Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Не проспать!»

Рынки «просыпаются» после пандемии, и важная задача для ульяновского бизнеса – успеть за растущим спросом и перспективными нишами. Подробнее – в интервью председателя Совета директоров Корпорации развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области Руслана Гайнетдинова.

Фото: Виктория Чернышева

– Руслан Шевкатович, что стало ключевыми точками развития ульяновского бизнеса в 2020 году?

– Мы если и «упали», то не сильно. Об этом говорит статистика. Налоги от малого бизнеса, если брать только спецрежимы, превысили данные 2019 года примерно на 300-350 млн. Несмотря на пандемию и сложности, мы не потеряли темп. И это говорит об определенной стабильности сектора малого и среднего бизнеса, который быстрее, чем другие, приспосабливается к новым условиям. Поэтому МСП имеет большее значение: фактически это плодотворная почва для развития всей экономики, то, из чего все произрастает.

– Но потери все-таки были?..

– Да, в оборотах, выручке. Но глобальных закрытий, как в Европе, у нас не было. Хотя ожидания и планы, конечно, трансформировались. В ряде отраслей год завершился с минусом – из-за локдауна туризм, индустрия гостеприимства, общественное питание, промышленное производство не вышли на уровень 2019 года.

Но хорошими темпами развивался, к примеру, экотуризм, внутренний туризм. Мы, наконец, увидели туристический потенциал нашей Ульяновской области. Это простимулировало федеральные власти посмотреть на эту отрасль под иным углом, родился 13-й нацпроект.

Впервые были вложены приличные средства в формирование и продвижение турпродуктов по всей России. Это хороший тренд – наконец-то пришло понимание, что туризм – это тоже экономика. Мы должны стратегически наполнить данную сферу таким образом, чтобы «откусить большой кусок» от внутреннего рынка. Тем более, что в нашем регионе есть великолепные пространства, дестинации, шикарные маршруты. Впервые в программе поддержки туризма мы хотим отразить в том числе и поддержку инвестиционных инфраструктурных проектов. Например, субсидирование процентной ставки по кредитам. Мы хотим развивать деловой туризм – это 50% от объема зарабатываемых регионом в туротрасли средств. И для этого региону нужна достойная инфраструктура.

«Впервые в программе поддержки туризма мы хотим отразить в том числе и поддержку инвестиционных инфраструктурных проектов. Например, субсидирование процентной ставки по кредитам»

– Что оказалось самым действенным из мер помощи, предложенных бизнесу?

– И на федеральном, и на региональном уровне наиболее востребованным было кредитование на возобновление деятельности. Наши предприниматели получили на эти цели 2,5 млрд рублей под 2% годовых. В случае сохранения коллектива эти средства превращались в субсидии. Это интереснейшая, правильная и эффективная идея.

На региональном уровне принято, на мой взгляд, очень важное решение, которое было предложено бизнес-сообществом. Для всех, кто попал под ограничения второй волны коронавируса (а это общественное питание, event и т. д.) будет дана возможность рассрочить долги, чтобы они не «схлопнулись» за счет возложенных на них обязательств. Думаю, это одно из главных предложений, которое вошло в шестой по счету комплексный пакет мер антикризисной поддержки в Ульяновской области.

– Что еще вошло в этот пакет?

– Возможность автоматического включения поддержки для бизнеса. Мы не знаем, как будут развиваться события дальше. А потому нам нужно иметь в госпрограммах строчку, которая может быстро наполниться нужными средствами, чтобы предприниматели оперативно их получили. Таким образом, с учетом опыта прошлого года будет создано некое автоматическое решение, где будет «тревожный» нормативный канал. Нам же останется решить вопрос ресурсного обеспечения.

Новые меры поддержки можно охарактеризовать как «стратегию восстановления – 2021». Уже принято решение о продлении действия для отраслей, признанных пострадавшими, вне зависимости от ситуации с пандемией, минимальной планки налоговых выплат. На упрощенке это 1%, на системе «доходы минус расходы» – 6%.

– Какой посыл от ульяновских бизнесменов вы услышали на традиционной Неделе предпринимательских инициатив?

– Прежде всего это просьба дать возможность работать – с точки зрения снятия ограничений. Второе – то, что «нам тяжело, но нужна надежда на то, что, если ситуация ухудшится, вы поможете, будете с нами». Неопределенность очень мешает вести бизнес. И третий посыл – то, что трудные времена мы должны пройти все вместе, а потому можно забыть о легких недочетах.

Тревожит, что даже в пандемию индекс давления на бизнес постоянно растет. Да, количество проверочных мероприятий снизилось кратно, плановые вообще были отменены. Но внеплановые проверки, по жалобам граждан, есть, и их много. Конечно, контролирующие органы обязаны на них реагировать. Но нужно понимать, что предприниматель – это человек, за которым стоит команда, он платит налоги. И то, что он не стоит с протянутой рукой и не просит у государства, уже хорошо. Таких людей должно быть больше.

«Тревожит, что даже в пандемию индекс давления на бизнес постоянно растет. Да, количество проверочных мероприятий снизилось кратно, плановые вообще были отменены. Но внеплановые проверки, по жалобам граждан, есть, и их много»

– Какие планы на 2021 год?

– У нас есть хорошие заделы с точки зрения торговли. Мы растем по маркетплейсам, e-commerce в целом. Наша задача – это направление многократно усилить. Госпрограмма предусматривает средства, которые помогут производителям переориентироваться, выйти на маркетплейсы, поддержать свои интернетмагазины, дать им возможность штрихкодирования, маркировки, разработки дизайна упаковки и прочего. Все это мы включили в наши программы поддержки и компенсации части затрат.

Конечно, нужно поддерживать прорывные направления. Например, туризм. У нас хорошие виды на инвестпроекты, планируем строить и открывать несколько десятков инфраструктурных объектов – туркомплексов, турбаз. Думаю, и другие программы в сфере туризма отзовутся хорошим эхом в ближайшие годы.

Также перед нами стоит задача формирования крепкого «кулака» – Центра компетенций развития промышленности. Это будет основной институт для развития тех, кто идет вперед. Рынки просыпаются, поэтому наша задача – не проспать, захватить их. Мы активно уходим в онлайн, и нам нужно стать лидерами этого процесса.

Большой акцент в 2021 году мы сделаем на кооперацию. Возьмем лучший опыт уже работающих компаний, которые делают красивые качественные платформы, чтобы наши предприятия могли свою продукцию позиционировать. Кроме этого, в феврале совместно с «Центрсоюзом» мы откроем первый центр выдачи заказов платформы Ulmade. Ремесленники, фермеры, начинающие бизнесмены смогут на собственном опыте ощутить, каково это – быть в маркетплейсе, в «цифре». Это идеология системы «Мой бизнес» и нашей Корпорации в целом, которая является институтом развития для предпринимателей в Ульяновской области.

Подготовила Анастасия Майорова

Корпорация развития промышленности и предпринимательства Ульяновской области
проезд Максимова, д. 4 (Дом предпринимателя)
Центр «Мой бизнес»
+7(8422)41-86-71
+7(8422)41-41-45

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: