Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Коронакризис»: бизнесмены рассказали,
стоит ли начинать работу в условиях эпидемии

Многим ульяновским бизнесменам, несмотря на продолжающуюся эпидемию коронавируса, дали «зеленый свет» — разрешили работать. По данным главы регионального кабмина Александра Смекалина, в органы власти поступило 1645 деклараций от предпринимателей, желающих возобновить деятельность.

Виктория Чернышева

Все бизнесмены обязаны выполнять ряд довольно жестких требований, чтобы обеспечить безопасность сотрудников и клиентов.

Некоторые ульяновцы восприняли это решение властей со скепсисом. «Заболевших становится больше, а торговые центры открыли», — такое мнение красной нитью проходит через многие обсуждения в соцсетях. Сами бизнесмены также по-разному оценивают открывающиеся перед ними перспективы. Кто-то рад долгожданному завершению внеплановых «каникул». Другие же считают, что это просто завуалированный способ переложить ответственность с больной головы на здоровую.

Очередь за красотой

В популярном ульяновском салоне красоты Fashion Look Studio расписано практически все время на две недели вперед. Ажиотаж огромный: многие в режиме самоизоляции соскучились по своим мастерам, а потому хотят попасть на стрижки и окрашивание.

— Многие девушки сейчас ведут прямые эфиры в Instagram, а потому хотят выглядеть хорошо. Кроме этого, у нас много клиентов-мужчин: ходить с отросшей стрижкой им некомфортно, — рассказывает руководитель салона красоты Ренат Валиулин.


Ренат Валиулин во время обсуждения перспектив открытия салонов красоты с губернатором Сергеем Морозовым в Fashion Look Studio.

За один день шесть мастеров салона обслужили 33-х клиентов. До карантина посетителей было больше: пока не работает ногтевой сервис, который тоже пользуется постоянным спросом.

Подготовка к открытию — оформление всех документов, закупка дезинфицирующих средств, приведение помещения в порядок — в Fashion Look Studio заняла четыре дня. Требуемую дистанцию в 1,5 метра здесь соблюдают как в зонах ожидания, так и на рабочих местах парикмахеров. У входа положили дезинфицирующий коврик, поставили антисептик для рук. В помещении работает бактерицидная лампа; каждые два часа — проветривание. Все клиенты — строго в масках, даже во время стрижки или покраски. Один из администраторов постоянно обрабатывает поверхности, с которыми контактируют посетители, в том числе, дверные ручки. Каждый мастер дезинфицирует все инструменты после работы с клиентом.

Без денег сложно: думаю, если бы нам не разрешили открыться, многие мастера принимали бы дома, работали бы «в черную». И в этом случае процесс был бы неконтролируемым.

— В принципе, для нас все эти требования знакомы: большинство актуально для работы салонов красоты и вне карантина. Другой вопрос, что раньше далеко не все их соблюдали — поясняет Ренат. — Мы рады, что открылись. С наступлением карантина обязательства перед арендодателем, поставщиками, сотрудниками никуда не делись. Без денег сложно: думаю, если бы нам не разрешили открыться, многие мастера принимали бы дома, работали «в черную». И в этом случае процесс был бы неконтролируемым. Это более опасно, чем работать официально, с соблюдением всех правил.

Кстати, на работу вышли не все сотрудники салона: некоторые все же посчитали, что здоровье дороже и решили остаться дома, пока не будет снят режим самоизоляции.

Разделили потоки

ТРЦ «Аквамолл» открыл торговые галереи в расширенном объеме только с четверга: до этого торговый комплекс функционировал в ограниченном режиме. Для покупателей ранее был открыт «Ашан» и несколько магазинов с товарами первой необходимости. Сейчас в «Аквамолле» работает еще часть магазинов: некоторые арендаторы только оформляют декларации и готовят все необходимые меры для безопасного обслуживания клиентов.

К слову, далеко не все арендаторы готовы работать. Причина - непонимание трафика и опасение людей на самоизоляции приходить в общественное место.

Арендодатель — Dars Development — решился на беспрецедентный шаг. До конца апреля предприятиям малого и среднего бизнеса предоставили арендные каникулы. Причем не только в «Аквамолле», но и в двух других торговых центрах — «Самолете» и «Пушкаревском кольце».

Далеко не все арендаторы готовы работать из-за непонимания трафика и опасений людей на самоизоляции приходить в общественное место.

— Такие каникулы будут для компании потерей значительных доходов, тем не менее мы ценим партнерские отношения и готовы помочь мелкому и среднему бизнесу, -- рассказывает директор по маркетингу Dars Development Илья Валов. - Перед открытием мы выполнили все необходимые условия работы во время режима повышенной готовности: каждые 2 часа проводим дезинфекцию торгового центра, установили станции с дезинфектором для обработки рук, развели потоки людей по входным группам, изменили расположение туалетов: теперь женские на первом этаже, а мужские — на втором. В торговой галерее сделали разметку и дополнительную навигацию, чтобы посетители соблюдали дистанцию в 1,5-2 метра.

По словам Ильи, предугадать, как именно будут развиваться события дальше, очень сложно. Опыта, когда торговая индустрия была заморожена на более чем 1,5 месяца, ни у кого не было. А потому сложно спрогнозировать, какой поток покупателей будет в ближайшее время. Тем не менее в компании намерены использовать все инструменты для того чтобы организовать целенаправленный трафик.

— Конечно же потребность в офлайн-покупках велика. Наступила весна, у многих подросли дети, которым нужна новая одежда и обувь, есть потребность в сезонных товарах. А онлайн-торговля, в большей мере из Китая, идет с задержками. Понятно, что в ближайшее время количество покупателей будет в разы меньше, чем обычно. Все будет зависеть от местного законодательства, регламентирующего передвижение людей, до изменения эпидемиологической обстановки, — полагает Илья.

Председатель правительства Ульяновской области Александр Смекалин уже заявил, что вводить ограничения на посещение торговых центров в регионе не будут. Информацию об этом донесут для контролирующих органов.

— Поход в торговые центры в нынешних условиях является утилитарным — только для того, чтобы приобрести действительно необходимое. Объекты общественного питания, кинотеатры, детские игровые комнаты не работают, а потому ездить в ТЦ просто чтобы по нему побродить не будут. Но должны соблюдаться требования: на 50 квадратных метрах торговой площади допустимо нахождение не более трех человек, все покупатели должны быть в масках, — отметил глава регионального кабмина.

«Экспедиция» в никуда

Вадим Белов — владелец магазина «Экспедиция», расположенного в ТЦ «Версаль», работает уже третью неделю. Продавцы торговой точки заболели еще до начала карантина, а сейчас им стало нечем платить зарплату.

— Декларацию я заполнил, хотя для меня это было необязательно, потому что я работал еще до введения ограничительных мер. Но сделал больше для самоуспокоения: товаров первой необходимости у нас не так много, поэтому проверяющие могут придраться, если захотят, — рассказывает Вадим. — У меня на столе стоит антисептик, я купил перчатки, санитарные средства для обработки поверхностей, положил коврик перед входом. Но покупателей в магазине все равно нет. Нет даже посетителей – за день к нам заходит человек пять максимум. Раз в неделю случаются «шальные клиенты». Один раз мужчины искали дорогой подарок начальнику, в другой раз нетрезвый посетитель захотел побаловать себя необычными сувенирами. Я думал, что он на следующий день принесет возвращать все, что купил, но обошлось. Вот ради таких случайных покупок и работаю – других источников дохода у меня пока нет.


Вадим Белов

Каждого предпринимателя, который решился работать в «коронавирусых» условиях, по правилам будут проверять — соблюдаются ли прописанные в декларации меры защиты. В «Экспедиции» проверка уже была, но, скорее, неофициальная, в рамках мониторинга. В магазине сфотографировали ассортимент, попросили показать приказ, спросили были ли отправлены данные в штаб. По словам Вадима, сами проверяющие были без масок: сказали, что будут еще более основательные проверки, но больше пока никто не приходил.

На самом деле кому-то это наверняка поможет – те же салоны красоты, магазины повседневной одежды, рынки. Прибыли они не получат, но хотя бы, возможно, немного снизят потери.

— Я думаю, что работать бизнесменам разрешили, потому что обстановка стала накаляться. Читаю чат предпринимателей, и там очень много вопросов к администрации, на которые ни у кого нет ответа. Как жить, чем платить кредиты, коммуналку, что делать с просроченным товаром? Этим «разрешением» немного вроде бы сняли напряжение, — говорит владелец «Экспедиции». — На самом деле кому-то это наверняка поможет – те же салоны красоты, магазины повседневной одежды, рынки. Прибыли они не получат, но хотя бы, возможно, немного снизят потери.

Но, по словам Вадима, здесь есть обратная сторона. Во-первых, не всегда получится заработать на зарплату продавцам. Плюс к этому, с арендаторами теперь будет сложнее вести переговоры об отмене аренды или о скидках.

— Так что на самом деле такая мера может наоборот увеличить убытки. Думаю, что многие это понимают: рядом со мной почти никто не открылся после разрешения работать, — резюмирует Вадим Белов.

Дать умереть, чтобы выжить

По мнению председателя ульяновского регионального отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Николая Солодовникова, даже когда откроются все границы, покупательский спрос будет восстанавливаться еще 3-6 месяцев. А потому открыть сегодня торговые точки — как «поиграть в бирюльки»: денег, скорее всего, не хватит даже на аренду.

— Даже если брать салоны красоты, то у более успешных запись надолго вперед. Это, как правило, те, кто находится в помещениях с отдельным входом, до кого комфортно, без проблем, можно дойти. А салоны, расположенные в торговых центрах, работали на поток людей, они не вкладывали средства в рекламу и не создавали бренд. А потому им открываться смысла нет: потока людей не будет, — говорит Николай.

Что именно сегодня может помочь бизнесу выжить? По мнению Солодовникова, объективно — ничего.

Сегодня можно бесконечно предоставлять дотации бизнесу. Но если корова дохнет, смысла вкладывать в нее деньги нет.

— Покупательская способность в Ульяновске была и без того низкая. Поэтому все, что может государство — сделать жизнь граждан счастливой и достаточной. А когда люди довольны, у них есть деньги, то и бизнес процветает. Сегодня можно бесконечно предоставлять дотации бизнесу. Но если корова дохнет, смысла вкладывать в нее деньги нет, — говорит Николай.

По его словам, нужно менять саму суть поддержки. Прежде всего, принять факт, что от эпидемии коронавируса страдает весь бизнес, а не сегментировать на «особо пострадавшие» отрасли. Второе — понять, что отсрочки платежей, кредитных и налоговых, положение не спасут.

— Помочь можно тем, чтобы оставить бизнесменов в покое с проверками. Дать людям спокойно закрыться, если они приняли такое решение, без преследований и прокурорских проверок. Мы должны готовиться я к обновлению 80% субъектов малого и среднего бизнеса. Иногда нужно дать умереть фирмам, но не дать умереть людям. Они восстановят бизнес, — считает глава реготделения «ОПОРЫ РОССИИ».

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: