Нелегкая ульяновская нефть
Когда говорят, что в Ульяновской области тяжелая нефть, это можно воспринимать и в переносном смысле - как определение очень нелегкого труда людей, работающих на месторождениях.
Российская нефть шагает на Север. В Арктику
Есть, по меньшей мере, три мнения о стратегии нефтедобычи в России. Первое, самое оптимистичное, отражено в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли на период до 2020 года, принятой в прошлом году: удержать до 2020 года уровень добычи углеводородного сырья в 505 млн. тонн (такие объемы достигнуты в 2010 году). При этом 230 млн. тонн должно быть подвергнуто переработке при увеличении ее глубины до 85%. Экспорт сырой нефти будет составлять примерно 270 млн. тонн в год.
Точку зрения, отличную от российской стратегии, высказывает президент «Лукойла» Вагит Алекперов в деловой газете «Взгляд». Уже с 2016 года добыча нефти в России резко сократится, предупреждает он. Некоторые эксперты (BusinesStat) предполагают, что сокращение объемов добычи сырья начнется уже в 2012 году.
Наконец, еще одно заключение экспертов. Добыча нефти будет осуществляться и развиваться как в традиционных нефтедобывающих районах, говорят ученые (федеральный портал Protown) - Западная Сибирь, Поволжье, Северный Кавказ, так и в новых нефтегазовых провинциях: на европейском Севере (Тимано-Печорский район), в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, на юге России (Северо-Каспийская провинция). Исследуются запасы в северных и арктических районах. При исчерпании запасов в традиционных районах добычи нефтяники будут больше работать на месторождениях с трудноизвлекаемыми запасами. Соответственно, повысится необходимость в применении новых технологий и увеличится капиталоемкость добычи. То есть, добываемой нефти необязательно станет меньше, но она будет обходиться нашей стране намного дороже.
В России добычей нефти занимаются около 250 компаний. «РуссНефть», которая работает на территории Ульяновской области, входит в первую десятку нефтедобытчиков. Ведущими нефтяными компаниями являются «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Татнефть» имени В.Д. Шашина (которая также добывает нефть в нашем регионе), «Самотлорнефтегаз» и «Оренбургнефть».
Где добываем? Что добываем?
Сейчас месторождения нефти находятся в основном на двух территориях области. Во-первых, это так называемая Мелекесская впадина, которая захватывает части Мелекесского, Новомалыклинского и Чердаклинского районов. И, во-вторых, Жигулевско-Пугачевский свод в южной части области. Месторождения здесь располагаются на территории Новоспасского, Радищевского, Николаевского, Павловского, Старокулаткинского районов.
«Глубина залегания продуктивных горизонтов - от 900 до 2300 метров. Нефти всех объектов по технологической классификации (ГОСТ 912-66) относятся к третьему классу: высокосернистые, парафинистые, высокосмолистые», - так определяют местную нефть в исследовании «Минералы и горные породы Ульяновской области» сотрудники Симбирской геологической экспедиции.
Как следует из официального доклада Минприроды Ульяновской области, в нашем регионе около 24% нефти добывается из месторождений южной группы. Темп отбора нефти от начальных извлекаемых запасов на месторождениях южной группы составляет 16,4% в год, северной группы - 0,7%. При этом месторождения южной группы уже около 20 лет эксплуатируются в щадящем режиме, достигнутый темп отбора является максимальным для этой территории. Обеспеченность запасами составляет всего пять лет.
Напомним: все полезные ископаемые делятся на федеральные и региональные. Общераспространенные полезные ископаемые находятся в ведении субъекта Федерации. А нефть, наряду с кварцевыми песками, цементным сырьем, подземными и минеральными водами, - запасы федеральные. Предприятия, добывающие федеральное сырье, 100% налога на добычу полезных ископаемых перечисляют в федеральный бюджет.
В Ульяновске территориальным органом управления государственным фондом недр является Управление по недропользованию по Ульяновской области (Ульяновскнедра). В его полномочия входит рассмотрение вопросов пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья.
По данным Ульяновскнедра, за 2011 год добыто 609,9 тыс. тонн углеводородного сырья. В нашем регионе есть значительная ресурсная база нефти. На 1 августа 2012 года на территории области открыто 52 месторождения углеводородного сырья с суммарными извлекаемыми запасами нефти категорий А+В+С1 - 45,2 млн. тонн, категории С2 - 41,1 млн. тонн.
В распределенном фонде недр насчитывается 45 месторождений с остаточными извлекаемыми запасами нефти категорий А+В+С1 – 41,7 млн. тонн, категории С2 - 36,4 млн. В нераспределенном фонде недр находятся семь месторождений с суммарными извлекаемыми запасами, соответственно, 3,5 и 4,7 млн. тонн.
Нефтяникам выдано 48 лицензий
Одним из важнейших направлений работы Ульяновскнедра является обеспечение государственной системы лицензирования, то есть единого порядка предоставления лицензий, включающего информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление на территории Ульяновской области.
- Государственная система лицензирования регламентируется статьей 15 Федерального Закона «О недрах», - поясняет заместитель начальника отдела геологии и лицензирования Управления по недропользованию по Ульяновской области Роман Шевченко. - По состоянию на
1 августа 2012 года на территории Ульяновской области лицензиями на геологическое изучение, разведку, добычу углеводородного сырья владеют 12 предприятий. Им выдано 48 лицензий, в том числе лицензий вида НЭ - 37, НР - девять, НП - две.
Основные добывающие предприятия - ОАО «Ульяновскнефть», ООО «Ульяновск-нефтегаз», 3АО «СП «Нафта-Ульяновск», OAО «Нефтеразведка».
Предоставление недр в пользование (в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ) оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Условия пользования недрами регламентируют практически каждый шаг недропользователя. В свою очередь, нарушение существенных условий пользования недрами, а также систематические нарушения могут послужить поводом для досрочного прекращения действия лицензии.
Конкурс или аукцион?
В начале июля, на первом заседании новой комиссии по ТЭКу, президент России Владимир Путин высказал предложение отказаться при распределении участков недр федерального значения от конкурсов в пользу аукционов. «Конкурсы показывают свою малую, низкую эффективность и непрозрачность, что самое главное», - заявил он.
Поводом к выступлению президента послужил скандал вокруг продажи посредством конкурса конкретного участка федеральных недр. Приобрести его желали практически все крупные компании, а в результате из-за ограничений в условиях конкурса осталась одна.
Нефтяники с предложением Путина согласны. Эта форма прозрачна. На аукционе победитель объявляется по величине разового платежа. А на конкурс заявитель должен представить технико-экономические предложения, которые должны быть убедительными и привлекательными, чтобы комиссия сочла их лучшими.
В 2011 году Ульяновскнедра выставляли на аукцион три свободных участка недр, но желающих их приобрести не нашлось. В первом полугодии 2012 года повторилось то же самое. Ульяновскнедра планируют повторно объявить аукцион на три участка в четвертом квартале. Но нет уверенности, что покупатели появятся. Объясняют такое положение многими причинами. В частности, низкой инвестиционной привлекательностью объектов. Нефть месторождений Ульяновской области преимущественно тяжелая (плотность более 0,9 г/куб.см). Поэтому необходимы дополнительные расходы.
Геологи готовятся к съезду
24-26 октября в Москве состоится VII Всероссийский съезд геологов. На нем будут определены стратегические направления работы российских геологических служб.
Проблемы геологической отрасли связаны, прежде всего, с финансированием геологоразведочных работ. Последний раз Ульяновская область получала госзаказ на геологические изыскания на своей территории и средства под него из федерального бюджета в 2009 году. В 2012 году в Перечень объектов государственного заказа объект Ульяновской области не включен. Субъект Федерации на нужды геологов, к сожалению, также не выделяет ни копейки. Весь объем работ пытаются переложить на плечи недропользователей. А ведь нужны геофизические исследования, сейсморазведка, бурение поисковых, разведочных, параметрических скважин, чтобы изучить разрез до фундамента…
Законодательство совершенствуется
Закон о недрах вышел в 1992 году. Естественно, время вносит свои поправки. Чиновники очень положительно оценивают введение административных регламентов. Регламентированы все действия, связанные с лицензированием, проведением аукционов и другой работой. Утвержден пакет документов для получения лицензии.
Бесплатной стала услуга предоставления геологической информации, полученной из государственных источников. Упростилась процедура предоставления информации по заявкам. Теперь ее тоже можно получить бесплатно и напрямую в Ульяновском филиале ФБУ «ТФГИ по Приволжскому федеральному округу».
Трудная добыча
Нефтяник, как иранский шах, просто обязан быть богатым. Именно такое мнение бытует в народе. К сожалению, богатство идет бурильщикам в руки не всегда. Например, по итогам 2011 года одно из ульяновских предприятий, занимающихся нефтью, понесло многомиллионные потери. Очень обидно! Но такое случается. Например, в прошлом же году полностью разорилась одна из компаний, добывавшая нефть не в нашем небогатом регионе, а в российском Клондайке - Ханты-Мансийском автономном округе: изначально были неправильно оценены запасы сырья на участке.
В нефтяной отрасли много рисков. И когда говорят, что в Ульяновской области тяжелая нефть, это можно воспринимать и в переносном смысле - как определение очень нелегкого труда людей, работающих на месторождениях. То, что многим богатым нефтью регионам еще предстоит пережить в связи с истощением запасов сырья, в нашей области - обыденность.
У нефтяников есть такой термин - ГТМ, что значит «геолого-технологические мероприятия». Это очень широкий и разнообразный спектр приемов добычи нефти, как проверенных временем, так и основанных на новейших технологиях и современном оборудовании. Практически все нефтяные компании в Ульяновской области, разрабатывая свою стратегию увеличения объемов добычи углеводородного сырья, применяют нестандартную тактику для повышения нефтеотдачи.
О защите мелких месторождений
Жаркие споры в нефтяном сообществе сейчас идут по поводу нового закона о нефти, который официально называется «Об основах государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке нефтяного сырья и продуктов его переработки». Рассмотрение его, по настоянию Минэнерго России, перенесено на осень. В течение лета были собраны предложения от нефтяных компаний по совершенствованию этого закона.
Смысл в том, что ранее действовавший порядок исчисления НДПИ на нефть не предусматривал зависимости налогообложения от величины начальных извлекаемых запасов. Теперь, в условиях увеличивающейся степени выработки многих месторождений, меры государственной поддержки должны быть нацелены на то, чтобы вовлекать в оборот все новые, более сложные участки и месторождения. Соответствующие решения принимались в середине 2011 года, и уже с января 2012-го начали действовать дополнительные льготы. Например, предусмотрены понижающие коэффициенты к базовой ставке НДПИ при добыче нефти на малых месторождениях, где величина начальных извлекаемых запасов меньше пяти миллионов тонн. Из-за высоких капитальных и эксплуатационных затрат малые месторождения до сих пор были фактически нерентабельны.
«Известия» приводят по этому поводу мнение собеседника из руководства «РуссНефти»:
- Необходим механизм дифференциации НДПИ на низкорентабельных скважинах. Многие из них исторические, то есть используются уже не первый год. Нам очень сложно будет дальше работать на месторождениях в Ульяновской и Саратовской областях. Небольшим компаниям очень сложно добывать нефть, которая находится в глубоких залежах, ведь мы не обладаем такими технологиями, как, например, «Лукойл».
По всей видимости, как считают представители нефтяных компаний, после принятия нового закона в отрасли ожидается крупная налоговая реформа. Государственная поддержка малых месторождений будет очень актуальная для нефтедобывающего сектора экономики Ульяновской области.
фото - www.neftegaz.ru