Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Хочешь быть бизнесменом?
Будь им!

Эту нехитрую, но важную мысль транслировали участники «StartUp Fest на Волге», прошедшего в Ульяновске. Мероприятие организовали при поддержке региональной Корпорации развития промышленности и предпринимательства и общественной организации «Опора России».

Фото: Виктория Чернышева

Главная цель фестиваля (кстати, прошедшего впервые в городе) — дать тем, кто пытается ответить на вопрос «Быть или не быть?» как можно больше бизнес-лайфхаков. Для этого на StartUp Fest пригласили большое количество интересных спикеров — и не теоретиков, а практиков: успешных бизнесменов, уже прошедших путь набивания шишек. Самым «вкусным» стало выступление на площадке «Правдивые истории». Пять успешных предпринимателей честно рассказали о своей истории становления, а также факапах (позорных провалах). Которые, впрочем, не отбили желание двигаться дальше.


Владимир Якуба

Федеральный эксперт, бизнес-тренер, автор 9 книг и 8 обучающих фильмов по лидерству, продажам, работе с персоналом, предприниматель с шестью направлениями деятельности.

Мне 37. Свое первое дело я открыл, когда мне было 25 лет. На мой взгляд, это поздновато, начинать нужно гораздо раньше. Но долгое время не хватало смелости. Я трудился в МТС, курировал 7 регионов по подбору и обучению персонала. Вроде бы занимался любимым делом, но был потолок: отсутствие возможностей самореализоваться так, как хочется. Я так бы и не решился сделать следующий шаг, если бы меня не вынудили уйти. После этого я понял, что у меня две дороги: либо искать новую работу, пытаться стать успешным топ-менеджером, либо открывать свою компанию.

Я пошел по второму пути: занялся риэлторским бизнесом. Проработал 2 месяца, спустил все деньги, которые накопил, — 215 тысяч рублей: на сотрудников, аренду большого помещения, проекты, рекламу… И понял, что это не мое. Да, бизнес интересный, но это не то, чего бы мне хотелось. Уже начал рассматривать вакансии — думал снова стать «наемником»… Но все же решился открыть другую компанию, с которой дело уже заладилось — Tom Hunt. Мы стали хэдхантерами, начали открывать дорогие вакансии, строить карьеру топ-менеджеров, вышли на международный уровень.

Сейчас я понимаю, что, если бы меня не попросили тогда уйти, я бы, наверное, к 45-55 годам задумался: какие же крутые ребята — бизнесмены, которые открыли свои предприятия. А я все работаю по найму. Наверное, им просто повезло, а мне вот не подфартило… Так что если вы на распутье и задумались об открытии своего дела, возможно, это действительно ваш шанс. Если есть идеи — вынашивайте их, чтобы всегда был план Б.

Зачем нужно предпринимательство?

В 25 лет я хотел стать бизнесменом для того, чтобы быть крутым и нравиться девушкам.

Сейчас это удовольствие — заниматься тем, чем ты хочешь.

Свобода. У настоящего предпринимателя свободы меньше, чем у наемного сотрудника. Но это иное ее измерение. Он работает потому что хочет, а не потому что его заставляют. Он сам делает себя свободным или несвободным, потому что это его выбор.

Предпринимательство — шаг, который нужно сделать не каждому, но многим.



Камиль Калимуллин

Основатель успешной IT-платформы для интернет-магазинов AdvantShop

Бизнесом я занимаюсь с 2000 года. Начал, когда учился в университете: на 1 курсе писали курсовые, потом начали делать сайты. Создали успешную компанию, но потом появились амбиции, разногласия, и мы разделились.

Я занялся автоматизацией бизнеса. В 2006 году у меня работало 15 человек, оборот компании был не очень большим: 200 тысяч рублей для меня были колоссальными деньгами. И однажды настал момент, когда я оказался должен миллион рублей. До этого времени я воспринимал предпринимательство как социальную миссию: я самореализовывался, делал важные проекты, помогал людям. Но после этого понял, что бизнес — это про продуктивность. Один человек должен генерить определенную сумму. Если он это не делает, значит это не бизнес. Ты можешь называть это как угодно — самозанятостью, хобби, благотворительностью. Поэтому мы пошли на непопулярный шаг: недели за две сократили 10 сотрудников.

Главный опыт, который мы тогда получили — перестали брать все проекты подряд. Это большая ошибка начинающих предпринимателей: они пытаются объять необъятное. А в итоге денег нет: в чем-то ты не разбираешься, где-то надо учиться, потом внезапно увольняются сотрудники… Важное правило: если заниматься, то чем-то одним и хорошо.

Любая узкосфокусированная работа востребована. Мне всегда нравилось создавать программное обеспечение. И мы начали делать софт, который помогал открывать интернет-магазины. Конкуренция на рынке была и остается большой: сейчас на российском рынке около 100 решений. Мы входим в топ-3. Наш секрет в том, что мы точно сфокусированы и отлично разбираемся в своей теме.

Когда мы выползали из долговой ямы (расплачивались два года), я понял еще одну истину: ключевое, что помогает решать проблемы — это люди. В бизнесе кадры решают больше, чем все. Особенно если компания технологичная. Дисциплина важна, но важнее, что люди делают, как они мыслят и что создают.

Предприниматель — человек который постоянно собирает опыт. Предпринимателями могут быть не все — это очень сложный труд, большие риски. И к этому надо нормально относиться. Вы должны быть всегда готовы к тому, что завтра у вас не будет денег.



Александр Синеркин

Бизнес-тренер, владелец мебельной фабрики «Форт»

Самый большой прорыв для меня — уволить человека, которого ты нанял. Бывает так, что ты нанял хороших специалистов, создал подразделение, но неправильно все настроил и понял, что не можешь его тянуть. С этим тяжело смириться. Первое время у меня был стресс, но потом приходит здоровый цинизм. Для тебя уже несложно из 10 человек оставить одного, но очень хорошего.

Наша фабрика — лидер рынка в очень узкой нише. Раньше я работал на мебельной фабрике и у меня в телефоне было 400 клиентов. Мне было неприятно продавать мебель, пока я не понял, что я на самом деле не продаю, а знакомлюсь с людьми, принимающими решение: брать у меня мебель, или нет. За 5 лет из 400 клиентов мебельной фабрики я получил 400 друзей. И за полгода они сделали у меня столько заказов, что я до сих пор расту. Каждый год мы увеличиваемся на 60-80 процентов. Мы делаем одну вещь — столы. Те, кто брался за все подряд, сильно просели.

Бизнес для меня — это хобби. А вот тренировки — работа. Я занимаюсь предпринимательством для того, чтобы кормить детей. Это подобно компьютерной игре: ты выстраиваешь стратегию в реальном времени — нанимаешь и увольняешь людей, вкладываешь деньги и так далее. Так ты никогда не проиграешь.

Мои факапы. Когда я открыл свою первую компанию, то был отвратительным генеральным директором. Настолько, что от меня ушел брат. Позже я научился выстраивать отношения «подчиненный — начальник». Мне поначалу казалось нормальным пойти вместе с работниками куражиться. Так делать нельзя. Эти элементарные вещи доходят с кровью и болью.

В нашей стране не любят предпринимателей, их не понимают. Нет ни одного сериала, где показывали бы, что бизнесмен несет добро. И нам с этим приходится работать.

Предприниматель — это человек, который постоянно что-то ищет, чем-то недоволен, находится в стрессе и работает в режиме 24/7. Ты всегда будешь сталкиваться с неопределенностью, чем-то новым, и к этому нужно быть готовым. «Наемники» этого не понимают. Когда через 4-5 лет мы пересаживаемся на хорошие машины и покупаем дома, они считают, что нам «повезло».

Если человек это время будет пахать на себя, он никогда не вернется на наемную должность. Вставать утром не когда надо, а когда ты считаешь нужным — это огромный кайф.

Я думаю, что всем надо попробовать сделать свой бизнес. Если человек не может решиться на это, значит, он не уверен в себе, у него в голове масса хлама от семьи, родителей, друзей, воспитания. И он придумывает историю, почему он не может стать бизнесменом.

На мой взгляд, нужно пробовать. На шестой раз точно получится.



Сергей Новиков

Основатель и руководитель ресторанного холдинга «Матрешки»

Я начинал несколько бизнесов, но из них ушел. Жизнь показала, что нужно заниматься одним делом, в первую очередь, любимым. Когда оно становится твоей профессией, это и называется предпринимательством.

Меня никто не заставляет открывать новый ресторан, делать так, чтобы гость был доволен. Построить ресторан может любой человек. Но придет ли в него гость? Возможно да — один раз. А вот во второй, третий раз? Будет ли рекомендовать друзьям? Ресторан — это не стены, столы, кухня, персонал. Это гости, которых надо любить, уважать, дарить им эмоцию.

Наш первый проект — спортбар «Кеды» — мы начинали в 2007 году. Аренда тогда была космической — миллион рублей в месяц. Я ничего не понимал в ресторации, представлял себе, что хороший спортбар — это столовая с телевизорами, пельменями и «кепчунезом». Гости к нам приходили с одними ожиданиями, а уходили с совершенно иными эмоциями. Мы открыли спортбар 08.08.08: тогда многие были успешными, с деньгами. Гости сидели друг на друге, посадка была полнейшей. И мы решили, что мы тоже крутые. Но грянул кризис. И мы получили пустой зал.

Тогда спортбар переформатировался в клуб «Кеды», который действительно стал очень успешным. Рынок тогда сжался, но у нас все было хорошо — много клиентов, деньги. Были мысли открыть небольшие локальные рестораны с посадкой до 60 мест. Но эйфория не позволила нам это сделать: было решено открыть огромное заведение, чтобы зарабатывать миллион. В Новом городе. Мы не задавались вопросом: а есть ли там целевая аудитория, насколько это предложение будет уникальным для микрорайона? За 2 месяца сделали ремонт в помещении площадью 900 квадратных метров, собрали команду, придумали название — «Белые кеды», стартанули… И за 2 года все сошло на нет. Сначала сработал эффект новизны, но потом люди стали выбирать то, к чему привыкли, что наиболее удобно.

В этот проект мы вложили 19 миллионов рублей. В итоге мы перестали получать прибыть с основного заведения и ощутили все, что бывает, если не следовать поговорке «Семь раз отмерь, один — отрежь». Больно до сих пор: не столько финансово, сколько из-за того, что в то время не учились, не читали, никого не спрашивали. Набивали шишки сами, и зачастую они стоили огромных бюджетов.

Но жизнь не стоит на месте. Сейчас я читаю столько литературы, сколько не прочитал за всю прошлую жизнь. Смотрю огромное количество вебинаров, посещаю учителей в разных городах, общаюсь со многими предпринимателями, лидерами индустрии, пытаюсь получить у них частичку того, что мне обязательно пригодится.

Если кто-то решает вступить на тернистый путь предпринимательства, совет один: учитесь, учитесь и учитесь. Неграмотно заработать деньги сегодня невозможно. Обязательно все просчитывайте.

И помните: каждый раз, преодолевая свой страх, вы становитесь сильнее.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: