€ 100,39
$ 91,11
¥ 12,74
Николай Абрамов: «Хорошее жилье есть элемент цивилизации»
О новых технологиях строительства и об экономии народных средств мы беседуем с генеральным директором ЗАО «Строительная корпорация», депутатом Ульяновской Городской Думы Николаем Абрамовым.
Николай Абрамов |
— Николай Герасимович, недавно появилась информация о том, что на грани банкротства оказался завод КПД-1. Видимо, завершается эпоха гигантов крупнопанельного домостроения?
— В свое время КПД-1 строил по миллиону квадратных метров жилья в год. Это было мощное предприятие. Но такая большая структура должна иметь заказы... На мой взгляд, крупнопанельное домостроение уходит в прошлое. Москва, например, панельные дома уже не строит. Недавно в столице был международный симпозиум строителей. Представители двадцати стран обсуждали передовые технологии. И в основном это — каркасное строительство. Именно этот метод применяется нашей «Строительной корпорацией». Каркасно-кирпичные дома — более прочные, более долговечные. Мы будущим поколениям оставляем жилой фонд на двести-триста лет, а не на пятьдесят-шестьдесят, как было при панельном или кирпичном строительстве.
Сегодняшняя система инженерных сетей тоже уже устарела. Ежегодно, прокладывая и ремонтируя трубы, мы закапываем в землю миллиарды рублей. И это бюджетные средства! Зачем их тратить бездарно? Нужно переходить на автономную систему отопления.
— «Строительная корпорация» сдает дома под ключ, с подключенными инженерными сетями. Но, прежде всего, ваше жилье ценят именно за автономное отопление.
— Это большое удобство для жильцов. Двухконтурный газовый котел с закрытой камерой сгорания обеспечивает квартиру теплом и горячей водой. Мы берем у города только холодную воду и газ. Батареи греются от котла, и горячая вода — от него же. Температурный режим регулируется в квартире. В итоге оплата получается в четыре-пять раз меньше, чем в других домах.
Обычно котельная где стоит? За несколько километров. Тепло нужно транспортировать. А это — трубы, перекачивающие станции, дополнительные насосы, дополнительная энергия. Температура воды в теплотрассах падает, поэтому нужно постоянно поддерживать высокий температурный режим — чуть ли не сто градусов. Больше половины тепла теряется. А мы улицу не отапливаем. Тепло распределяется в одной квартире, потерь практически нет. КПД нашего котла — 98% (а у ТЭЦ — 25-30%). Газа сжигается меньше на 40%. А размером котел — всего со стандартную газовую колонку.
Весь цивилизованный мир пользуется автономным отоплением. Я считаю, это одно из важнейших направлений развития жилищного строительства. Но в нашем городе это направление идет туго. Во-первых, менталитет еще не сформировался. Во-вторых, я думаю, это связано со стремлением ЖКХ собрать с населения как можно больше средств. Внедрять автономное отопление также, наверное, невыгодно тем, кто продает тепло, — они монополисты.
И, наконец, такая проблема: мы вынуждены покупать импортные котлы. Итальян-ские. Аналогов в России пока нет. Я давно предлагаю делать такие котлы у нас, на Ульяновском механическом заводе. Но вот парадокс: самые лучшие в мире ракеты делаем, а котел создать не можем.
— Сформирована новая программа внутриобластной кооперации. Производство котлов, видимо, в нее включено не было?
— Пока, к сожалению, нет. Мы говорим об увеличении объема внутреннего валового продукта. За счет чего его увеличивать? За счет производства именно таких товаров! Чтобы от них был и экономический эффект, и польза народу. А ложки-вилки — их все умеют делать, они не дают экономического эффекта. В данном же случае мы экономим газ, экономим тепло, экономим народные деньги. По моим подсчетам, мы в течение пяти-семи лет можем весь Ульяновск перевести на автономное отопление. И потребность в этом велика по всей России.
— Какой у вашей корпорации получается стоимость квадратного метра жилья?
— С автономным отоплением? На сегодняшний день — 12 тысяч 750 рублей. Еще одна особенность наших домов — свободная планировка квартир. Несущих стен нет. Внутренние перегородки можете двигать, куда хотите. За счет свободной планировки можно достичь самых комфортных условий. Плюс высота потолков — три метра, значит, объем воздуха больше, чем в обычных квартирах, и дышится здесь легче. Я считаю, что это большой прогресс. Потому что счастье — это свобода. Во всех смыслах. Свобода творчества. Свобода передвижения. Свобода мысли. Свобода мышления позволяет человеку творчески подойти к любому вопросу. Правильно?
— Правильно! Даже начиная с собственного жилища.
— Конечно! Когда человек чувствует себя в своей квартире свободно, комфортно — он творчески мыслит. Комфортабельное жилье — один из элементов цивилизации. Пусть оно не такое просторное, как на Западе (площадь нашей трехкомнатной квартиры — сто квадратных метров), но жилье должно приносить человеку ощущение свободы! Радовать душу должно. Поэтому заказчик приходит к нам и говорит: мне хотелось бы так-то и так-то; прихожую, например, побольше, ванну побольше, а зал пусть небольшой будет. Каждый сам регулирует свои площади.
— На такой уровень переходит вся строительная отрасль?
