Наперегонки с «коронакризисом»
Фото: Виктория Чернышева
Рынок провалился
Пандемия «уронила» автомобильный рынок как во всем мире, так и в России. По данным аналитического агентства «Автостат», в январе-июле нынешнего года (период, во время которого в нашей стране началась пандемия и наступил пик заболеваемости) продажи легковых автомобилей в России составили 754,8 тыс. единиц. Это на 12,8% меньше прошлогоднего показателя (866,1 тыс. штук).
В августе отечественный рынок легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта упал на 0,5% – до 137,5 тыс. машин. Как уточнили в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), по итогам восьми месяцев 2020 года продажи в России составили около 880,2 тыс. автомобилей – минус 16,9% к тому же периоду прошлого года.
Эксперты отмечают, что «коронакризисный» провал заметно скажется на итогах года.
– По году ожидается самое сильное снижение за последние 15 лет с точки зрения количества проданных автомобилей. Предполагается, что всего будет реализовано около 1,3 млн единиц новых легковых автомобилей. На таком уровне рынок в последний раз был примерно в 2004-2005 годах. В процентном отношении снижение составляет около 23-25% к прошлому году. Он уже был в падающем тренде, к нему добавился еще и текущий провальный год, – отмечает доцент отмечает доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Юрий Сагинов.
Эти прогнозы подтверждают и в АЕБ. В Ассоциации полагают, что по итогам 2020 года российский авторынок снизится на 23,9% и составит 1,339 млн машин. И это только при условии пролонгирования государственной поддержки стимулирования покупательского спроса и отсутствия второй волны пандемии коронавируса.
Ожидаемо снизился и экспорт. По данным Федеральной таможенной службы, за шесть месяцев нынешнего года объем поставок легковых автомобилей за рубеж упал на 44% и составил 30,6 тыс. единиц.
За шесть месяцев нынешнего года объем поставок легковых автомобилей за рубеж упал на 44%
Впрочем, по данным экспертов, восстановление авторынка в России идет быстрее, чем в других странах (в частности, в Европе, Америке, Индии). Столь же быстрое восстановление зафиксировано лишь в Китае.
Лидеры на колесах
По итогам января-июля 2020 года Ульяновская область вошла в топ-30 регионов России по объему рынка новых легковых автомобилей. По данным «Автостата», в рейтинге мы на последнем, 30-м месте. За семь месяцев ульяновцы приобрели 6,5 тыс. легковых машин – на 12,6% меньше, чем за тот же период 2019-го (7,4 тыс.). Топ ожидаемо возглавила Москва, где объем продаж составил 102,3 тыс. новых машин, падение по отношению к прошлому году – 22,2%. На втором месте – Подмосковье, на третьем – Санкт-Петербург. На долю этих регионов приходится более четверти всего российского рынка новых легковых машин (26,9%). Также в десятку лидеров попали и наши соседи – Татарстан (33 тыс. автомобилей) и Самарская область (25,5 тыс. штук).
Что именно покупают россияне? Традиционно самые популярные – модели Lada, Kia, Hyundai, Volkswagen и Renault. Как уточнили в «Автостате», внедорожники Ульяновского автозавода попали на десятое место в списке самых продаваемых в России автомобилей в августе (2910 единиц, минус 10% к прошлому году). Падение продаж сказалось на графике работы автопроизводителей. Так, УАЗ в июле был вынужден перейти на четырехдневный режим работы, но в сентябре частично вернулся к полному рабочему графику (в первую и третью недели месяца заводчане трудились пять дней, а во вторую и четвертую недели – на день меньше).
По данным АЕБ, за семь месяцев 2020 года в России было продано 14,9 тыс. ульяновских внедорожников (минус 24%).
За семь месяцев 2020 года в России было продано 14,9 тыс. ульяновских внедорожников (минус 24%)
В целом, по данным Росстата, за семь месяцев нынешнего года отечественные автопроизводители выпустили 623 ные автопроизводители выпустили 623 тыс. легковых автомобилей. Это на треть ниже показателей 2019 года.
И куплю, и продам
На вторичном авторынке в последние месяцы оживление: продажи автомобилей растут. По данным экспертов Авито Авто, в июле-августе спрос (количество запросов контактов продавцов) на сайте в Ульяновской области вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 23% – по сравнению с предыдущими двумя месяцами. При этом динамика предложения в нашем регионе пока отстает от темпов роста спроса.
Количество активных объявлений о продаже автомобилей на Авито Авто в июле-августе выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6%, а по сравнению с предыдущими двумя месяцами – на 4%.
В целом во втором квартале 2020 года продажи легковых автомобилей с пробегом в Ульяновской области выросли, по сравнению с первым кварталом, на 5%. Объем продаж сравнялся с показателем за аналогичный период прошлого года.
Средняя стоимость подержанного автомобиля в нашем регионе составила 345 тыс. рублей – это на 1% больше, чем в предыдущем квартале и на 7% больше, чем год назад.
Что продают ульяновцы? По данным Авито Авто, первое место у автомобилей Lada со средней ценой 140,2 тыс. рублей. На втором месте Kia (средняя цена 568,7 тыс. рублей), следом идут Chevrolet и ГАЗ (300,8 тыс. и 304,6 тыс. рублей соответственно). Замыкает пятерку лидеров Toyota со средней ценой автомобиля 968 тыс. рублей.
Что продают ульяновцы? По данным Авито Авто, первое место у автомобилей Lada, на втором месте Kia, следом идут Chevrolet, ГАЗ и Toyota
Схожая ситуация в ПФО. В июле-августе спрос на сайте Авито Авто вырос на 34%. Активных объявлений о продаже автомобилей стало больше на 5% по сравнению с предыдущими двумя месяцами.
«Движки» для роста
Покупательский спрос растет и на рынке новых авто – об этом свидетельствует тот факт, что выдачи автокредитов уже восстановились до докризисного уровня – это произошло в июле. По данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ), за этот месяц банки выдали 70 тыс. автозаймов. Это на 18% больше, чем в июне 2020 года, и на 2% больше, чем в июле 2019-го. Объем предоставленных средств составил 58,4 млрд рублей.
Как отметили в ОКБ, полная стоимость кредита, в отличие от ряда других сегментов розничного кредитования, в автокредитовании хотя и находится на низком уровне (14,2% годовых), но не является рекордно низкой. На таком же уровне она находилась в конце 2018 года. Более низкая ставка была во второй половине 2017 года.
В карантинные месяцы средний размер автокредита сильно упал, но летом снова начал расти и составил около 840 тыс. рублей.
– Рост новых выдач во многом обеспечили жители столицы. Автосалоны в Москве, где были самые жесткие карантинные ограничения, заработали лишь с июня, но удовлетворить отложенный спрос полностью за месяц не смогли из-за отсутствия автомобилей на складах в достаточном количестве. Таким образом, июльский рост автокредитования во многом связан с продолжающейся реализацией отложенного спроса, – пояснил генеральный директор ОКБ Артур Александрович.
Значительно стимулирует авторынок, помимо отложенного спроса, и расширение условий госпрограмм «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» – с 1 июня к ним подключили три новые категории: клиентов с одним ребенком, работников медицинских организаций, а также тех, кто сдаст свой старый автомобиль в трейд-ин. Кроме этого «движком» для роста продаж остается ожидание повышения цен на машины – таким образом производители компенсируют рост курсов валют, который произошел в марте.
Новые способы поддержать автопром и стимулировать спрос на автомобили ищут и законодатели. В Госдуму внесли ищут и законодатели. В Госдуму внесли законопроект, предполагающий отмену с 1 января 2021 года транспортного налога. Это предложение, несомненно, порадовало бы автовладельцев, но стало бы неприятной новостью для руководителей регионов – транспортный налог идет в местные бюджеты.
В Госдуму внесли законопроект, предполагающий отмену с 1 января 2021 года транспортного налога. Это предложение, несомненно, порадовало бы автовладельцев, но стало бы неприятной новостью для руководителей регионов – транспортный налог идет в местные бюджеты
Автор законопроекта, депутат Андрей Барышев, напомнил, что выпадающие доходы предполагалось возместить за счет акцизов на топливо. Предложение отменить транспортный налог он объяснил тем, что из-за эпидемии коронавируса многие начали использовать автомобиль реже, и отмена платежа будет для них существенной мерой поддержки.
Ранее в Госдуме предлагали снизить транспортный налог за нынешний год на 25%; освободить от платежа тех, кто имеет автомобили старше 10 лет и стоимостью менее миллиона рублей (в России это почти половина автовладельцев), либо автовладельцев, которые давно не пользовались своим транспортным средством.
«Кони» в дефиците
«Коронакризис» сказался не только на динамике продаж, но и на работе дилеров и самих автопроизводителей. Как уточнил Юрий Сагинов, практически у всех брендов из первой десятки основных производителей на сайтах появились специальные разделы для онлайн-продаж.
– Производители стали активнее показывать автомобили в наличии. То есть можно зайти на сайт и посмотреть, где представлена конкретная модель в интересующей комплектации в нужном цвете. Это изменения текущего года. Раньше в лучшем случае можно было посмотреть наличие автомобилей у дилеров в Москве», – поясняет эксперт. – У наиболее передовых брендов появил ся полный онлайн-функционал для заключения сделки. То есть через сайт можно не просто посмотреть автомобиль в наличии, но и забронировать и полностью оплатить его, а также оформить доставку на дом.
В пик эпидемии, когда работа дилеров в офлайн-формате была приостановлена, продажи «малым ходом» все же продолжались. За это время было реализовано около 20% сделок от регулярного объема продаж. Покупка шла в онлайн-формате, когда покупатели либо полностью предоплачивали, либо подавали онлайн-заявку, а дальше связывались с дилером и обговаривали дальнейшие шаги в дистанционном формате. При этом доля онлайн-продаж в России оказалась довольно высокой по сравнению с остальными рынками и странами – таких показателей спрогнозировать никто не смог.
В пик эпидемии доля онлайн-продаж автомобилей в России оказалась довольно высокой по сравнению с остальными рынками и странами – таких показателей спрогнозировать никто не смог
Что касается производителей, то практически все они продлили гарантию на автомобили и перенесли требования по прохождению ТО.
– Заводы прекращали работу из-за карантина, а потому сейчас есть дефицит автомобилей в продаже. Рынок и спрос восстановились очень быстро, автомобили в наличии покупатели разобрали достаточно быстро, поэтому сейчас по всем ходовым моделям есть дефицит. За счет этого дилеры и производители как-то восполняют свои финансовые потери. Востребованные машины сейчас продаются без каких-либо скидок, а зачастую с навесным оборудованием и дополнительными наценками, – отмечает Юрий Сагинов.
Оптимистичные миллионы
Что ждет авторынок в ближайшем будущем? Пока эксперты рассуждают на эту тему осторожно: все будет зависеть от множества факторов. Основной – это курсы валют. Пока они продолжают расти.
– Уровень локализации у большинства брендов относительно низкий, есть большая зависимость от импорта, и от роста курса валюты растет стоимость комплектующих и, соответственно, автомобиля. Поэтому в этом году средневзвешенная цена уже выросла на 8%. Возможно, к концу года она увеличится на 12%, а возможно, и больше, в зависимости от того, что дальше будет происходить с рублем, – говорит Юрий Сагинов.
С ним согласен и директор департамента продаж грузовых автомобилей ООО «ФАВ-Восточная Европа» Андрей Попов:
– Дефицит техники из-за задержек поставок стал заметен уже в июле-августе этого года. В дальнейшем все будет зависеть от того, ужесточат ли осенью ограничительные меры из-за пандемии. Цены на автомобили скорее всего повысятся вслед за падением курса рубля.
За последние шесть лет стоимость нового автомобиля в России выросла практически вдвое. Покупательская способность жителей страны же снижается. А потому доступность новых авто снизилась и будет снижаться.
Покупательская способность жителей страны уменьшилась, а потому доступность новых авто снизилась и будет снижаться
Хотя позитивные факторы есть: это снижение ставок по кредитам и сохранение господдержки, что позволяет приобрести, несмотря на рост цен, собственный автомобиль тем, у кого его не было.
Что касается объемов продаж, увы: возврата на уровень, который был в 2008-м или в 2012-2013 годах, в ближайшей перспективе никто не ожидает. Средняя оптимистичная оценка по рынку – до 2 млн новых автомобилей за год. «Это было бы очень хорошо», – резюмируют эксперты.