Эрнест Старателев: «Музей СССР должен быть в Симбирске»
Коучинг в деревне
– Эрнест Юрьевич, расскажите о себе: где родились, на кого учились?
– Я родился в Куйбышеве, учился в пединституте на факультете истории советского права, затем окончил спецфакультет по практической психологии. Преподавал психологию на родном истфаке.
– Дипломированный педагог и психолог: как вы пришли в бизнес?
– Очень просто. В 1992 году работал на общевузовской кафедре психологии. Ко мне обратился завкафедрой, попросил провести лекции по психологии общения для одного крупного бизнесмена. Сказал: «Мы такого еще не делали, а ты у нас молодой, да ранний, попробуй». Я как раз интересовался этой темой, она была, как сейчас говорят, в тренде. И я впервые проконсультировал бизнес-структуру. Это было предприятие, занимающееся комбикормами, объединяющее несколько заводов, имеющее почти в деревне потрясающего качества учебный центр, который выглядел как американский колледж. Первый блин получился не комом: родилась история с бизнес-консультированием.
– И она длится до сих пор…
– Да, но появилась специализация. Я стал бОльшим специалистом в рекламе, подготовке торгового персонала. Думаю, сегодня в обучении продавцов очень мало людей в СНГ, кто это делает лучше меня. И дело не в том, что я гениальный и талантливый, хотя и не без этого. У меня, как у хирурга, очень большая практика. Один из самых интересных периодов связан с обучающим центром компании «Евросеть» в Поволжье, который мы создали вместе с нынешним директором самарского филиала МТС Александром Меламедом. Еженедельно я обучал группы по 100-250 человек, приезжавших со всего Поволжья. В целом я пропустил через себя более 8,5 тысячи продавцов. Гуляю по Ульяновску и до сих пор встречаю тех, кто у меня учился.
Так что работа с розничными продавцами стала одним из ключевых элементов бизнес-консультирования, которым я занимаюсь и сейчас.
– Сегодня другие времена, информационные технологии изменили и самих людей, и суть продаж…
– На самом деле нет. Появилась разница в потребительском поведении. Много говорят, что «интернет помогает продавать». Это не так: он помогает купить. По сути, специалисты по интернет-рекламе размещают информацию в более удобном аналоге «Желтых страниц». Если человек решил что-то купить, он может сделать это без продавца. Активность покупателя сформирована его потребностью, внешней рекламой, которая направит к определенному бренду и поисковой активности в интернете.
А продать нужно то, о чем человек даже не думал. Или переориентировать его на покупку другого продукта. Это работа с психологией покупателя, и с этим связана моя профессия.
«Если человек решил что-то купить, он может сделать это без продавца. А продать нужно то, о чем человек даже не думал»
Что нужно богатым
– Вы еще и бизнесмен. Как выбирали сферы вложения средств?
– Более 10 лет я консультирую строительный бизнес. Когда ты занимаешься одной отраслью, неизбежно внутри нее возникают интересы, завязываются отношения, приобретаются контакты. За все время их скопилось огромное количество, отсюда и бизнес.
– Вы чувствуете кризис в строительной сфере?
– Не думаю, что происходящее сегодня в строительной сфере можно назвать кризисом. Он был в 1929 году в США, когда люди умирали от голода.
На самом деле, мы просто преодолели определенную грань по вводу жилья: превысили советские объемы. В 2005 году был период, когда люди купили по два-три мобильных телефона. «Евросеть» достигла 1% от мирового объема продаж: каждый сотый телефон в мире продавался в России. Произошло перенасыщение рынка. И в строительной отрасли сегодня то же самое.
Поделюсь отличной бизнес-идеей: если найти хороший участок земли в центре Ульяновска, который будет хорошо отделен от окружающего пространства, и построить на нем квартиры площадью от 100 до 700 квадратных метров, их можно будет быстро продать по 300 тысяч рублей за «квадрат». В Ульяновске много богатых людей. То, что они хотят жить за городом, – распространенное заблуждение. На содержание дома тратится до 1,5 миллиона рублей в месяц. Так что проще купить централизованное домовладение в центре города, где сосредоточена вся работа, общение, бизнес.
«Если найти хороший участок земли в центре Ульяновска, который будет хорошо отделен от окружающего пространства, и построить на нем квартиры площадью от 100 до 700 квадратных метров, их можно будет быстро продать по 300 тысяч рублей за «квадрат». В Ульяновске много богатых людей»
Умом и энергией
– Вы не первый самарец, который хорошо отзывается об Ульяновске в плане развития бизнеса.
– Мне уже трудно назвать себя чистым самарцем: я 15 лет живу здесь периодически, занимаюсь бизнесом. В Ульяновск я приехал впервые в начале 2004 года для участия в политической кампании. Единственным светом на улице Гончарова тогда были фары самарских «Гелендвагенов». Не было горячей воды в единственной приличной гостинице «Венец».
Сегодня все изменилось кардинально. Не видеть это невозможно, и даже самые ярые критики современного мироустройства возникли благодаря этим изменениям. Ульяновская область – активный, интересный, растущий регион, Ульяновск – красивый город с живыми людьми.
– … которые сами родной город не любят.
– Когда я занимался обучением в «Евросети», были ребята, которые начинали сразу ныть: жизнь плоха, жить не на что. Я сразу говорил: «Вы из Ульяновска?». Они удивлялись: «А как вы догадались?». Но, к слову, в то время на протяжении месяцев восьми лучшим продавцом компании в Поволжье был парень, работающий в ульяновском салоне.
– Почему же все хотят отсюда уехать?
– Уезжают отовсюду: из Самары, Казани, Екатеринбурга, Владивостока, Нью-Йорка. Мир открыт, и это прекрасно. Люди хотят попробовать себя в других местах, и это нормально. У кого-то это получается, у кого-то нет, и он возвращается. А у кого-то получается здесь, он здесь и живет. Нытье по поводу «плохого города», считаю, связано с узостью кругозора людей, которые нигде не были. Мне есть с чем сравнить, поэтому могу сказать, что Ульяновск – один из самых комфортабельных городов для бизнеса. Дай бог, чтобы он таким и остался.
– Каким бизнесом можно, по-вашему, заниматься в Ульяновске?
– Каким угодно. У вас очень доступная, открытая власть. Поэтому если есть активность, желание сделать что-то больше обычного купил-продал, нужно делать. Главный капитал – ум и энергия.
– Что нужно обязательно прочитать тем, кто хочет стать успешным бизнесменом?
– Русскую классику: она даст больше наблюдений за миром, чем какие-нибудь «12 правил Стивена Коэна». В американской литературе есть хорошие книги по социальной психологии, которые написаны доступным языком. Например, «Психология влияния» Роберта Чалдини.
«Для успеха в бизнесе нужно читать русскую классику: она даст больше наблюдений за миром, чем какие-нибудь «12 правил Стивена Коэна»
Обязательно стоит прочитать великую «Трилогию желания» Теодора Драйзера. Ну и никто не отменяет «Капитал» Маркса, который, на самом деле, не про революцию, а про экономику.
Иное сознание
– Вы занимаетесь еще и политическим консультированием. Близки ли бизнес и политика?
– С равнодушием и бюрократизмом можно столкнуться и в бизнесе, и в политике. Это в целом проблема нашего общества: люди не сильно клиентоориентированы. Но культура взаимодействий с годами становится лучше и лучше, уровень сервиса уже вырос. Взять хотя бы гостиничный бизнес, который у нас лучше, чем в части европейских стран.
– Почему?
– Мы пытаемся дотянуться до мифических западных стандартов, которые на самом деле реализованы далеко не везде в мире. То же и в чиновничьей среде. Кажется, что за границей идеальные любезные госслужащие, но это не всегда так. Да, у нас проблем хватает, советская система была в принципе бюрократической, а потому власть бюрократа в ней была выше. Но сегодня ситуация меняется. Мы потихоньку дойдем до идеального варианта, когда вся работа чиновника будет подчинена людям.
– А коррупцию победим?
– Я считаю неверным, когда из борьбы с коррупцией делают политическое знамя, обещают ее победить, когда кто-то придет к власти. Эти люди лгут, потому что предлагают нам бороться с непонятным пока явлением, которое нужно анализировать и понимать.
Мне очень хочется, чтобы уровень осознания происходящего вокруг у ульяновцев становился выше. Приведу пример: «Хилтон» построил мой хороший друг, блестящий бизнесмен и отличный человек Владимир Кошелев. Получилось прекрасное функциональное пространство. Но есть другая история, когда в Ульяновске хотели построить отель «Мариотт». Это конкуренты моего друга, и я должен вроде радоваться. Но его не построили из-за массовых митингов.
Мне хочется, чтобы люди осознали: город потерял деньги, новое симпатичное здание, инфраструктурные и бизнес-возможности. Но ради чего? Чтобы у конкретного политика стал выше рейтинг. Сложно вкладывать деньги, когда ты понимаешь, что тебе могут внезапно надавать по рукам, облить грязью, хотя твои намерения самые лучшие.
Мистика имени
– Как вернуть огромный поток туристов, которые когда-то ехали на родину Ленина?
– Нужно создать музей СССР. Путешествуя по миру, общаясь с европейскими партнерами, я понимаю, что уровень интереса к советскому предельно высокий. Это вариант инопланетной цивилизации или Атлантиды, странного строя, который просуществовал какое-то время и пропал. В нем была жизнь, кого-то она пугала, кого-то вдохновляла. В музей СССР было бы паломничество.
– А как вы в целом относитесь к Ленину и желанию переименовать город в Симбирск?
– Вы, наверное, догадываетесь, что Владимир Ульянов родился не в Ульяновске. Очевидно, что Ленин – масштабная историческая фигура. Только вот связывать, как это иногда принято, туристический потенциал с тем, что город носит его имя – глупо. В мире есть много городов, где родились или работали великие люди. В Кенигсберге (ныне Калининграде) родился великий Иммануил Кант, но город не стал Кантоградом, а пляжи Майями явно привлекательней Вашингтона, хотя имя тоже заметное.
История Симбирска не ограничивается одним Лениным. Более того, именно Симбирск каким-то мистическим образом произвел массу гениев: Карамзина, Гончарова и так далее. А с тех пор, как он стал Ульяновском, людей такого уровня больше нет. Поэтому, на мой взгляд, переименовывать нужно. Пока город называется Ульяновск, ни одного Ленина он не родит. Это мистика имени.