— Переходит потихоньку. Появляются и новые материалы. Для водоснабжения мы теперь используем пластиковые трубы. Именно эти технологии позволяют применять более легкие материалы. И здание получается более легким. Каркасная конструкция позволяет сделать дом миниатюрным, аккуратным.
Строим мы быстро и качественно. Поэтому к нам, слава Богу, население относится с доверием. Люди хотят приобретать такие квартиры. Честно говоря, не успеваем уже строить. Но надо отметить, что спрос на жилье все-таки падает. Потому что падает покупательская способность населения. Нужна ипотека! Татария, Чувашия, Мордовия пошли в этом направлении. В Казани, например, работает финипотека, программа «Ветхое жилье». За последние десять-пятнадцать лет Казань, Чебоксары просто преобразились. Честно говорю: меня как строителя зависть берет! В Ульяновске пока на эту тему идут только разговоры. Ни один банк широко не работает по ипотечному кредитованию.
Нужно долгосрочное кредитование, на двадцать пять-тридцать лет. Только такая доля участия государства может спасти в решении жилищной проблемы. Это и есть путь увеличения внутреннего валового продукта. Если мы сегодня даем кредит населению — население начинает работать. Строительная отрасль расширяется. Растет спрос на строительные материалы, на их перевозку. Больше надо металла. Больше спецодежды. Это и есть тот внутренний локомотив, который двинет нашу экономику.
— Сейчас объемы производства «Стройкорпорации» можно сравнить с объемами среднего строительного управления?
— Да.
— Это значит, что в одном коллективе у вас должны быть нулевики, плотники-бетонщики, монтажники, каменщики, отделочники, сантехники, электрики, плотники...
— Именно так и есть. Коллектив у нас универсальный. Мы построили шесть пятиэтажных домов в Новоульяновске: сорока- и двадцатиквартирные. Два дома в Ульяновске, на улице Державина. Параллельно возводили коттеджи. Сейчас на улице Кольцевой в Ульяновске строим девятиэтажный жилой каркасно-кирпичный дом. Все — с автономным отоплением.
— Вы имеете возможность взять высококвалифицированных рабочих? Или все хорошие специалисты уже в Москве?— Дефицит рабочей силы существует. Квалифицированных рабочих в Ульяновске очень мало. Из-за отсутствия здесь объемов работы строители вынуждены были искать работу в других регионах. И инженерно-технические работники тоже.
— Самое страшное, что через несколько лет люди вернутся в город, но полноценно работать уже не смогут. Потому что вахты — это огромное напряжение, потеря здоровья. Это, к тому же, проблемы в семьях, проблемы с детьми, которых отцы не видят месяцами. То есть социальные последствия будут очень негативными.
— Это верно. А мы набираем молодежь, учим сами. Есть такой бригадный метод обучения. Но вот что огорчает: желающих работать на стройке становится мало. Зарплата у нас чуть выше, чем в других сферах производства, но нет перспективы получения жилья. Раньше, если ты работал на стройке, то была какая-то гарантия. Сначала давали общежитие, молодая семья могла хоть первое время там пожить. Я сам пятнадцать лет мотался по общагам. Конечно, это не сахар. Но все же была комната, было где приготовить пищу. Обходились! Сейчас у молодых и этого нет. Я не могу сказать, что молодежь не желает работать. Но у молодых есть вполне объяснимые опасения: есть ли смысл оставаться на стройке? Кто может — пытается открыть свое дело, потому что заработать на квартиру может только работодатель, у наемного работника денег на это не хватит. Для этого и нужна ипотека — чтобы она всем была доступна.
Мы вот часто ориентируемся на Америку. Один пример приведу. Население США должно по ипотечному кредитованию 52% от валового дохода. Ничего, страна живет и процветает. Доход населения не падает. Ипотека стимулирует производство!
В свое время вся российская промышленность работала на военную мощь государства. А при конверсии промышленность должна работать на население. Ракеты, наверное, тоже нужны. Но и про народ нельзя забывать. Демографическая проблема возникла из-за того, что сегодня негде жить. Из деревень народ уехал, сельское хозяйство похоронили, а ведь в основном прирост населения давали сельские районы. Поэтому ипотечное кредитование нужно не только для города, но и для сельской местности. Даже в первую очередь — для сельской мест-ности. — А вопрос о свободном времени можно вам задать? Как вы его проводите?
— Жена мне сказала как-то: «У тебя хобби совпало с работой». Но я действительно очень люблю стройку. Даже когда каменщиком работал, с удовольствием клал кирпич. Я всем говорю: если вы не будете любить свою профессию, свою работу, вы никогда не достигнете никаких высот ни в профессии, ни в жизни.
Я не хочу говорить, что если сейчас стройку брошу, то не выживу. Выживу. Но, наверное, буду другим человеком. Знаете, с 1988 года, когда я открыл производственно-строительный кооператив «Сетевик», когда не было законодательной базы для развития малого и среднего бизнеса, когда нужно было проходить тысячу чиновничьих преград, чтобы получить исполнительную документацию, — только желание строить помогало мне все это победить.
Я обычно говорю: «Боже, дай мне силы справиться с тем, что я делаю, и дай мне силы смириться с тем, что я не могу сделать. И дай мне силы отличить одно от другого!..»
г. Ульяновск, ул. Державина, 16. Тел. (8422) 38-41-81.