Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Найти баланс

Директор и сооснователь ульяновской компании Nord Clan Илья Каштанкин – о работе в новых экономических условиях, проектах в сфере машинного зрения и о кристальной репутации.

Фото: Виктория Чернышева

– Илья, чем сегодня занимается ваша компания?

– Мы работаем на рынке чуть больше 2,5 лет, развиваем три направления. Первое – разработка программного обеспечения для финансового сектора, медицины и других компаний, реализующих проекты для государства. Второе – машинное зрение, работа с нейронными сетями, искусственным интеллектом. Третье направление формировалось вокруг двух продуктов: RDetector – системы подсчета пассажиров автотранспорта и KitBot-системы управления коммуникациями для HR-директоров (она позволяет организовывать взаимодействие с сотрудниками через различные мессенджеры, проводить опросы, автоматизировать типовые действия).

Сейчас мы выводим на рынок новый продукт в сфере машинного зрения – систему ML Sense, которая предназначена для поиска дефектов на конвейерном производстве.

– Почему именно эти направления? Это ответ на потребности рынка?

– Как правило, да. Основной наш вид деятельности – заказная разработка, и, если говорить о стратегии, мы стараемся быть диверсифицированной компанией. Первый год нашей работы совпал с началом пандемии коронавируса. Начали работать с клиентами, встали на ноги, но оказалось, что их бизнесы зависят от массовых мероприятий, по которым ударил ковид. Пришлось срочно искать новых заказчиков в других отраслях.

Тогда же мы выиграли грант Фонда развития инноваций – взялись за развитие специфических алгоритмов машинного зрения, связанных с реидентификацией людей без технологии распознавания по лицу и фильтрацией бликов (они применяются для подсчета пассажиров в автотранспорте). За счет финансирования по этой программе нам удалось улучшить работу нашего продукта и привлечь новых клиентов. Компания в целом в первый год выросла на 300%, за последний год – на 140%. И продолжает расти быстрее рынка IT (по разным оценкам он прибавлял до 14-17% в последние 3 года).

Наш подход к диверсификации сохранится и в дальнейшем. Сейчас в числе наших клиентов – известные в самых разных сферах компании: KDV, Wildberries, Invitro, Banki.ru, Cian, Ренессанс, Tutu.ru.

– Как складывается ваша работа в новых условиях – после введения санкций и ограничений?

– Иностранные партнеры у нас есть, некоторые из них приняли стратегическое решение не участвовать в качестве подрядчиков российских бизнесов. Но есть и те, кто готов продолжать работу: мы сейчас ищем способы выстраивания новой логистики в плане взаиморасчетов.

Большее влияние может оказать другой фактор – многие разработчики сегодня рассматривают варианты релокации, переезда из страны. Это потенциальная угроза, которая витает в воздухе, мы ее держим в голове. Но пока она нас не коснулась.


– Ощущаете кадровую проблему, о которой говорят многие IT-компании?

– Да, в Ульяновске с кадрами очень трудно, город в плане выпускников маленький, IT-компаний много. Но мы еще в пандемию начали активно привлекать удаленщиков. Если в компании выстроены определенные процессы, которые обеспечивают клиенту результат, это не означает, что все участники должны быть уровня «Леонардо да Винчи». Команда должна быть сбалансированной, в ней есть и хорошие технари, и люди, обладающие экспертизой, отлично знающие экосистему и продукт клиентов.

Мы не занимаемся обучением – есть компании, которые открывают кафедры в университетах, свои курсы. Мы считаем, что это тупиковый подход, который не позволяет вырастить хорошего специалиста. Наш подход в том, что мы отбираем людей, которые с нашей точки зрения вписываются в культуру компании, пришли надолго, с мотивацией стать глубокими IT-специалистами. И мы строим их карьеру таким образом, чтобы они принимали участие в нескольких проектах разного уровня и приобрели недостающие навыки и знания.

– Расскажите о ваших самых интересных проектах.

– Они в большинстве своем касаются машинного зрения. Недавно завершили проект по автоматизации склада в цехе, который производит сладости. Поступает сырье в мешках (мука, ароматизаторы, сахар), ресурсы постепенно тратятся в процессе производства. Наша система распознает паллеты, которые опустели, и дает сигнал, чтобы привозили новую партию. Этот процесс полностью автоматизирован.

Еще один пример – есть огромные карьерные экскаваторы, работающие на угольных разрезах. Периодически зубья их ковшей отламываются. Металл, попавший вместе с породой в дробилку, выводит ее из строя. Это очень дорогая потеря. Наша система контролирует целостность зубьев, нейронная сеть обучена делать это при любых погодных условиях.

Очень много проектов в телемедицине – занимаемся разработкой личных кабинетов, систем обслуживания для страховых компаний. В медицине машинное зрение применяется для распознавания опухолей, анализа ангиограмм: нейронные сети помогают врачу в диагностике.

Создали для зарубежных страховщиков систему, распознающую поведение водителя – как именно он ведет себя за рулем, его манеру вождения, поведение. Если человек законопослушный, он получает страховку со скидкой.

– Насколько конкурентна сфера, в которой вы работаете?

– Конкуренты есть, мы все друг друга знаем – это и российские, и иностранные компании, в том числе китайские. Но машинное зрение специфичное, нейронные сети работают не как человеческий мозг и не могут решать разноплановые задачи единым подходом. Поэтому это в большей степени работа с большими данными и, соответственно, специализация на определенной области. За счет этого все распределились по своим нишам, пересечения есть, но они не драматичны.

– Что в перспективе?

– Мы приняли новую стратегию развития компании. Видим для себя новые возможности: с рынка ушли многие крупные иностранные вендоры, что открывает гигантское поле для импортозамещения. Это подхлестнет IT-отрасль к тому, что потребуется интеграция уже имеющихся решений, адаптация под конкретные бизнес-процессы.

– Каковы ваши главные принципы ведения бизнеса?

– Первое – иметь кристальную репутацию. Мир настолько тесен, что без репутации не выжить, и она должна быть такой, чтобы нас рекомендовали, с нами хотели работать.
Второй принцип – скорость. Она нужна в первую очередь в развитии собственных продуктов. На этапе становления выигрывает тот, кто в некую единицу времени сможет проверить больше продуктовых гипотез и успеть расширить и вывести на рынок ту, которая окажется наиболее перспективной.

Фото: Виктория Чернышева

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: