и отечественными производителями, работающими в ценовой категории премиум-класса. Отделка корпусной мебели — под красное дерево. Строгие прямоугольные формы. Основательность и качество. Сейчас модно «разбивать» фронтальную плоскость. Например, средняя часть трехстворчатого шкафа-купе во всю высоту выполнена в форме полуцилиндра. Она не только делает фасад интереснее, но и красиво отражает свет. Однако знающие люди говорят, что для небольших помещений это неудобно — такая мебель выглядит более громоздкой.

«Дворцовый переворот»
Апрель и май нынешнего года были отмечены двумя солидными мебельными салонами, прошедшими в Москве: «MosBild» и «Евроэкспомебель-2007». Представители мебельных предприятий, торговли и дизайнерских фирм нашего города посетили обе эти выставки.
— Посмотрев экспозицию «MosBild», — рассказывает PR-менеджер ульяновской Дизайн-студии Денисовой и Строевой Павел Широков, — мы сделали вывод, что в самое ближайшее время на российском рынке мебели появится китайская продукция.
Напомним, что мебель КНР уже выходила на наш рынок в самом начале 90-х. Стоила она копейки (по современным ценам диван можно было купить тысячи за две рублей), была красива, но разваливалась, еще не доехав до потребителя. Только человек, в совершенстве владеющий столярным мастерством, мог позволить себе купить и «до досточки» перебрать такой диван. Теперь в Китае работают солидные фабрики, эталоном продукции для которых служит западная мебель. Причем и цены далеко не низкие. Например, на московском салоне стеклянная мебель для ванной комнаты китайского производства стоила около 3000 долларов — примерно столько же, сколько стоит подобный итальянский набор.

Ценовые категории ульяновского рынка мебели

 

 

 

 


Маркетинговые исследования РБК, о которых мы говорили выше, выявили четырех лидеров-производителей мебели, наиболее популярных в России. Это «Шатура», ИКЕА, «Три кита» и СБС. Большинство же респондентов называло фирмы, работающие и известные в отдельных регионах страны. В Ульяновске также больше известны и популярны фирмы регионального масштаба. Вряд ли та же ИКЕА откроет в ближайшие годы салон в нашем городе — пока компания работает в городах с миллионным населением.
Директор Дизайн-студии Денисовой и Строевой Дмитрий Строев говорит:
— К сожалению, в нашем городе нет серьезных шоу-румов, в которых покупатель мог бы ознакомиться с полными коллекциями итальянских или испанских мебельных фабрик. Но на сегодняшний день достаточно просто выбрать по каталогам мебель различных европейских производителей. Пожалуй, лучший вариант в таком случае — перед покупкой заказать компьютерную визуализацию. Построенное на компьютере изображение позволит заранее посмотреть и оценить ваш будущий интерьер.
Дизайнеры отмечают, что интерьеры с подвесными потолками, белыми стенами и черной мебелью, какие все еще заказывают ульяновцы, уже отошли в прошлое. Наступает эра минимализма. Совсем не актуальны мебельная стенка с нишей для телевизора и диван напротив. Модно открытое пространство. Мебель расставляется небольшими группами. Телевизор — на специальную полку, где есть место для другой аппаратуры и дисков. Вещи из стенки — в гардеробную, выгороженную в одной из комнат легкими ширмами (такие предложения есть в ульяновских мебельных салонах). Диван — угловой или стоящий вместе с креслами в отдельной зоне отдыха.
Еще осенью прошлого года предметы обстановки, характерные для стиля хай-тек, горожанам приходилось заказывать в Москве. Теперь они также есть в магазинах Ульяновска. Стекло и металл становятся основными материалами.
Во-первых, они экологичны, во-вторых, делают мебель более изысканной и элегантной. Стекло используется как в виде конструктивных деталей мебели, так и в качестве декоративных и накладных элементов, позволяющих улучшить ее эстетические свойства. Модной тенденцией в мебельном дизайне стало изготовление из стекла столешниц и крышек столов, тумб различного назначения, комодов, витрин. Многослойные конструкции из стекла широко используются в производстве различных стоек для радио- и телеаппаратуры. Также растет спрос на мебель для ванных комнат, выполненную полностью из стекла.
Старую добрую классику на кухне сменяют металлические поверхности или их имитация в сочетании со стеклом и металлическим профилем — также мебель в стиле хай-тек. Простые, прямые линии — это наиболее модное направление в дизайне кухонной мебели. А барная стойка сейчас популярна не только как часть набора кухонной мебели, но и как отдельная барная зона в гостиной.
Директор дизайн-студии отмечает, что растет интерес к различным модульным системам и мебели, изготовленной по индивидуальным проектам. Многие заказчики предпочитают нестандартные и оригинальные планировочные решения, в которые далеко не всегда вписывается готовая мебель. Сегодня, создавая оригинальный и эксклюзивный дизайн, в Ульяновске можно заказать мебель практически любых конфигураций и хорошего качества.
И все же пусть не расстраиваются любители классики. Авангард приходит и уходит, классика — вечна.
— Даже самое лучшее оформление квартиры со временем приедается, — рассуждает Павел Широков. — Поэтому мы стараемся сделать такой интерьер, чтобы хозяева через некоторое время могли что-то изменить в нем: переставить мебель, перекрасить стены. Словом, сделать квартиру удобной и уютной для себя.

А может быть, мебель — не главное?
Вот такой странный вопрос появился у нас в ходе сбора материала для этой статьи. Нет, если говорить о том, чтобы человеку было комфортно дома, эргономика мебели — дело первейшее. Ведь от того, удобен ли диван, хорош ли матрац на кровати, правильной ли высоты рабочий стол, так ли установлен свет, зависит наше здоровье.
Но современный интерьер начинается с отделки помещений. Планировка дома, отделка стен, потолков и полов, красивые двери, светлые окна, оригинальные шторы — именно это закладывает основу гармоничного интерьера. В Ульяновске появились фирмы, которые могут предложить заказчику самую разнообразную отделку. Например, роспись по стенам — так сказать, современные фрески. Очень эффектно смотрится на стене спальни, например, ветка цветущей сакуры. Морские волны и парусные корабли украсят комнату, предназначенную для домашнего кинотеатра. Популярны фантастические сюжеты на стенах детской. Или небольшой квадрат в ванной, не заложенный плиткой, в котором художник делает объемную композицию...
За последнее время прибавилось в ульяновских магазинах и оригинальных аксессуаров для дома. Например, настенные светильники, выполненные в стиле археологических находок эллинской эпохи: «терракотовые» медальоны с барельефом, фрагменты амфор и колонн. Они могут украсить прихожую, какой не будет ни у кого.
А потом уже — мебель. Можно не самую дорогую, но подходящую только для этой квартиры. Мы все дальше уходим от стандарта. Мы все больше открываем себя через интерьер нашего дома. И очень хорошо, что нам есть из чего выбрать.

обсудить статью

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: