– Сильный экспорт – один из основных показателей успешного развития и конкурентоспособности экономики. По итогам прошлого года объем внешней торговли Ульяновской области вырос до 1,5 млрд долларов; из них прямой экспорт составил почти 800 млн долларов. В рейтинге регионов по экспорту мы поднялись на 24 позиции.
Внешние интересы
Фото: pexels.com
Солидный прирост
Свои товары на внешний рынок сегодня экспортируют 140 ульяновских предприятий. Из них 22 попробовали себя в этой сфере впервые в прошлом году. Региональные власти отмечают важный момент: доля несырьевого экспорта из Ульяновской области составляет 99,53%. Это означает, что на зарубежные рынки мы поставляем не полезные ископаемые, а в большинстве своем различные группы товаров. И, выходит, не являемся пресловутым «сырьевым придатком», когда доля добавленной стоимости мизерная.
Кому интересна ульяновская продукция? В лидерах – Египет, Алжир, США, Германия, Беларусь, Ирландия, Казахстан, Венгрия, Иран, Азербайджан, Украина, Грузия, Чехия. За четыре месяца текущего года основными партнерами для наших производителей выступили 64 страны. За это время из региона экспортировали продукцию на 540 млн долларов. Прирост солидный – более 383 млн долларов по сравнению с прошлым годом.
Расставить приоритеты
– Основные статьи ульяновского экспорта – автомобильная техника, авиаи автокомпоненты (в этом сегменте компания «Исузу» – один из лидеров в стране). Это очень перспективная ниша: к нам приезжали гости из кубинского торгового представительства, которые рассказали, что в их стране в частном секторе есть огромная нужда в автозапчастях. Это огромный рынок.
Еще одна гордость Ульяновской области – радиофармпрепараты, которые поставляются в 72 страны мира. Местные предприятия являются лидерами по экспорту аппаратуры для нефтегазовой отрасли – датчиков, анализаторов и прочей необходимой продукции. В 2019 году Ульяновская область серьезно приросла в экспорте текстильных напольных покрытий, игрушек и спортинвентаря, косметических средств, растительных экстрактов. Впервые в статистике появились продажи на внешние рынки зернобобовых, плодоовощной продукции, удобрений, кормов, сахара и сахаристых изделий.
Важный момент: для расширения экспорта важно продавать не только оборудование, но еще и сервисные услуги, как делает весь мир. Так, многие ведущие производители автомобилей предлагают не только свою продукцию, но и комплексные решения, включая и сервисное обслуживание. А это гарантирует, что партнерство будет не разовым, а долгосрочным.
Кроме того, в сфере АПК должен быть приоритет на переработку. Нужно не просто продавать выращенный урожай, а создавать максимальные условия для увеличения доли добавленной стоимости товара. Так, в южных районах Ульяновской области успешно выращивают и продают горчицу. Но урожай забирают производители из соседнего региона. Переработанное горчичное масло поездами отправляют в Европу. Объем экспорта этого ценного продукта составляет 5,8 млн долларов ежегодно.
Перерабатывать горчицу могли бы и сами ульяновцы. Для этого нужно создать условия, чтобы производители знали, куда вкладывают средства и какую отдачу они смогут получить.
И еще один важный момент. Большую долю экспорта Ульяновской области составляет продукция военного назначения. Если оборонные заказы прекратятся, показатели сразу же упадут. Эксперты рекомендуют максимально диверсифицировать экспортные товары, чтобы не зависеть от нескольких предприятий.
Знания на экспорт
Перспективное направление – услуги на экспорт. Их оказывают на территории России, но для нерезидентов РФ. В прошлом году их объем в Ульяновской области составил 200 млн долларов.
Кто в лидерах? В регионе традиционно сильны IT-компании: объем экспорта ITуслуг в прошлом году составил 17,5 млн долларов. Это близко к показателям АПК. В ближайшие четыре года поставлена задача увеличить эту сумму до 31 млн долларов. Отрасль перспективная: не требующая огромных финансовых вложений, в отличие от классических производств, но имеющая хорошую отдачу.
Экспортировать ульяновцы могут и услуги научных организаций – различных НИИ, Центра стратегических исследований, вузов и так далее. Для примера: ООН выделяет 40 млн долларов в год на различные исследования для стран Африки, Ближнего Востока и так далее. Это серьезная ниша для высшей школы, и попробовать войти в нее могут и ульяновцы.
Также хорошие экспортные перспективы и у прочих услуг: строительных, финансовых, страховых, сервисных, а также культурных. Купить билет в ульяновский музей из Китая или другой страны, заказать экскурсию по ленинским местам – почему бы и нет? Для того, чтобы понять, что именно мешает продвигать услуги на экспорт, как именно можно поддержать это направление, предложено сформировать реестр компаний и создать отдельный совет. В общении должна родиться истина.
Учиться, учиться и учиться
Планы, которые ставят перед собой ульяновские власти, амбициозные. К 2024 году число экспортеров ульяновской продукции должно удвоиться, объем экспорта услуг местных предприятий увеличится до 280 млн долларов. Объем экспорта несырьевых неэнергетических промышленных товаров должен достичь 750 млн долларов, а продукции АПК – 72 млн долларов.
Для того, чтобы достичь этих показателей, разработан специальный инструментарий. Для промышленных предприятий это федеральная корпоративная программа повышения конкурентоспособности, которая предусматривает льготное кредитование. Еще один способ поддержки – создание торговологистических центров с шоу-румами за рубежом, где ульяновские компании могли бы представить свою продукцию и заниматься ее продвижением.
Хороший эффект дает самопрезентация: участие в выставках, байерские туры. Самый последний принес 14 экспортных контрактов почти на 1,2 миллиона долларов.
В прошлом году заработала электронная площадка ulmade.com, созданная на крупнейшей торговой платформе alibaba.com. Сейчас здесь представлено более 300 товаров от 20 компаний региона. Заявки поступают из Индии, Египта, Пакистана, Марокко, Бангладеша, Нигерии, Того, Вьетнама, Китая, Палестины, Ирана и Турции. Ульяновская область стала пионером в этом направлении: пока много денег проект не принес, но это хорошая возможность для старта. Можно изучить, чем именно интересуются иностранные партнеры, научиться всем тонкостям поставок за рубеж. Своеобразная школа экспортного роста.
– Обучение – это один из действенных инструментов развития экспорта. Учиться нужно обязательно. Совместно с российским экспортным центром мы подготовили пакет программ, которые рекомендуем всем, кто хочет работать на внешних рынках. Стесняться не нужно: пока это бесплатно, регион вкладывает средства на перспективу, нужно этим пользоваться.
Еще один стимул для развития – возможность побороться за всероссийскую премию «Экспортер года». Претендовать на ее соискание могут и ульяновцы: крупные предприятия, а также представители малого и среднего бизнеса. Организатор конкурса – Российский экспортный центр – государственный институт поддержки несырьевого экспорта. Его главная цель – вовлечь большое число новых российских компаний во внешнеторговую деятельность.
– Российским предпринимателям сегодня нужны позитивные примеры того, как выстраивать взаимоотношения с партнерами, как учитывать опыт и особенности менталитета иностранных коллег, преодолевать барьеры. Премия «Экспортер года» призвана тиражировать истории успеха российского бизнеса за рубежом, заряжать и вдохновлять наших предпринимателей, мотивировать их к тому, чтобы стать экспортерами.
Бренд в помощь
Наконец еще одна важная составляющая для увеличения объема экспорта – бренд st-block-42региона. В Ульяновской области были попытки брендирования; слоган «К взлету готов» активно обсуждался в СМИ, его пытались использовать для презентаций. Но пришло время для переосмысления.
– Бренд – это элемент «дресс-кода» уважающего себя региона, универсальная таблетка, которая позволяет взлететь с нуля до небес. Он выстраивает мостик от безвестности. К сожалению, большинство российских территорий остается безвестным на территории страны и тем более за рубежом. Бренд региона работает, только когда он актуален для всех целевых аудиторий. А это жители территории, инвесторы, в том числе местные, туристы.
По словам эксперта, у многих производителей искаженное понимание самой сути экспорта. Это не значит просто отправить какой-то товар за границу, а построить компанию, ориентированную на международный рынок, стремиться производить высококонкурентный продукт.
– Это долгосрочное выстраивание отношений в рамках бизнес-культуры, а у нас с этим до сих пор даже внутри больших компаний сложно. Они воспринимают экспорт как оппортунистическое понятие. Нужно воспитывать поколение бизнесменов-экспортеров, причем учить их должны те, кто уже имеет практический успех. И в этом случае бренд региона действительно поможет, он будет работать на продвижение в зарубежных рынках.