Инвестиции в детство
Недаром «Дар»
«Высший пилотаж» коммерческого сектора, работающего для детей, это, безусловно, частные школы. Первые в России появились в начале 90-х, и сегодня, спустя тридцать лет, в стране насчитывается 850 коммерческих школьных заведений, это всего 1,5% от общего количества отечественных школ, коих порядка 40 тысяч. За последнее время число средних образовательных учреждений в частном секторе уменьшилось, сегодня оно охватывает 123 тыс. школьников.
Родители, готовые платить деньги за обучение отпрыска (в нашем регионе – от 23 тыс. рублей за месяц), ждут от коммерческого образования, прежде всего, индивидуального подхода к ребенку, уважительной атмосферы. Считается, что свободы у частного образовательного учреждения больше, однако и ответственности – тоже.
Как отметили в лицее «Ласточкино гнездо», «обучение становится творческим процессом, который не принуждает, а вовлекает детей. Также важно, что в частных школах, как правило, более современная инфраструктура: само здание, спортивные площадки, оборудование кабинетов и т.д.».
Впрочем, частные образовательные учреждения «награждают» и такими эпитетами, как «ярмарка тщеславия», «главная установка: кто платит, тот и оценки заказывает»…
Коммерческая школа – затратный бизнес-проект, поэтому в отдельно взятом городе их буквально раз-два и обчелся. В Ульяновске «первой ласточкой» в 2005 году стала начальная (а впоследствии и средняя) школа «Источник», построенная на средства авиакомпании «Волга-Днепр», как часть корпоративной культуры и социальной направленности «бизнеса с человеческим лицом». Перед «Источником» поставили задачу – дать воспитанникам (среди них не только дети сотрудников) качественное классическое образование, соединив его с системой дополнительного образования в едином пространстве школы.
В сентябре 2008 года приняла первых учеников еще одна частная школа, учредителем которой стал известный предприниматель Михаил Урясов.
Сегодня Симбирская гимназия «ДАР» им. А. Невского не испытывает недостатка в учениках: во всех классах стопроцентная наполняемость, а выпускники школы – уже студенты ведущих вузов Ульяновска, Казани, Санкт-Петербурга.
Как и для государственных образовательных учреждений, главным вызовом 2020 года для «ДАРа» стала адаптация к дистанционному обучению. Но благодаря заблаговременному изучению тенденций и ресурсных возможностей «дистанционки», гимназия оказалась готова и к этому.
– Мы не планируем экстенсивного развития, – рассказал «ДО» директор гимназии Валерий Морозов. – Центр наших интересов – конкретно наш ученик, его мотивация, траектория его развития, его насыщенная активная школьная жизнь, его результат, готовность адаптироваться к самостоятельной современной жизни после гимназии. Как сказала на празднике последнего звонка выпускница этого года Лера И.: «Ребенка из «ДАРа» забрать можно. «ДАР» из ребенка забрать нельзя».
– В новом учебном году постараемся еще больше уделять внимание иностранным языкам, английскому и французскому, сценической и проектной деятельности, патриотизму, как ни пафосно может это звучать, – продолжает Морозов. – Наша цель не меняется – продумать так образовательный процесс, чтобы каждый ученик прошел через сцену, через олимпиады, через свои собственные победы и поражения. Сильным без поражений не становятся.
О главных проблемах частного образования России директор гимназии говорит так: «Восприятие государственными структурами частного образования как вынужденной из-за нехватки мест и временной альтернативы государственному образованию. Частное образование – всемирно и длительно признанное как самостоятельное и более гибкое образование, соответствующее всем современным тенденциям развития общества и удовлетворяющим более широкий спектр потребностей общества. Повернитесь лицом к частному образованию и получите синергию в его лице».
Отметим еще один формат на ульяновском образовательном рынке, представляющий нечто среднее между средним и домашним обучением, – нелицензированные школы семейного типа, т.н. «подпольщики». Родители нескольких школяров, объединившись, самостоятельно арендуют помещение, организовывают альтернативный учебный процесс, питание и т.д.
В целом, как утверждают эксперты, потребность в расширении частного школьного образования в регионе есть, на протяжении последних семи лет число ульяновских школьников растет. В нынешнем учебном году в общеобразовательных организациях области обучаются 126 089 человек, из них только 162 человека – в негосударственных организациях (всего на 5 человек больше, чем в 2020-м). Возможно, ситуация изменится после открытия в Ульяновске частной начальной школы под известным образовательным брендом «СМАЙЛиК», такие планы озвучила «ДО» предпринимательница Маргарита Семикина.
Лицензия для Мэри Поппинс
Сегодня на территории региона проживает более 103,5 тыс. дошкольников. Как сообщили в Министерстве просвещения и воспитания области, в 2021 году детей, не обеспеченных местом в дошкольной образовательной организации, в губернии нет.
Между тем охват дошкольного образования детей в возрасте от года до шести лет в 2020 году в России составлял 70%. По мнению экспертов, частный сектор может принимать до 50% всей доли дошкольного образования. Реальность же такова: доля частных дошкольных организаций в структуре образования снижается: 5,4% – в 2021 году, что на 0,6 % меньше, чем в «доковидном» 2019-м.
В Ульяновской же области в течение двух последних лет в частной сфере дошкольного образования было создано 151 место для детей в возрасте от 1,5 до 7 лет.
Первый частный садик – «Росинка» – в нашем городе появился в 2007 году, спустя три года на рынок вышел бренд «СМАЙЛиК», получивший первую в городе лицензию на дошкольное образование. Сейчас в регионе принимают детей 6 лицензированных детсадов, еще около десятка частных дошкольных учреждений (центры раннего развития детей и т.д.) работают без лицензии (в правовом поле есть такая услуга – уход и присмотр за детьми).
– Даже в городах с меньшим количеством населения частных садов больше, – подчеркивает соучредитель УРОО «Обновление», руководитель образовательного комплекса «СМАЙЛиК» Маргарита Семикина. – Главная проблема отрасли – постоянно меняется регуляторика, законы переписываются каждые три года. В целом наблюдается неравенство между государственными и частными ДДУ. В этом году в региональном бюджете на субсидирование затрат на образовательные услуги заложены буквально «копейки».
Еще одна проблема, сдерживающая рост частного рынка дошкольного образования, – нехватка подходящих помещений.
– Отсутствие новых и большое количество старых зданий, требующих реконструкции, – прокомментировала президент фонда «Рыбаков Фонд» Екатерина Рыбакова, участвовавшая в работе Форума деловых женщин, прошедшего весной в Ульяновске, – в то время как спрос на новые образовательные мощности велик, и существуют предприниматели, готовые этот спрос удовлетворять.
Проблема частного образования не случайно была поднята на женском форуме: сегодня в России в социальной сфере «заправляют» все-таки представительницы прекрасной половины человечества.
На мероприятии были озвучены пути решения проблем отрасли, например государственно-частное партнерство, только бы у местных органов управления была достаточная мотивация для этого.
С дефицитом помещений, соответствующих требованиям, можно справиться, в частности, с помощью концессионного формата, который уже зарекомендовал себя в транспорте, других видах социальной инфраструктуры. В этом случае частный застройщик подает заявку на конкурс на право заключения концессионного соглашения о создании и осуществлении деятельности и публичного использовании объекта. Спустя 15 лет объект передается в госсобственность, а застройщику возмещают средства (до 100% в регионах).
Среди способов решения проблемы и.о. министра просвещения и воспитания Наталья Семенова назвала «вовлечение помещений государственных образовательных организаций в деятельность частного образовательного бизнеса. Прецеденты есть».
– И было бы правильно упростить требования или предоставить условную скидку для бизнеса, который готов заниматься общим или дополнительным образованием, – добавила глава ведомства.
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок – мне петь охота…
Более 166,5 тыс. человек в возрасте от 5 до 18 лет проживает на территории Ульяновской области, охват дополнительным образованием сегодня составляет 94,6%. Трудно найти ребенка, который после школы, детского сада не посещает дополнительные занятия. К услугам юных ульяновцев – 726 организаций допобразования, среди них 16 частных, в которых обучается 3735 детей.
Кроме этого, в Ульяновской области более 400 организаций и индивидуальных предпринимателей реализуют досуговую деятельность, идентичную допобразованию (школы раннего развития, танцевальные, вокальные, спортивные клубы, школы иностранных языков и т.п.), здесь обучается более 12 тыс. детей города.
Как и в любом сегменте бизнеса есть массовые объекты и уникальные.
– В нашем центре ABACUSkids – эксклюзивные услуги не просто на ульяновском рынке, но и во всем мире, – утверждает предпринимательница Елена Паклина.
– Наша школа отличается тем, что иностранные языки здесь преподают не только русские педагоги, но и носители языка, – продолжает директор регионального культурно-образовательного центра SMART Елена Филькина, она же председатель Ассоциации негосударственного дополнительного образования.
– В работе с детьми стало больше работы с родителями, – говорит г-жа Филькина. – Дети сильно не изменились – все та же возрастная психология и педагогика, а вот интерес родителей ко всему, что делают их дети, неуклонно растет с каждым годом. Приходится учить преподавателей работать с родителями и разрабатывать целые системы информирования, взаимодействия и обратной связи.
Бизнес, изначально направленный на взрослых, тоже подчас реализует детские программы. Например, владелица тренингового семейного центра, дефектолог, женский коуч Алла Жидкова сначала на примере собственных
детей убедилась в эффективности нестандартного обучения, авторских методик, направленных на целеполагание, лидерство, эмоциональный интеллект и т.д.
Алла Жидкова давно и успешно сотрудничает со Школой активного мышления Ильина, с помощью которой ребенок может буквально за неделю до нового учебного года «прокачать» скорость мышления, память, ораторское искусство. А на курсах управления будущим (Израиль – Санкт-Петербург) с юными ульяновцами ведут мощную психотерапевтическую работу, в теплой дружеской атмосфере в игровой форме решают с ними различные социальные задачи.
– Мы живем в интересное время, время перемен, как будто идем по незнакомому мосту. И чтобы его пройти, важно не бояться и не паниковать, уметь создавать настроение и получать удовольствие от самого процесса, от успехов, больших и малых, быть активным по жизни. Этому мы и учим детей, – говорит Алла Жидкова.
Работать с детьми традиционно непросто, а тут еще «черный лебедь», да не один…
– Основная трудность, с которой мы столкнулись в последние годы, – пандемия. В этом сезоне было два ухода на карантин. Но плюсом оказался ажиотаж после карантина, – рассказывает основатель школы детского спорта и фитнеса Turbo Ирина Гриценко.
– По сравнению с паникой, которая образовалась в начале весны, «старый добрый» ковид уже не казался такой уж большой проблемой. На первый план вышли перебои с бумагой, рост цен на все, начиная с аренды, заканчивая хозтоварами, – продолжает Елена Паклина. – Еще одним вызовом стала ситуация с экономией семейного бюджета наших клиентов, не все сейчас имеют возможность тратить средства на допобразование.
Рынок допообразования в регионе – традиционно высококонкурентный, причем «место под солнцем» приходится отвоевывать не только у местных предпринимателей, но и у государственных учреждений, которые также оказывают платные услуги. Так, в ульяновском Дворце творчества детей и молодежи ими охвачено около 5,5% от общего числа ребятишек.
Самыми популярными традиционно являются программы для дошколят, летом востребованы краткосрочные программы, – сообщили в PR-службе Дворца.
С развитием онлайн-услуг активизировались и федеральные конкуренты, например Онлайн-школа ЕГЭLand, где разработали собственную платформу на основе искусственного интеллекта.
– На рынке образовательных услуг для детей в России появилось больше онлайн-проектов. Особенно это коснулось сферы подготовки к ЕГЭ – многие школьники предпочитают подготовку на специализированных онлайн-курсах вместо очных занятий с репетиторами, – рассказали «ДО» в ЕГЭLand.
Маленькая жизнь
Стартовавшая 1 апреля заявочная кампания на приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря закончилась практически в один день, ульяновские родители поспешили воспользоваться правом получения бесплатной путевки или детского кешбэка (в программе участвуют более 30 региональных субъектов туристической отрасли).
Всего же на территории Ульяновской области этим летом действуют 533 организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе 2 детских санатория и 27 загородных оздоровительных лагерей (из них 11 частных).
Сеть детских лагерей, в первую очередь загородных, постоянно развивается. Так, этим летом открылся новый частный военно-патриотический лагерь «Юнармеец», на территории трех частных лагерей (Артеково, Хоббит, Юлово) установлены новые жилые корпуса и увеличена проектная мощность этих лагерей на 125 койко-мест.
– Детский лагерь «Смарт» в этом году работает на трех собственных загородных площадках, предлагая родителям две программы: международный лагерь Smart camp, который работает в логике развития школы, и развивающий лагерь «Джем» – это наш новый проект, где ключевым компонентом программы является развитие soft skills у ребенка, – рассказывает Елена Филькина.
Частично вернуть средства можно и за отдых, проведенный за пределами региона.
– В этом году самое популярное детское направление – это Краснодарский край, в первую очередь Сочи. Анапа и Крым – поменьше, – комментирует глава турагентства «Одиссея» Динара Ефремова. – Насколько мне известно, сейчас детей за границу никто особо не отправляет – из-за нестабильной ситуации, проблем с вылетами. Поэтому российское направление – одно из немногих, которое работает в этом году.
Если верить опросу SuperJob, то организовать своим детям-школьникам отдых на Черноморском побережье этим летом планирует почти в 2,5 раза меньше ульяновских родителей, чем год назад. А у четверых из десяти родителей в Ульяновске дети-школьники и вовсе все каникулы проведут дома.
Впрочем, ребенку и в городе есть чем заняться летом. Например, принять участие в обучающем ремесленном мастер-классе в АНО «Своя ферма».
Эксперты уверены, что ребенку просто необходимо переключаться на другие виды деятельности.
– Считаю, что отдых летом тоже должен быть развивающимся, – говорит сертифицированный коуч родителей детей и подростков Лариса Окулик. – Да, ребенку надо отдохнуть, но если ничем не заниматься, то за три месяца мозг школьника отвыкает от обучения, и в сентябре ему будет сложно влиться в учебный процесс. Так что нужно искать золотую середину.
Дорогой подарок
Эксперты SuperJob опросили жителей города и выяснили, что для каждого четвертого ульяновца главный подарок в жизни – появление ребенка. Впрочем, и без опросов ясно, что для любого нормального родителя его дети едва ли не самое главное в этой жизни, и он несет ответственность за их воспитание и защиту, за гармоничное развитие их личности.
– Сейчас родители будут вкладываться в своих детей, потому что это их опора, люди не хотят растить обузу, – рассказал «ДО» руководитель Марийского иммерсивного театра «Калык шынык» Алексей Рыбаков. – Ребенок – это губка, которая в себя все впитывает, и чем больше впитает в себя полезного, тем быстрее и лучше родитель найдет с ним общий язык.
– Рынок услуг для детей активно восстанавливается. Открываются новые детские клубы, направленные на дополнительное образование. Есть ощущение, что на детях люди не экономят или экономят в последнюю очередь, – подтвердили в Шахматной школе №1.
– Две статьи в семейном бюджете будут подвергнуты сокращению в последнюю очередь. Первая – затраты на хобби, даже если это хобби – железо на четырех колесах. Вторая – расходы на ребенка, именно так, в единственном числе, потому что в 70% случаев – ребенок один. В этом отношении Россия – вполне современное государство. Поэтому общее падение покупательной способности в стране наши дети не сильно ощутили, – продолжает экономист Анатолий Чургель.
– Хочется, чтобы в системе детского образования были профессионалы и те, кто любит детей. Только очень увлеченные люди с хорошим образованием могут выстроить правильный, «экологичный» бизнес в этой сфере, – уверена Лариса Окулик. – Дети – наше будущее, и закладывать в их умы нужно по-настоящему.
– Главное – помнить, что успех приходит с профессиональными знаниями и любовью. Дети это чувствуют, – резюмирует Елена Филькина.
Фото: школа «Партизан», «Своя ферма», Виктория Чернышева