Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ — ЗАЧЕМ?

«Что-то я, конечно, считаю! Но, больше по интуиции... кажется, всего должно хватить...», - если уж такую фразу заявляют люди бизнеса, то нужно срочно что-то менять! 80% неудач в бизнесе являются результатом плохого финансового менеджмента – слабые денежные потоки, вышедшие из-под контроля долги, недостаточное внимание к доходам и расходам, принятие чрезмерных обязательств. Как этого избежать, рассказывает основатель и руководитель бухгалтерской компании «Проф Финанс» Евгения Трибунская.

Фото из архива Е. Трибунской

«Нельзя управлять тем, что невозможно измерить, но всего, что измеримо, возможно достичь».

Билл Хьюлетт, основатель Hewlett Packard


Финансовый менеджмент – один из важнейших элементов управления. Интуиция – незаменимая штука в бизнесе. Однако, учет - это ваш финансовый консультант. Он подскажет вам, сколько вкладывать в маркетинг, сколько закупить товара, предстоит ли кассовый разрыв, сколько денег можно забрать из бизнеса, не причинив ему вреда. Финансовый учет помогает принимать управленческие решения в нужное время.

Для контроля бизнеса нужно три основных отчета: отчет о движении денег, о прибылях и убытках, баланс. Каждый из этих отчетов несет свою смысловую нагрузку. Немного разберем каждый из них.

1.Отчет о движении денежных средств (ОДДС, CashFlow)

ОДДС помогает понять источники поступления денег и направления их расходования. Откуда деньги приходят и куда уходят. Суть этого отчета сводится к учету только денег: сколько было, сколько поступило, сколько потратили, сколько осталось.

Из ОДДС можно сделать вывод о денежном потоке (CashFlow) который показывает, какая сумма осталась в итоге в компании за отчетный период. И, в идеале, он должен прирастать с завидным постоянством.

Многие предприниматели останавливаются на этом отчете. Считают, что упростили себе жизнь...

На самом деле, такой подход путает предпринимателя. Разницу между поступлением и тратой денег он может посчитать за прибыль. Честно заблуждаясь, ее потратить. И влететь в кассовый разрыв. Поступление кредитов или авансов от покупателей — это не доходы. Кредит нужно возвращать, а аванс отрабатывать...

Второе назначение отчета ДДС как раз сводится к предупреждению «кассовых разрывов». Если вместе с этим отчетом, вы будете вести платежный календарь, в котором будут отмечены планируемые доходы и расходы, сможете подготовиться заранее и избежать ситуации, когда не окажется средств для работы и оплаты счетов.

2.Отчет о прибылях и убытках (ОПУ, profit and loss, P&L)

Чтобы рассчитать реальную рентабельность бизнеса, вам нужен отчет о прибылях и убытках. ОПУ обычно считают раз в месяц. Он состоит из дохода от продаж (валовой выручки) и расходов, понесенных компанией за этот период. Расходы в свою очередь можно разделить на операционные и инвестиционные, на прямые, переменные (те, которые увеличиваются пропорционально выручке например, себестоимость, оплата труда производства и продающего персонала и т.д.) и постоянные (например, аренда). Налоговая нагрузка, проценты по заемным средствам. затраты на управление бизнесом - все отразится в отчете о прибылях и убытках.

Наполненность данными зависит от специфики бизнеса и желания владельца видеть детали. Структура же для всех одинакова. Хотя, в отличие от бухгалтерской отчетности, управленческая отчетность очень гибкая и легко подстраивается под пользователя. ОПУ демонстрирует такой показатель, как маржа бизнеса (в цифрах и процентах). В нем можно найти параметры для расчета точки безубыточности. Он же покажет вам сколько в действительности зарабатывает ваш бизнес - чистая прибыль. Но при этом необходимо всегда помнить о том, что прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках, далеко не всегда означает, что указанный объем денежных средств находится в виде «живых» денежных средств на расчетном счету предприятия и может быть выплачен в виде премий.

3. Баланс

Прибыль есть, а денег нет. Или наоборот, есть деньги, а отчет о прибылях и убытках показывает, что вы сработали в «минус». Для того, чтобы понять что происходит нужен третий отчет - баланс. Баланс покажет, чем владеет компания, в чем выражаются активы. А главное, чьи они?

Итак, зачем же финансовый учет? Научившись читать отчеты как увлекательный роман, вы сможете:

Увидеть прошлое

Отчеты помогают понять, как отражается на бизнесе ваши действия. Проанализировать прошлый месяц. Сравнить с предыдущим. Посмотреть со стороны, порадоваться динамике. Или понять, где "теряются" ваши деньги, проанализировать и принять решение. Поймете, как прошел год, и сбылись ли ваши планы. Эффективно ли использовались ваши активы.

Заглянуть в будущее

Продуктом управленческого учета является информация, которая позволяет принимать оперативные решения, учитывать риски и контролировать бизнес. А это значит, что вы можете планировать свою деятельность и строить прогнозы. Вы можете узнать сколько вам понадобится денег, чтобы запустить новый проект. А так же, как быстро вы сможете купить себе Maybach S-Класс.

Принять решение - делать или нет

Учет покажет вам, куда вложить деньги. Купить склад сейчас или арендовать. Нанять главного бухгалтера в штат или работать с аутсорсинговой компанией. Открывать новую точку или расширять то, что есть. Учет покажет, есть ли у вас средства для масштабирования, целесообразно ли привлекать заемные. Учет нужен, чтобы вы зря не потратили деньги.

Начиная свой бизнес, потратьте немного времени на принятие решений по осуществлению правильного финансового менеджмента, а затем каждый год вносите необходимые изменения, чтобы он оставался действенным для бизнеса с высокими финансовыми ожиданиями и интересами.+

Будьте здоровы! Финансово в том числе!

comments powered by HyperComments

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: