ФИНАНСОВЫЙ УЧЕТ — ЗАЧЕМ?
Фото из архива Е. Трибунской
«Нельзя управлять тем, что невозможно измерить, но всего, что измеримо, возможно достичь».
Билл Хьюлетт, основатель Hewlett Packard
Финансовый менеджмент – один из важнейших элементов управления. Интуиция – незаменимая штука в бизнесе. Однако, учет - это ваш финансовый консультант. Он подскажет вам, сколько вкладывать в маркетинг, сколько закупить товара, предстоит ли кассовый разрыв, сколько денег можно забрать из бизнеса, не причинив ему вреда. Финансовый учет помогает принимать управленческие решения в нужное время.
Для контроля бизнеса нужно три основных отчета: отчет о движении денег, о прибылях и убытках, баланс. Каждый из этих отчетов несет свою смысловую нагрузку. Немного разберем каждый из них.
1.Отчет о движении денежных средств (ОДДС, CashFlow)
ОДДС помогает понять источники поступления денег и направления их расходования. Откуда деньги приходят и куда уходят. Суть этого отчета сводится к учету только денег: сколько было, сколько поступило, сколько потратили, сколько осталось.
Из ОДДС можно сделать вывод о денежном потоке (CashFlow) который показывает, какая сумма осталась в итоге в компании за отчетный период. И, в идеале, он должен прирастать с завидным постоянством.
Многие предприниматели останавливаются на этом отчете. Считают, что упростили себе жизнь...
На самом деле, такой подход путает предпринимателя. Разницу между поступлением и тратой денег он может посчитать за прибыль. Честно заблуждаясь, ее потратить. И влететь в кассовый разрыв. Поступление кредитов или авансов от покупателей — это не доходы. Кредит нужно возвращать, а аванс отрабатывать...
Второе назначение отчета ДДС как раз сводится к предупреждению «кассовых разрывов». Если вместе с этим отчетом, вы будете вести платежный календарь, в котором будут отмечены планируемые доходы и расходы, сможете подготовиться заранее и избежать ситуации, когда не окажется средств для работы и оплаты счетов.
2.Отчет о прибылях и убытках (ОПУ, profit and loss, P&L)
Чтобы рассчитать реальную рентабельность бизнеса, вам нужен отчет о прибылях и убытках. ОПУ обычно считают раз в месяц. Он состоит из дохода от продаж (валовой выручки) и расходов, понесенных компанией за этот период. Расходы в свою очередь можно разделить на операционные и инвестиционные, на прямые, переменные (те, которые увеличиваются пропорционально выручке например, себестоимость, оплата труда производства и продающего персонала и т.д.) и постоянные (например, аренда). Налоговая нагрузка, проценты по заемным средствам. затраты на управление бизнесом - все отразится в отчете о прибылях и убытках.
Наполненность данными зависит от специфики бизнеса и желания владельца видеть детали. Структура же для всех одинакова. Хотя, в отличие от бухгалтерской отчетности, управленческая отчетность очень гибкая и легко подстраивается под пользователя. ОПУ демонстрирует такой показатель, как маржа бизнеса (в цифрах и процентах). В нем можно найти параметры для расчета точки безубыточности. Он же покажет вам сколько в действительности зарабатывает ваш бизнес - чистая прибыль. Но при этом необходимо всегда помнить о том, что прибыль, отраженная в отчете о прибылях и убытках, далеко не всегда означает, что указанный объем денежных средств находится в виде «живых» денежных средств на расчетном счету предприятия и может быть выплачен в виде премий.
3. Баланс
Прибыль есть, а денег нет. Или наоборот, есть деньги, а отчет о прибылях и убытках показывает, что вы сработали в «минус». Для того, чтобы понять что происходит нужен третий отчет - баланс. Баланс покажет, чем владеет компания, в чем выражаются активы. А главное, чьи они?
Итак, зачем же финансовый учет? Научившись читать отчеты как увлекательный роман, вы сможете:
Увидеть прошлое
Отчеты помогают понять, как отражается на бизнесе ваши действия. Проанализировать прошлый месяц. Сравнить с предыдущим. Посмотреть со стороны, порадоваться динамике. Или понять, где "теряются" ваши деньги, проанализировать и принять решение. Поймете, как прошел год, и сбылись ли ваши планы. Эффективно ли использовались ваши активы.
Заглянуть в будущее
Продуктом управленческого учета является информация, которая позволяет принимать оперативные решения, учитывать риски и контролировать бизнес. А это значит, что вы можете планировать свою деятельность и строить прогнозы. Вы можете узнать сколько вам понадобится денег, чтобы запустить новый проект. А так же, как быстро вы сможете купить себе Maybach S-Класс.
Принять решение - делать или нет
Учет покажет вам, куда вложить деньги. Купить склад сейчас или арендовать. Нанять главного бухгалтера в штат или работать с аутсорсинговой компанией. Открывать новую точку или расширять то, что есть. Учет покажет, есть ли у вас средства для масштабирования, целесообразно ли привлекать заемные. Учет нужен, чтобы вы зря не потратили деньги.
Начиная свой бизнес, потратьте немного времени на принятие решений по осуществлению правильного финансового менеджмента, а затем каждый год вносите необходимые изменения, чтобы он оставался действенным для бизнеса с высокими финансовыми ожиданиями и интересами.+
Будьте здоровы! Финансово в том числе!