Чем живет авиационная столица России
Фото: пресс-центр АО "Авиастар-СП"
СТАВКА НА ГРАЖДАНСКУЮ АВИАЦИЮ
Россия удерживает третье место по объему выпуска воздушных судов, но на пятки ей активно наступает Китай. По данным Стратегии развития авиационной промышленности до 2030 года, годовой объем производства самолетов и других летательных аппаратов в нашей стране оценивается в $11 млрд, в Поднебесной – в $10 млрд. Двух мировых лидеров – США и Францию – увы, не догнать (во всяком случае пока). Эти cтраны выпускают по $97 млрд и $55 млрд финальной продукции.
Россия по-прежнему сильна в сегменте авиатехники военного и спецназначения. Она владеет 16% мирового рынка самолетостроения. А в сегменте гражданской авиации на долю нашей страны приходится лишь 1% рынка. В Минпромторге РФ это объясняют невысоким внутренним спросом на гражданские самолеты – он в десять раз меньше, чем в ЕС, и существенно не увеличится даже при росте платежеспособности и мобильности населения, считают в ведомстве. Так, пассажирооборот в России в 2030 году прогнозируется на уровне 470 млрд пассажиро-километров, что почти вдвое ниже текущего пассажирооборота ЕС и в разы ниже пассажирооборота в Китае и Северной Америке.
Внутренний рынок не может окупить программы по созданию воздушных судов для коммерческого заказчика, к тому же сами авиакомпании не заинтересованы в приобретении российских машин. Ставку делают на экспортно-ориентированные гражданские проекты, которым правительство готово оказать политическую поддержку.
В свете завершения большой части крупных контрактов на военно-транспортные самолеты и постепенного снижения заказов Минобороны, именно гражданские проекты должны обеспечить дальнейший рост выручки и выход на прибыльность ОАК (отметим, что по итогам 2016 года ее выручка выросла до 417 млрд рублей, и корпорация подошла к уровню безубыточности).
В этой связи ОАК формирует целую линейку гражданских продуктов, которые, как утверждают в корпорации, будут востребованы на рынке. Это турбовинтовой региональный Ил-114, широкофюзеляжник Ил-96, перспективный дальнемагистральный самолет ШФДМС, ближнемагистральный Sukhoi Superjet 100, среднемагистральный МС-21.
По Стратегии развития авиапрома – 2030 выручка организаций в отрасли до 2025-го будет расти на 8-9% в год, а затем до 2030-го – на 5-6% в год. Доля экспорта продукции авиастроения, по прогнозам правительства РФ, превысит 40% ($14,4 млрд), а производительность труда к уровню 2014 года вырастет в четыре раза
ВКЛАД УЛЬЯНОВСКА
В регионе насчитывается около 80 организаций, работающих в сфере разработки и производства авиатехники и компонентов, техобслуживания и ремонта воздушных судов, высшего и среднего профессионально-технического образования по авиационным специальностям, НИОКР, авиаперевозок и логистики.
– Вклад кластера в валовый продукт области внушителен. Объем обрабатывающих производств в Ульяновской области превышает 78 миллиардов рублей, то есть 26% от ВРП, – говорит Александр Яковлев, член правления фонда экономического развития «Инвестиции и Регионы», директор департамента кластерного развития Центра кластерного развития Ульяновской области.
Региональный авиагигант – завод «Авиастар-СП» – входит в кооперацию по производству лайнеров SSJ-100 и МС-21. Для первого он проводит монтаж интерьера, для второго изготавливает и поставляет для финальной сборки в Иркутск панели фюзеляжа, двери, люки, подкилевые отсеки и отсеки вспомогательной силовой установки, киль и стабилизатор.
В проекте МС-21 участвует и АО «АэроКомпозит-Ульяновск», созданное в 2015 году. Предприятие производит крыло лайнера из полимерных композиционных материалов с применением уникальной инфузионной технологии – собственной разработки «АэроКомпозита». Уникальность и современность этой технологии отметил премьер-министр России Дмитрий Медведев во время осмотра ульяновского авиапроизводства в июне 2017 года.
Добавим, что для нового российского лайнера МС-21 на ульяновской производственной площадке изготавливают верхние и нижние панели консолей крыла, передние и задние лонжероны, дренажные короба, верхние и нижние панели центроплана.
В сегменте военно-транспортной авиации ульяновские самолетостроители задействованы в производстве двух моделей лайнеров «Ил». «Авиастар-СП» выполняет контракт на производство 39 тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А для Минобороны РФ. Как рассказал «ДО» вице-президент ПАО «ОАК», управляющий директор АО «Авиастар-СП» Сергей Юрасов, в 2017 году планируется изготовить и передать на летно-испытательную станцию два лайнера Ил-76МД-90А.
Кроме того, ульяновский авиазавод реализует проект создания опытного образца перспективного самолета Ил-78М-90А – первого воздушного топливозаправщика, произведенного в России. Его летные испытания самолета намечены на 2018 год. Опытный образец, по словам г-на Юрасова, будет готов в этом году.
В июне 2017 года в Ульяновской области официально создан инновационный кластер, который «поглотит» авиационный. Польза от этого будет однозначно, уверен Александр Яковлев.
– Ключевая особенность развития коопераций в авиационной отрасли в том, что вопрос внедрения новых технологий и продуктов чрезвычайно длителен, – поясняет эксперт. – Инновационный кластер помогает реализовывать совместно с «тяжелыми» предприятиями, интегрированными в федеральные корпорации, проекты, через которые происходит трансфер новейших доступных технологий. В самых разных форматах – от обучения персонала и закупки оборудования, до технологии организации самого техпроцесса.
НАДЕЖДА НА ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ
В Минпромторге РФ признают: амбициозные задачи России по удержанию лидерских позиций в авиационной промышленности требуют значительного финансирования. Его ежегодный объем в стране составляет $2-3 млрд, в то время как в США и ЕС суммы на порядок выше, $20-30 млрд.
Бюджет России не может покрыть этот разрыв, поэтому источником дополнительного финансирования должен стать частный капитал, считают в правительстве. «Зарубежный опыт показывает, что частный бизнес может стать ключевым инвестором в авиационной промышленности: крупнейшие американские и канадские компании являются частными; в Европе государство является акционером, но зачастую не владеет контрольным пакетом акций», – говорится в Стратегии развития авиапрома – 2030.
Но как быть, если условия для частных инвестиций в отечественную авиапромышленность остаются неблагоприятными? Ключевая ставка Банка России на конец сентября 2016 года составляла 10%, в то время как аналогичный тип ставки в США, Канаде, Франции, Германии не превышает 1%. Стратегия дает ответ: государство предложит частным инвесторам в этой сфере меры поддержки, в том числе финансовые.
Ульяновская область предлагает бизнесу, связанному с авиацией, размещение в особой экономической зоне с доступом к аэропорту и взлетно-посадочной полосе. Именно там сосредоточен авиационный кластер региона.
Помимо «Авиастара» и «АэроКомпозита» в ОЭЗ «Ульяновск» работают крупнейшая в стране компания по окраске самолетов АО «Спектр-Авиа», отгрузившее в 2016 году продукцию на 451 млн рублей, ООО «Спектр Аэро», также специализирующееся на окраске лайнеров, и др.
Новым резидентом ульяновской портовой зоны станет компания ООО «Аэросила» с проектом производства четырех- и шестиместных гидросамолетов. Общий объем инвестиций в портовую особую экономическую зону «Ульяновск», по планам региональных властей, к 2020 году достигнет 10 млрд рублей.
Материалы по теме: