Крах sharing economy? Как пандемия изменила экономику
Фото: банк «Открытие»
Снова по наклонной?
Не успел мир оправиться от первой волны COVID-19, как поднялась вторая. Статистика неумолимо фиксирует рост новых случаев. Европейские власти выборочно возвращают ограничения, включая комендантский час, но пытаются максимально сохранить экономическую активность (все помнят, что именно по экономике Еврозоны коронавирус ударил особенно сильно).
В США пандемия управляет политической повесткой, снижая и без того небольшие шансы переизбрания Трампа.
– Отставание Трампа – критическое, – рассказывает начальник аналитического управления банка «Открытие» Анна Морина. – Дебаты прошли с перевесом в пользу Джо Байдена. Поддержка Дональда Трампа в ключевых штатах ухудшается на фоне повторной вспышки эпидемии. В 2016 году по почте было отдано 25% голосов, в 2020 году голосовать по почте имеет право 76% избирателей. Трамп пытается ограничить удаленное голосование, поскольку избиратели, поддерживающие демократов, более склонны голосовать по почте.
Но поскольку это Америка – всегда остается элемент неожиданности, добавляет Анна Морина, напоминая, что в 2016 году Трампу в последний момент удалось преодолеть отставание.
Перед второй волной коронавируса эксперты зафиксировали начало восстановления мировой экономики. Этому способствовал рост объема кредитования, стимулированный государствами. Кроме того, центральные банки (ФРС, ЕЦБ) активно наращивают свои балансы – предоставляют ликвидность в систему, скупают облигации, чтобы выровнять рынки.
– Промышленное производство восстанавливается неплохо, во многих странах оно уже вышло на докризисный уровень. С потребительской динамикой история другая, поскольку сюда накладывается еще и психология: люди стараются потреблять как можно меньше и делать сбережения на черный день. Кроме того, достаточно долго торговые центры были закрыты, а не все можно купить дистанционно. Из-за этого розничные продажи пока не вышли на предкризисный уровень, – говорит Анна Морина.
Падение объема торговли внесло крупнейший вклад в снижение ВВП России (второй квартал – минус 8%). Дно спада было достигнуто в апреле-мае, когда ВВП упал более чем на 10% г/г. По мере снятия карантинных ограничений экономика начала восстанавливаться, в первую очередь благодаря восстановлению спроса со стороны населения.
– Вторая волна заболеваемости коронавирусом может привести к новому спаду в экономике: население снизит посещение предприятий сферы услуг, карантин за рубежом приведет к падению спроса на товары российского экспорта, – предполагает эксперт. – В то же время более мягкие карантинные ограничения в России ограничат масштаб спада – о введении режима нерабочих дней речи не идет, власти стараются не останавливать работу бизнеса.
Территория низких ставок
В июле Банк России пересмотрел нейтральный диапазон ключевой ставки с 6-7% до 5-6% благодаря снижению страновой премии за риск и мировых ставок в экономике.
– Возможно, ключевая ставка еще не достигла своего минимума, но, по всей видимости, Банку России потребуется пауза для анализа необходимости дальнейшего снижения: экономика частично восстановилась, инфляция стабильна и близка к цели, а санкционные риски и волатильность финансовых рынков растут. Впрочем, Банк России заявляет о сохранении пространства для дальнейшего снижения, – отмечает Анна Морина.
Эксперт утверждает: сейчас подходящее время брать кредиты, потому что ставки очень низкие.
– Центральный банк неоднократно заявлял, что будет придерживаться мягкой денежно-кредитной политики. Мы думаем, что ЦБ сможет выполнить это условие, поскольку абсолютно такие же заявления делают и ЕЦБ, и ФРС. Мир сейчас будет жить на территории низких ставок. А это хорошая отправная точка, чтобы начать новый бизнес-проект. Центральные банки для этого и смягчают политику – чтобы дать возможность новым идеям воплотиться в жизнь, а экономике – восстановиться.
