Мы хотим показать туристам красоту нашей природы, тем более, эти места расположены близко от Ульяновска и аэропорта. Основа агротура — экскурсия на ферму с дегустацией наших сыров, мы показываем и рассказываем, что производим, приводим пример, как сочетать сыры с другими продуктами. Нас поддержала бренд-шеф ресторана Radisson Наталья Федотова, с который мы в коллаборации реализуем проект — покажем, какие интересные блюда можно готовить из местной продукции. Для этого хотим привлечь работающих здесь же фермеров.
В поход к овечкам
Фото: Виктория Чернышева
Вопросы развития агротуризма обсудили на круглом столе, который прошел на овечьей ферме Эллы Глебовой — известного ульяновского производителя сыров. Элла начинала как переработчик; потом из-за потребности в качественном сырье открыла, совместно с мужем, семейную ферму. И сразу же решила идти дальше: построила гостевой дом, где могут остановиться четыре семьи. Сейчас прорабатывается туристическое наполнение продукта — пешие и веломаршруты, экскурсии по расположенному рядом нацпарку, посещение питомника хаски, катание на сапбордах и прочие развлечения.
Это одна из первых ласточек в агротуризме Ульяновской области. Сейчас в регионе реализуется несколько проектов, в том числе казачий хутор в селе Троицкий Сунгур Новопасского района, ферма в Кузоватовском районе.
В этом году у нас есть два получателя гранта по направлению «Агротуризм». В следующем также рассчитываем на то, что два фермера получат эту меру господдержки на развитие своих агротуристических проектов. Вообще, я думаю, что в ближайшие два-три года наш регион ждет подъем в этой сфере: много красивых мест, успешных фермерских хозяйств, идей, которые можно реализовать в этом направлении. Другой вопрос в том, что мы все должны глубже погрузиться в эту сферу, чтобы оказать фермерам квалифицированную поддержку и дать профессиональные консультации.
Фермеры обозначили главные запросы: как именно наладить сотрудничество с муниципальной властью, чтобы решать инфраструктурные проблемы (например, ремонтировать дороги, вовремя убирать мусор). А также как именно продвигать свой турпродукт. Если в производстве продукции они уже опытные профессионалы, то сфера туризма, как правило, для них нова. И здесь нужна поддержка экспертов.
Готовых турпродуктов в сфере агротуризма пока мало. Хорошо, что фермеры ищут возможности скооперироваться, открывают для себя новые горизонты. В целом, правило простое: если вы есть в интернете, вас увидят. А потому чем больше платформ, на которых представлено предложение по агротуризму, тем лучше. Это и турагентства, и соцсети, и профильные сайты и многое другое.
Она привела интересную статистику: целевая аудитория для агротуризма — это жители страны 35-55 лет, с детьми, имеющие доход средний или выше среднего. Они точно «на ты» с интернетом и предпочитают искать туры сами, выбирая максимально оптимальное сочетание цены и качества.
В помощь как туристам, так и фермерам Россельхозбанк запустил онлайн-площадку «Своё За городом». Это первый в России агрегатор сельских туров. На сегодняшний день там уже размещено более 900 туров со всей России: это и проживание в гостевых домах на фермах, экскурсии, дегустации и участие в ремесленных мастер-классах. Предложений из Ульяновской области здесь пока нет, но это дело времени. Регистрация для фермера на платформе при этом бесплатная.
Также при финансовой поддержке РСХБ в регионе реализуется федеральный образовательный проект «Школа фермера». Совместно с региональным Минсельхозом мы определили для обучения направления «Агротуризм» и «Сыроделие», и большинство слушателей выбрали для себя первое, что доказывает его востребованность.
Участники круглого стола сошлись в одном: для мощного развития агротуризма, который может преобразить сельские территории и помочь производителям, нужно объединиться. Для этого разработан проект соглашения между региональным Министерством АПК и РСТ, Агентством по туризму Ульяновской области и Россельхозбанком. Следующий шаг — принятие дорожной карты взаимодействия.
— Это соглашение позволит привлечь новых представителей крестьянско-фермерских хозяйств, послужит дополнительным стимулом развития туристического потенциала Ульяновской области в целом и развития нового направления в деятельности КФХ в частности, — резюмировал директор Агентства по туризму Ульяновской области Денис Ильин.