Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

«Всегда в команде»

Гость номера – проректор по капитальному строительству УЛГТУ Прасковья Заварзина

Фото: Виктория Чернышева

Прасковья Григорьевна Заварзина родилась в 1939 году в селе Андреевка Куйбышевской области.

Училась в Куйбышевском инженерно-строительном институте на факультете промышленно-гражданского строительства. Диплом о высшем образовании получила в Ульяновском политехническом институте.

Работала в «Облпроекте» (позже – «Ульяновскгражданпроект»). Принимала участие в застройке Ульяновска: ул. Минаева и Розы Люксембург, пр. Нариманова, центральной части города, Засвияжского района. Проектировала такие значимые объекты, как гостиница «Советская», Дом техники, высотка на ул. Кузнецова, обелиск, комплекс домов по ул. Минаева. Была главным инженером проекта многопрофильной детской областной больницы на ул. Радищева.

В настоящий момент работает проректором по капитальному строительству УлГТУ.

– Прасковья Григорьевна, расскажите, как вы попали в профессию.

– Практически случайно. Я поехала из деревни в областной центр, чтобы поступать в пединститут на физмат по настоятельному совету любимого учителя математики. В Куйбышеве меня встретил старший брат, студент инженерно-строительного института. Он так вдохновенно рассказывал о своей будущей профессии строителя и ее значимости в жизни, что документы на следующий день я подала не в пединститут, а в Куйбышевский инженерно-строительный институт на факультет промышленно-гражданского строительства.

«Старший брат так вдохновенно рассказывал о своей будущей профессии строителя и ее значимости в жизни, что документы на следующий день я подала не в пединститут, а в Куйбышевский инженерно-строительный институт на факультет промышленно-гражданского строительства»

– Никогда не жалели, что выбор пал именно на строительный?

– Ни разу! Нам нравилось учиться. После деревни это был новый мир, где не надо было платить за право учиться – бесплатным в то время было только семилетнее образование. А за хорошую успеваемость ежемесячно платили хорошую стипендию, на которую можно было жить.

Тем, что я, мой брат и младшая сестра попали в вузы, мы обязаны нашей маме. Она, оставшаяся вдовой в годы войны, сама едва умевшая читать и писать, с удивительным упорством выталкивала нас, своих детей, в город, в интересную жизнь, в лучшее будущее. Это был ее жизненный подвиг!

– Как вы попали в Ульяновск?

– Через Владивосток! Я поехала туда на преддипломную студенческую практику по приглашению, да там и осталась – вышла замуж за выпускника Куйбышевского инженерно-строительного института, молодого специалиста, направленного туда на работу. Муж, Виктор Степанович Заварзин, был родом из Ульяновска, где у него оставались мама и сестра. И в 1961 году мы решили переехать на его родину.

Этот переезд помню вплоть до мельчайших деталей. Поезд Владивосток – Москва, я с маленьким ребенком, пытаюсь укачать его. И тут среди стука колес и гула пассажиров голос диктора. По радио объявляют, что Гагарин полетел в космос. Все два часа, что он провел в полете, была гробовая тишина. Мы ждали новостей, затаив дыхание. Когда Гагарин приземлился, весь вагон ликовал: кто-то плакал от счастья, кто-то смеялся, люди обнимались, поздравляли друг друга. Это было невероятное чувство единения, восторга, причастности к чему-то грандиозному и предвосхищения больших перемен. Когда меня просят назвать одно из самых ярких переживаний в жизни, я вспоминаю именно этот день.


Образ подготовлен мастерами Fashion Look Studio

– Какой вы увидели родину Ленина?

– На фоне красивейшего Владивостока с его продовольственными изысками в 1961 году Ульяновск показался большой деревней, с большими домами только на улицах Гончарова, Ленина, Карла Маркса.

«На фоне красивейшего Владивостока с его продовольственными изысками в 1961 году Ульяновск показался большой деревней»

Улица Минаева была застроена деревянными домиками, стоящими метрах в пяти от трамвайных путей. На Гончарова еще только строилась гостиница «Волга», а напротив начали возводить 48-квартирный жилой дом со встроенными помещениями. Здесь впоследствии разместился «Облпроект» (позже – «Ульяновскгражданпроект»). Муж, имеющий опыт работы инженера-строителя, устроился туда первым. Получив диплом Ульяновского политехнического института о высшем образовании, на должность техника-строителя пришла и я.

Тогда же в Ульяновск по распределению приехали выпускники Московского архитектурного института – Серафим Николаевич Титов и Валентин Николаевич Филимонов. До их приезда в «Облпроекте» был один-единственный архитектор, Николай Николаевич Медведев. Эта троица внесла огромный вклад в формирование облика нашего города. Я благодарна судьбе за то, что мне довелось работать с такими талантливыми и творческими людьми.