Нерыночная стройка
Во время пандемии устоял и быстро вернулся к росту рынок новостроек – это произошло благодаря программе госипотеки под 6,5% вкупе с механизмом эскроу-счетов. По данным банка «Открытие», ежемесячный платеж по ДДУ в Приволжском федеральном округе в августе-сентябре упал на 17% к уровню марта. Это увеличило долю тех, кто может купить квартиру. А те, кто и прежде мог себе это позволить, смогли улучшить локацию или увеличить метраж.
В Ульяновской области средний размер ежемесячного платежа по ипотеке на новостройку в августе 2020 года составил 15 442 рубля, подсчитали аналитики банка «Открытие». По этому показателю регион занимает 12 место в ПФО. Более низкий средний платеж только в республике Марий Эл и Кировской области.
В целом по России наблюдался прирост покупок двухкомнатных квартир, тогда как обычно первыми раскупаются однушки – как самый ликвидный вариант недвижимости.
Но обратной стороной медали стал сильный рост цен на новостройки.
– В начале года мы ожидали, что бурный рост цен 2018-2019 годов, который был связан с переходом отрасли на новые правила привлечения средств дольщиков, замедлится. Переход на эскроу-счета уже был отыгран ценами, и мы ждали ввода новых объемов жилья и уменьшения средней стадии строительства, что должно было привести к снижению стоимости квартир. Но начало пандемии внесло свои коррективы. Многие компании пересмотрели планы по развитию на площадках. Наблюдался дефицит ликвидного предложения, а это один из факторов, который позволил застройщикам повышать цены, – комментирует Анна Морина.
По мнению эксперта, в дальнейшем роль государства на рынке жилья продолжит усиливаться. Расширение программы «Сельская ипотека» и развитие схожих мер поддержки ИЖС будут стимулировать рынок малоэтажного домостроения. Но и здесь есть подводные камни.
– Государство слишком сильно влияет на рынок жилья. Это уже привело по сути к «нерыночной» картине в сегменте жилья – цены на жилье дорожают на фоне снижающегося уровня доходов населения, а государство компенсирует этот разрыв. Продление госипотеки под 6,5% увеличивает риск возникновения механизма госрегулирования рынка жилищного строительства, – замечает Анна Морина.
Прогнозы банка «Открытие»
Банк «Открытие» озвучил свой прогноз по макропоказателям в 2020 году. ВВП России, по оценке банка, снизится на 4,1%, инфляция составит 4,1%, реальные доходы населения упадут на 5%. Средний курс доллара за 2020 год составит 72 рубля, евро – 82 рубля, стоимость барреля нефти – 40,7 доллара.
– Есть вероятность, что курс к концу года укрепится, поскольку уходят дополнительные фундаментальные факторы, дополнились интервенции Центрального Банка и может сократиться существующая достаточно большая добавочная девальвация за политические риски, – поясняет Анна Морина.
В 2021 году аналитики банка ожидают восстановительный рост на уровне 3,3% по ВВП. Инфляция замедлится в районе 3,9%. Реальные располагаемые доходы населения должны вырасти на 4,4%, по большей степени за счет низкой базы. Стоимость барреля нефти прогнозируется на уровне 50 долларов за баррель, средний курс доллара – около 70 рублей, евро – порядка 80 рублей.
Сравнивая текущий кризис и кризис 2008-2009 годов, Анна Морина прогнозирует сейчас более быстрое восстановление экономики. Но драйверы, скорее всего, будут меняться – из-за смены потребительских привычек, новых способов бизнес-коммуникации и организации труда. Под вопросом, к примеру, будущее sharing economy – то есть экономики совместного потребления, основанной на идее, что удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом.
– Еще в прошлом году наблюдался глобальный тренд в сторону экономики совместного потребления. Люди не хотели покупать машины, потому что можно было брать их напрокат, не хотели покупать жилье, потому что можно арендовать квартиру, – говорит эксперт. – Пандемия перевернула все с ног на голову. Все побежали покупать квартиры, чтобы во время эпидемии иметь свою «крепость», и машины, поскольку собственный автомобиль стал практически единственным способом безопасного передвижения. И если в прошлом году тому же автопрому все прочили замедление или переориентацию на электромобили, то сейчас снова инвестируют в эту и смежные отрасли.