Инструмент для реализации целей развития
Фото предоставлено региональным Минфином
«Три кита» областной казны
Позади – огромная работа по формированию областного бюджета на 2020-2022 годы, которая велась, прежде всего, с администраторами доходных источников. Так, с представителями федеральной налоговой службы мы обсуждали изменения налогового законодательства, риски по тем или иным доходным источникам.
Скажем, в части налога на прибыль организаций предусматривается инвестиционный налоговый вычет для предприятий, ведущих научно-исследовательские работы.
Продлевается норма о переносе не более 50% убытков на будущее до 2024 года включительно, таким образом, сумма убытков уменьшается и бюджет пополняется.
Застройщикам предоставляется возможность уменьшить налоговую базу на расходы, понесенные в связи со строительством объектов социальной инфраструктуры.
На постоянной основе устанавливается нулевая налоговая ставка для образовательных и медицинских организаций, региональных и муниципальных музеев, театров и библиотек.
Основные параметры областного бюджета на 2020 год:
- доходы – 60,4 млрд рублей (рост 1,4 млрд)
- расходы – 61,3 млрд рублей (рост 9,5 млрд)
- дефицит – 900,0 млн рублей
Еще одно важное законодательное изменение: с 1 января 2020 года увеличиваются ставки акциза на пиво – на 4,7% (до 22 рублей за литр).
Ставка акцизов на крепкий алкоголь вырастет на 4% (до 544 рублей за литр); также субъекту РФ передается дополнительный норматив отчисления в бюджет в размере 10% (с 60% в этом году – до 70% в следующем).
По нефтяным акцизам произойдет индексация ставок на дизельное топливо и автомобильный бензин в среднем на 3,5%, также повышается норматив отчисления в региональный бюджет с 58,1% до 66,6%.
Законодательно предусматриваются «целевые» нормативы отчислений для распределения средств дорожного фонда по нефтяным акцизам: 87,4% – на формирование дорожного фонда субъекта и 12,6% – на реализацию национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Рост акцизов, формирующих основную сумму территориального дорожного фонда (+6% к уровню 2019 года), конечно, радует. Получается, что дорожный фонд только за счет собственных доходных источников составит более 5,3 млрд, а с учетом средств федерального бюджета – более 6 млрд.
Повышается налоговая ставка и в отношении железнодорожных путей и соответствующих сооружений – с 1,3 до 1,6%, что дополнительно даст в областной бюджет 36,8 млн рублей.
Положительная динамика из года в год
Немаловажная часть доходов – налоги на доходы физических лиц (их доля в структуре бюджета-2020 составляет 24,9 %, или 12,4 млрд рублей), в абсолютной сумме – рост на 1,3 млрд. Здесь учитывается не только изменение налогового законодательства, но и увеличение МРОТ: с 1 января нового года он составит 12130 рублей.
Еще один важный доходный источник – налог на прибыль организаций, который составляет 22,8% в общей сумме доходов (11,3 млрд).
В целом темпы роста доходных источников взяты из основного документа – прогноз социально-экономического развития Ульяновской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Учитывались и рост прибыли прибыльных предприятий, и темп роста оплаты труда, и уровень инфляции.
На протяжении ряда лет доходная часть областного бюджета Ульяновской области неуклонно растет, только за последние пять лет ее объем достиг 45 млрд рублей и увеличился по сравнению с 2014 годом в 1,8 раза
Проект доходной части областного бюджета на 2020 год не стал исключением. Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета Ульяновской области на 2020 год планируются в объеме 49,8 млрд рублей, что по сравнению с первоначальным планом на 2019 год выше на 12,4% (на более чем 5,4 млрд рублей). На период 2020 и 2021 годов доходная часть областного бюджета также планируется с ростом на 5% и 8,6% соответственно.
Кроме собственных доходных источников сумма 10,6 млрд рублей в бюджете 2020 года – федеральные средства. Это на 2,7 млрд больше уровня 2019-го. Сумма не окончательная: пока еще нет утвержденного федерального бюджета, поэтому ожидаются корректировки.
Важная помощь – дотация на выравнивание, надеемся, что эта сумма будет по крайней мере не меньше, чем в этом году (3 млрд 165 млн).
С ростом идут субсидии – порядка 2,7 млрд рублей (на оздоровление Волги, на рождение третьего ребенка и т.д.). Предусматривается субвенция и иные межбюджетные трансферты (на безопасные качественные дороги, на ремонт Мемцентра и пр.).
По доходам и расход
Расходы областного бюджета Ульяновской области на 2020 год запланированы в сумме более 6,1 млрд рублей. За основу взяты реализация Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», а также реализация основных Указов Президента РФ – № 597, № 761 и № 1688.
Необходимо отметить, что областной бюджет, как и в предыдущие годы, сформирован по программному принципу, сохраняется его социальная направленность. Так, «Детский бюджет» (расходы на поддержку семьи и детей) в 2020 году составит более 12,6 млн рублей, или 20,5% от общей суммы расходов.
Предусматривается увеличение средств и на поддержку реального сектора экономики, в следующем году эта статья расходов составит 12,2 млрд рублей
В целом бюджет развития региона на 2020 год составит 14,3 млрд рублей (рост более чем на 4% по сравнению с 2019 годом).
В первом чтении традиционно утверждаются межбюджетные трансферты из областного бюджета, наибольшую долю занимает финансовая помощь муниципальным образованиям – укрепление их материально-технической базы и т.д. Всего на 2020 год на эти цели запланирована общая сумма более 16,4 млрд рублей (рост на 2, 7 млрд).
Рост наблюдается по дотации на выравнивание, по субсидиям, по субвенциям. Большая роль уделяется стимулирующим дотациям, и мы видим определенный эффект. Появляются и новые виды дотаций: на стимулирование в части достижения рейтингов в качестве управления финансами, на стимулирование городских и сельских поселений, которые достигли определенных социально-экономических показателей.
На 2020 год планируется продолжить практику стимулирования муниципальных образований из бюджета Ульяновской области. На эти цели будет выделено 140,0 млн рублей, что на 16% больше уровня 2019 года.
Так, на поддержку местных инициатив на 2020 год предусматриваются средства в размере 180 млн рублей. Данные средства позволят муниципальным образованиям (а это отныне не только сельские и городские поселения, но и городские округа) повысить гражданскую активность населения и решить конкретные вопросы местного значения.