Женский бизнес: долой стереотипы
Фото: Tima Miroshnichenko, Pexels
Яркий пример – Татьяна Бакальчук, владелица компании Wildberries, которая входит, по версии Forbes, в число 200 крупнейших частных компаний (а сама она возглавляет список богатейших россиянок).
В Ульяновской области тоже много бизнес-леди, имена которых на слуху. Елена Куприянова, Элла Глебова, Фаина Самарцева, Екатерина Щербина, Татьяна Люлькина, Нина Березина – список можно продолжать и продолжать. По данным региональной Корпорации развития предпринимательства, 40% представителей малого и среднего бизнеса – женщины. В фаворе у дам – образовательные проекты, а также то, что можно сделать своими руками.
Женский бизнес отличается продуманностью, аккуратностью, честностью, креативными решениями – так говорят сами мужчины. Хотя психологи уверены: лидерские качества не зависят от гендера. Но в то же время более активное участие женщин в управлении компанией может позитивно сказаться на эффективности всего бизнеса.
Бизнес для удовольствия
40% женщин в бизнесе – это и федеральная статистика. По данным ФНС, сегодня в России общее число предприятий малого бизнеса составляет более 3,3 млн, а доля предпринимательниц – 1,33 млн (40,2%). Примерно такие же цифры и среди самозанятых. По данным налоговой службы, чаще всего самозанятые женщины работают в сферах рекламы и маркетинга, репетиторства, дизайна интерьеров, пошива одежды, создания собственной продукции. А вот наибольший доход получают в сферах консультирования по вопросам здоровья, аналитике данных, программировании, строительстве, бухгалтерии, проектировании и техобслуживании.
Для чего женщинам свой бизнес? По данным ежегодного международного исследования Global Entrepreneurship Monitor, главная мотивация – нехватка рабочих мест и желание хорошо зарабатывать. Примерно треть женщин становятся предпринимательницами, продолжая семейные традиции.
Помимо этого среди ключевых преимуществ своего дела многие дамы все чаще отмечают эмоциональные факторы. Один из важных драйверов для запуска собственного бизнеса для них – возможность помогать другим. Это совершенно новый тип женского предпринимательства, где ценятся не только финансовые показатели, но и социальная значимость того, что ты делаешь. И это – бизнес ближайшего будущего: об удовольствии создавать и придумывать товары или услуги в опросах часто заявляют представительницы активного поколения Z (люди, родившиеся с 1997 по 2012 год).
Банк «Тинькофф» провел масштабное исследование, выводы которого довольно любопытны. Так, женщины в семь раз чаще предпочитают открывать ИП, чем ООО. В среднем женщины регистрируются в качестве ИП в 34 года, а в 35 готовы открыть ООО (для сравнения – мужчины открывают свое дело в любой форме в среднем в 33 года). Юные предпринимательницы начинают с продаж одежды через интернет, занимаются искусством и кулинарией. Дамы «серебряного» возраста выбирают розничную торговлю, программирование, научную деятельность, операции с недвижимостью, пассажирские перевозки, а также владеют ресторанами и гостиницами.
Анализ «Индекса женского предпринимательства» НАФИ показал, что российские бизнесвумен гораздо больше внимания уделяют инвестициям в долгосрочное будущее компании. Они чаще воплощают в жизнь программы переподготовки и обучения кадров, а также реже берут кредиты – компании с женщинами-руководителями быстрее окупаются. Бренды и проекты, которые активно создавали и развивали женщины, одни или наравне с мужчинами, как правило, демонстрируют лучший результат с точки зрения прибыльности.
Каким бизнесом управляют женщины?
- Розничная торговля (продукты, одежда, бытовая техника, компьютеры, книги, игрушки, другое) – 22%
- Оптовая торговля (продукты, стройматериалы, компьютеры) – 6%
- Салоны, сауны, санатории, массажи – 5%
- Бухгалтерские и юридические услуги – 4%
- Научная и техническая деятельность – 4%
- Грузовые перевозки – 4%
- Операции с недвижимым имуществом – 4%
- IT и разработка ПО – 4%
- Дополнительное образование – 4%
- Кафе и рестораны – 4%
Сильные, но уязвимые
Опросы показали, что 81% бизнесвумен считают, что пол не имеет значения при управлении бизнесом. 17% уверены, что мужчинам руководить своим делом проще. И лишь 2% предпринимательниц заявили, что бизнес вести легче, если ты женщина.
Главная трудность, которую чаще всего называли дамы, – необходимость совмещать бизнес и заботу о доме и детях. Также, как показала практика, им сложнее получить финансирование в банках. Есть отрасли, которые традиционно считаются «мужскими» – авторынок, логистика, спорт, маркетинг. И здесь пока «патриархат» непобедим, пробиться наверх бизнесвумен гораздо сложнее.
Эксперты аудиторской сети PwC сделали вывод, что пандемия COVID-19 затронула женщин в большей мере, чем мужчин. Дамы подвергались более высоким рискам потери работы и чаще брали отпуск за свой счет, уровень безработицы у них увеличился быстрее, чем у мужчин. Больничные, уход за детьми и взрослыми родственниками – все это дополнительные риски, которые проявляются и в бизнесе. Именно поэтому бизнесвумен по-прежнему одна из самых уязвимых категорий. И это же стимулирует их искать бизнес-идеи, которые позволят совмещать разные сферы своей жизни.
Каковы сегодня главные требования дам к выбору бизнеса? Прежде всего, это возможность самой управлять своим временем, работать дома. Чаще всего женщины ищут возможность создать бизнес-план с нуля без вложений, либо с небольшим капиталом. Основа бизнеса – собственный опыт, уже имеющиеся навыки, свое хобби. Чаще всего дамы выбирают дело с быстрой окупаемостью и простой структурой; в фаворе – отрасли, где много коллег-женщин, а значит, меньше поводов для скептицизма и сексизма.
По мнению аналитиков, представительницы прекрасного пола, как правило, хорошо оценивают текущее положение, учитывают сложности ведения малого и среднего предпринимательства и свои возможности. Кроме этого они смелее реагируют на последние тренды, предварительно изучают ситуацию, часто соглашаются исследовать новые отрасли. Ломать гендерные стереотипы пока готовы далеко не все бизнесвумен. Но, скорее всего, это лишь дело времени. Рано или поздно грань между «мужскими» и «женскими» сферами станет очень тонкой, а, возможно, и совсем сотрется.
От йоги до хостелов
Федеральный департамент инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства озвучил объем льготных микрозаймов, выданных российским предпринимательницам в прошлом году: они получили 10 000 кредитов на сумму почти в 20 млрд рублей. Дамы также пробуют выигрывать гранты на развитие социального бизнеса в размере до 500 тысяч рублей. Эта мера поддержки считается «женской» – в социальной сфере представительниц прекрасного пола в полтора раза больше, чем в любом другом направлении бизнеса.
До 100 тыс. рублей в месяц получают 35% предпринимательниц, от 100 до 200 тыс. рублей – 38%, от 200 до 300 тыс. рублей – 11%, более 300 тыс. рублей – 15%
Перспективных направлений для развития женского бизнеса масса. Фитнес-кружки, йога, группы поддержки мам с детьми привлекают своими низкими затратами (достаточно создать аккаунт в соцсети) и простотой ведения своего дела. К слову, эксперты утверждают, что самые влиятельные и требовательные потребительские объединения в Рунете – это форумы и группы молодых родительниц.
Новая востребованная ниша – школы программирования. Их можно открыть с минимальными вложениями (по оценкам аналитиков, достаточно 50 тыс. рублей). Огромный спрос – на обучение грамотному владению гаджетами. Как ни странно, это сфера, в которой многие остаются «чайниками», а значит перспективы для заработка хорошие.
Все более популярными становятся фреш-бары – продажа смузи и свежевыжатых соков. Их открывают те, кто сам увлечен ЗОЖ (а таких людей все больше и больше). Из этой же сферы – производство здоровых сладостей. Вложения небольшие, а спрос растет.
Также в фаворе цветочный бизнес (цветы будут популярны всегда; кроме того, букеты становятся «вкусными», растет спрос на оформление витрин и мероприятий). Зарабатывать можно на бьюти-блогах, студиях подбора гардероба (это ниша в провинции еще практически неосвоенная, но имеющая огромный потенциал), частных детских садах и автонянях (отвозить детей в школу или садик). Хендмейд, фотография, роспись готовой обуви, хостелы, клининг, проведение экскурсий, организация психологической помощи, а также центры социального обслуживания (уход за пожилыми, инвалидами и так далее) – все это перспективные и вполне подходящие для женщин бизнес-направления.
Возможностей для развития сегодня масса. Было бы желание и смелость уйти в свое дело.
Учиться и мотивировать
Что нужно знать женщинам, которые хотят быть в тренде и развивать свой бизнес успешно? Прежде всего, фокусироваться на мотивации и саморазвитии. Новый образовательный контент направлен не на обучение конкретным шагам, как открыть и вести бизнес, а на преодоление ошибок в мышлении, получение вдохновения. Мотивационные тренинги помогают видеть дальше и правильно выстраивать перспективы.
Информации для обучения сегодня огромное множество – лучше всего использовать разные источники (YouTube, многочисленные Telegram-каналы), а также задавать больше вопросов, общаться с коллегами. Также важно изучать инструменты digital-маркетинга для развития бизнеса, автоматизировать бизнес-процессы. За этим – будущее, даже если вы просто печете и продаете тортики.