Анатолий Еленкин: «Рисковать и… выигрывать!»
Фото из архива «ДО»
1. Считать, анализировать цифры и действовать на основе этого. Сейчас лучший друг предпринимателя – экономист. Если сравнивать реалии сегодняшнего дня и ситуацию 90-х, очевидны общие признаки – инфляция и рост цен. Тогда, как и сейчас, каждый день начинался с вопроса: «А что у нас с ценами?». По каким ценам будем отпускать готовую продукцию, что делать с подписанными контрактами – разорвать или пересмотреть и т.д.
2. Сохранять оптимизм и холодный рассудок. Именно от вашего настроя и собранности сейчас зависит все. Я склонен относиться к ситуации спокойно, размышляя: это очередной кризис, разве не пережили мы предыдущие, разве сильно пострадал мой бизнес тогда и сейчас. Жизнь, как колесо: вертится-вертится и опять наскакивает на кочку. Бизнес – это риск, вы все знаете это. Но разве не за возможность рисковать и выигрывать вы выбрали то, чем занимаетесь? Проанализируйте свои эмоции, реакции. Проранжируйте конкретно ваши проблемы, вызванные кризисом. Сначала составляем рейтинг проблем, потом думаем, как их решать.
3. Главный совет, что делать сейчас, – работать, работать и еще раз работать. Несколько подсказок, на чем стоит сфокусироваться.
– Страдают продажи, сбытовая структура. Повысились закупочные цены. А у кого-то ушли поставщики, и надо искать замену. Деньги или товар зависли или закончились. Выявляйте первостепенную проблему, в зависимости от нее разрабатывайте план действий.
– Коллектив. Соберите команду и объясните, что вы рядом с ними, что все проблемы решаемы. Они ждут вашего появления как первого лица, чтобы прояснить вопросы о перспективах, заказах, графике, зарплате. Вдохновляйте заместителей, чтобы те ретранслировали информацию своим подчиненным. Если это производственная структура, соберите рабочих и сделайте все, чтобы ваше спокойствие передалось им.
– В этот период возникает соблазн кардинально что-то менять. С уходом производителей появляются свободные ниши. Или возникает ощущение, что нужно переходить на выпуск дешевой продукции, так как покупательная способность людей якобы падает. Или, наоборот, хочется перейти в премиум-сегмент, рассчитывая заработать на богатых, у которых всегда есть деньги. Но везде есть свои скелеты. Продолжайте работать в своем сегменте – там, где вы эксперт. Но расширьте ассортиментный ряд, предложите новую услугу, вложитесь в рекламу продукции, чтобы привлечь к ней максимальное внимание.
– Сейчас удачное время для объединения. Компаниям, которые производят одинаковый товар, можно организовать совместное предприятие и выйти из этой ситуации победителями. Или строительным фирмам, объединившись, создать производственный участок и нарастить объемы. Мы часто держимся за свое детище, бывает сложно сделать решительный шаг. Но все делается ради прибыли. В 1998 году я, 100% собственник предприятия с 60 сотрудниками, автопарком, капиталом, сознательно пошел в младшие партнеры. И пусть это было только 33% в учредительных документах, но прибыль возросла. Не надо бояться принимать решений в той сфере, где вы сильны. Не надо метаться в другой бизнес, нужно постараться съесть конкурентов за счет объединения усилий. Одна голова хорошо, а две – лучше.
– Появляется все больше объявлений о продаже бизнеса, но многие делают это на эмоциях, тогда как нужен трезвый анализ, куда вложить деньги, чем заняться впоследствии. Бизнес должен быть упакован так, чтобы в любой момент, когда поступит хорошее предложение, его можно было продать. В целом рекомендую объявления о продаже бизнеса давать регулярно. Это позволяет оценить бизнес и понять, что нужно сделать, чтобы упаковать и продать дороже, например, через два года.
– В сложный период важно быть гибким, не идти на поводу своих амбиций. Если вы чувствуете, что не сможете рассчитаться за оборудование, помещение, лучше отказаться от планов на покупку. Но сегодня рубли на счету – это токсично, поэтому лучше вложиться в то, что идет на развитие, – материалы, рекламная кампания.
– Если есть дебиторская задолженность, договаривайтесь о возврате любым способом – бартером, дисконтом. Это лучше, чем ничего. Я прошел много судебных процессов, очень трудно, даже имея на руках решение суда, вернуть деньги, которые должны контрагенты.
– Работайте с бюджетом. Сегодня нужно ужесточить бюджетную политику, провести ревизию расходов вместе с руководителями подразделений. Оправданы только те расходы, которые направлены на рост продаж.
– Предельное внимание информационной и иной безопасности. Заключайте договор со специалистами в области безопасности данных, анализируйте угрозы, организуйте безопасность всех уровней, используйте внутреннюю почту, делайте копии, расставайтесь с сотрудниками так, чтобы они не захотели вам навредить.
– Кадры превыше всего. Сделайте рейтинг своих сотрудников: с кем я ни за что не расстанусь, это могут быть и высококлассные рабочие, и инженеры, а с кем дальнейшее сотрудничество невозможно. Ввиду закрытий, сокращений сейчас удачное время пригласить к себе лучших в своей сфере специалистов и сформировать команду на будущее.
Сейчас ваш бизнес требует от вас в разы больше внимания, вы должны активнее двигаться. Не все переговоры, учитывая сложность ситуации, можно поручить сотруднику, проводите их сами – по телефону, а лучше лично. В этот период особенно важно собирать информацию, учиться, развиваться, быть в курсе того, какие законы принимаются в поддержку предпринимателей.
Помните, что жизнь продолжается. Обязательно воплощайте все, что наметили в плане личного здоровья и семьи. Помните, что вы – капитан корабля, а ваша улыбка и позитив – его флаг.
Николай Жиляков, маркетолог, бизнес-тренер:
– Первый тезис Анатолия Еленкина, с которым я глубоко и лично согласен, то, что предпринимателю в любые смутные времена не стоит терять свой фокус. Сейчас мы находимся в ситуации, когда на нас каждый день валится тысяча противоречивых новостей, которые давят и дезориентируют. Задача предпринимателя – сохранять фокус на важных направлениях деятельности предприятия: поставщики, покупатели, закупки, продажи, сохранение клиентской базы и ее расширение, возможно, поиск ниши, в которой можно быстро перепрофилироваться. Предприниматель не должен отвлекаться на хаос новостей и, как сказал Еленкин, работать, работать, работать.
Александр Макаров, руководитель консалтинговой компании «Развитие»:
– В ситуации неопределенности, когда у людей нет достоверной информации о происходящем, они начинают питаться слухами. Это пагубно влияет на производительность труда. Абсолютно согласен с тезисом Анатолия Еленкина о работе с коллективом. Базовая задача любого руководителя – создавать определенность в команде. Определенность – это понимание вектора движения и следующей (или следующих) опорной точки развития; это «разжеванная» ключевая задача на текущий период.
Справка
Анатолий Георгиевич Еленкин окончил энергетический факультет политехнического института, работал на авиационно-промышленном комплексе и в системе образования. Кандидат наук. С началом перестройки ушел в бизнес, занялся производством корпусной и кухонной мебели. О своем становлении как предпринимателя рассказывает в первом томе книги, изданной в 2021 году: события 1990–1998 гг. и ведение бизнеса в условиях процветающего бандитизма, государственного рэкета и дикого капитализма. За производственную жизнь восстановил, реконструировал, оптимизировал три мебельных предприятия (Авиастар-Мебель, Прогресс Мебель, Ульяновскмебель). Десять лет назад успешно занялся инвестициями в строительство жилья. Увлечения: коллекционирование ретроавтомобилей, ретроутюгов, физическая культура, в последние годы – гольф.