В 1963 году был объявлен конкурс на проект реконструкции центральной части города: приближалось 100-летие Ленина. За основу приняли проект московских планировщиков и работу «Ульяновскгражданпроекта». Это было очень интересное время: архитекторы института «Ленгипрогор» работали над новым генпланом. «Ульяновскгражданпроект» нарастил объемы и многократно увеличил штат сотрудников в связи с подготовкой к юбилею. Организация стала основным автором-разработчиком проектов застройки кварталов и микрорайонов города. Это был совершенно другой уровень инженерных задач и их решений. Ульяновск становился городом, в котором хочется жить.


1970 год. «Ульяновскгражданпроект», 1-я мастерская. Прасковья Заварзина – третья справа во втором ряду, в третьем ряду четвертый слева – Лев Нецветаев, руководитель архитектурной группы. Серафим Титов, ГАП, присутствует виртуально – на дружеском шарже, поскольку находился на совещании в обкоме.

– Помните свой самый первый проект?

– Мне дали эскизы двухквартирного одноэтажного дома и поручили разработку рабочих чертежей. Весь проект уместился на одном листе ватмана. Как оказалось позже, это домик на территории обкомовских дач на две квартиры, предназначенный для секретаря обкома КПСС и председателя облисполкома. Я об этом даже и не знала.

Позже недалеко от этого домика мы проектировали резиденцию для приема первых лиц государства – знаменитую дачу Брежнева, где он должен был остановиться во время визита в Ульяновск.

«Мы проектировали резиденцию для приема первых лиц государства – знаменитую дачу Брежнева, где он должен был остановиться во время визита в Ульяновск. <...> Сегодня это здание является одним из самых выразительных образцов архитектуры модернизма на ульяновской земле»

– Как возводили этот уникальный для нашего города объект?

– Дача строилась в спешном порядке – руководство области понимало, что принимать генерального секретаря ЦК КПСС необходимо в резиденции, и желательно за городом. Требования были серьезными: в задании на проектирование был четкий перечень необходимых помещений и их площадей, комплексы инженерного оборудования, требования к отделке и решениям интерьеров, размещению лиц сопровождения: личного врача, повара.

Главным архитектором проекта был назначен Серафим Николаевич Титов, он же стал и его автором. Окончательное проектное решение утверждал первый секретарь Ульяновского обкома КПСС Анатолий Андриянович Скочилов. Количество отвергнутых им вариантов осталось для нас тайной.

В итоге объект был сдан в срок. Но Брежнев пробыл в городе несколько часов и в резиденции не остановился. Сегодня это здание является одним из самых выразительных образцов архитектуры модернизма на ульяновской земле.

– Вы лично участвовали в кардинальном преображении города к юбилею Ленина…

– Да, и порой эмоции были очень противоречивыми. Весной началась застройка улицы Минаева. От нее до улицы Карла Либкнехта были сады – яблоневые, вишневые, живые и цветущие. Людей уже отселили, их дома снесли, а сады остались. Мы должны были стереть с лица земли красоту, чтобы дать жизнь новому кварталу. Осознавать и делать этот выбор было очень больно. Людей переселили из ветхих домов в благоустроенные квартиры, но их, по сути, оторвали от пуповины, от матушки-земли. Не все смогли научиться жить по-новому. У моей свекрови был домик с садом на Малосаратовской улице. Эти яблони, вишни, калитка и смородиновый куст за ней не отпустили ее, после переселения свекровь быстро угасла.


– Есть ли в Ульяновске объект, который вам особо дорог?

– Все они для меня дороги, и каждый – со своей историей.

Например, гостиница «Советская» (архитектор Николай Медведев) – мой первый объект в должности главного инженера проекта. Ее сдали в 1969 году одной из первых в ряду юбилейных объектов. «Семиэтажная красавица», как писали тогда о гостинице газеты, могла принять одновременно 576 гостей. На тот момент «Советская» по комфорту и архитектурной выразительности была вне конкуренции.

Дом техники на Минаева проектировался как Дворец бракосочетания. Там были шикарные интерьеры для свадеб, широкая торжественная лестница из мрамора, комнаты жениха и невесты, уникальные дубовые двери на главном входе с ручками в виде золотых колец. Но незадолго до ввода в эксплуатацию его неожиданно превратили в Дом техники – в нем планировалось разместить постоянно действующую выставку и проводить форумы.st-block-35


«Дом техники на Минаева проектировался как Дворец бракосочетания. Там были шикарные интерьеры для свадеб, широкая торжественная лестница из мрамора, комнаты жениха и невесты, уникальные дубовые двери на главном входе с ручками в виде золотых колец»

В те времена на объектах было много изюминок, которых сейчас, увы, нет. Например, интерьеры в Доме одежды (первый этаж 9-этажного дома по улице 12 Сентября) расписывал с большой любовью автор, архитектор Лев Николаевич Нецветаев. Роспись его супруги Марины долго жила в парикмахерской, которая располагалась в доме на углу Минаева-Гончарова. Это была очень интересная работа – прорезью по незатвердевшей штукатурке.

– Еще один уникальный объект – стела на площади 30-летия Победы…

– Идея сделать площадь на перекрестке двух улиц с установкой обелиска, на спуске к Волге, тоже принадлежала Серафиму Николаевичу Титову в соавторстве с Николаем Николаевичем Медведевым. Обелиск открыли в 1975 году, но без трех верхних ярусов: у строителей не было технической возможности реализовать проектное решение, не было крана нужной высоты. В том виде, в котором его задумывали архитекторы, памятник предстал зрителю лишь к 50-летию Победы.


Практически весь наш город застраивался по проектам, разработанным коллективом «Ульяновскгражданпроекта», где я проработала более 30 лет. Для качественного решения градостроительных задач в структуре института были созданы две архитектурно-планировочные мастерские, состоящие из групп архитекторов и групп инженеров-конструкторов. Лично мне очень нравилась такая технология – у архитекторов свое видение конечного результата, отличное от инженерного. Хочу упомянуть моих коллег той поры, архитекторов Олега Владимирова и Григория Молчанова, с которыми у нас была очень плодотворная творческая работа.

«Для качественного решения градостроительных задач в структуре института были созданы две архитектурно-планировочные мастерские, состоящие из групп архитекторов и групп инженеров-конструкторов. Лично мне очень нравилась такая технология – у архитекторов свое видение конечного результата, отличное от инженерного»

– Вы участвовали в строительстве детской областной больницы, важного для региона объекта. Расскажите, пожалуйста, о нем. Ведь его замораживали, процесс шел тяжело, долго...

– Да, строительство пришлось на кризисные 90-е и тянулось несколько лет из-за неритмичности финансирования. Но приближалась 125-я годовщина со дня рождения Ленина, и объект нужно было завершать. Его взял под личный контроль первый секретарь обкома КПСС Юрий Горячев. В помощь генподрядчику были привлечены все тресты города – за ними закрепили конкретные корпуса.

Мне, как главному инженеру проекта, пришлось организовать свое рабочее место в одной из прорабских и буквально жить на стройплощадке. Было важно ежеминутно контролировать процессы на каждом корпусе, увязывать их, не теряя драгоценного времени.

Воля первого секретаря обкома, содействие всех крупных организаций города, невероятные усилия всех и каждого ради общей цели позволили завершить объект за год. В январе 1995 года детская многопрофильная больница на 300 коек была принята госкомиссией. На территории больницы установлен памятник Юрию Горячеву – в знак признательности за его гражданский подвиг и титанический труд.

– Именно вам удалось завершить еще один известный недострой – на территории технического университета. Как это было?

– В родной политех на должность проректора по капитальному строительству я пришла в 1995 году по приглашению ректора Владимира Ефимова. На меня возложили ответственность за организацию всего капитального строительства на территории университета. Несмотря на отсутствие государственного финансирования строительства жилья и общежитий, с 1995 по 2002 год мы построили пять корпусов жилых домов на 344 квартиры для профессорско-преподавательского состава университета и открыли студенческое общежитие квартирного типа на 100 мест.

А затем взялись за «скелет» одного из недостроенных корпусов Ульяновского центра микроэлектроники, который находился на территории политеха. Нам удалось включить его в федеральную программу финансирования, достроить и ввести в эксплуатацию.


Заказчик с представителем стройконтроля, Владимиром Левиным, осуществляет приемку оборудования для бассейна, установленного подрядной организацией

– Сейчас вы завершаете физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном, история строительства которого тоже полна неожиданных поворотов. Расскажите о нем поподробнее, пожалуйста.

– В 2010 году «Единая Россия» приступила к реализации проекта «500 бассейнов вузам». Вопрос о возможном участии нашего университета в этом проекте был одобрен ректоратом. Мы подготовили проектно-сметную документацию, получили положительное заключение экспертизы и разрешение на строительство. Не было только заключения «О достоверности определения сметной стоимости строительства», получение которого в то время было возможно только по направлению, подписанному министром.


Заказчик с руководителем генподрядной организации Львом Шамильевичем Гасановым

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: