Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Как онлайн-продажи захватывают рынок

Рассказываем, чем e-commerce привлекает покупателей и продавцов

Фото: snowing, freepik.com

В последние годы статистика продаж в онлайн-магазинах и на маркетплейсах заметно увеличилась. Ассоциация компаний интернет-торговли сообщила, что за 3 квартала 2022 года рынок онлайн-торговли в России вырос на 43%. При этом сейчас ритейлеры активно делают ставку на m-commerce – мобильный онлайн-шопинг. В 2021 году 72,9% глобальных продаж пришлись именно на этот сегмент.

Почему же покупатели предпочитают цифровые покупки привычным магазинам и торговым центрам?

Марат Ахияров, сооснователь и генеральный директор Autozs.ru:

Основная причина популярности интернет-магазинов – это удобство для клиентов. Тут речь идет не только о доставке, которая является очень важным фактором, но также и об удобстве выбора, легкости сравнения, большом ассортименте, ну и, конечно, о скидках. Не каждый покупатель сегодня имеет достаточно времени чтобы пройтись по магазинам и сравнить цены. В интернете же это все делается за несколько минут.

Поставщики также имеют преимущество на маркетплейсах. Особенно небольшие производители товаров, которым раньше было достаточно тяжело выйти на крупных оффлайн-ретейлеров. Теперь они могут достаточно комфортно для своего объема производства реализовывать продукцию и получать больше прибыли от прямого взаимодействия с клиентами на маркетплейсах. Например, в Autozs в основном продаются товары собственного бренда: для нас это наиболее выгодно, потому что так мы можем контролировать качество товара и уровень наценки.

Если раньше в интернет-магазинах хорошо продавалась техника и одежда, то сейчас большие выручки делают товары повседневного спроса. Среди них популярностью пользуются продукты питания.

В данный момент мы наблюдаем растущий тренд на производство внутри России, собственные торговые марки и меньшие бюджеты на маркетинг. А маркетплейсы отбирают рынок у небольших, а иногда и у больших ретейлеров, которые еще не успели «оседлать» онлайн.

Мария Малышева, пресс-служба ЮMoney:

Популярность онлайн-магазинов и маркетплейсов у покупателей можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, это быстрый и удобный шопинг. Чтобы купить товары из разных категорий, достаточно зайти на маркетплейс и потратить на поиски всего несколько минут. Есть много фильтров, которые делают этот процесс простым и быстрым. Доступны разные способы оплаты, в том числе оплата по частям. Можно выбрать из нескольких вариантов доставки – бесплатную в любой удобный пункт выдачи или платную, но прямо до двери. Есть возможность отследить динамику цены и за пару минут найти самое выгодное предложение. Иначе говоря, покупателям дают возможность подстраивать процесс под себя. Кроме того, на маркетплейсах обычно дешевле, чем в офлайн-магазинах, а постоянным покупателям предлагают дополнительные скидки.

Для бизнеса онлайн-продажи – это возможность расширить свою географию. Можно открыть маленький интернет-магазин в регионе, чтобы отправлять заказы по всей стране и даже за границу. Также онлайн-формат дает больше возможностей для продвижения и развития. Локальный бренд может выйти на один из крупнейших маркетплейсов и получить доступ к огромной аудитории. Сейчас, например, сезон распродаж, и поучаствовать в них предпринимателям гораздо проще, чем раньше.

Что касается самых популярных категорий, по нашим данным, это электроника, бытовая техника, одежда и обувь. Но есть и менее очевидные тренды. В этом году во время распродажи 11.11 заметнее всего – в 2,5 раза – выросло количество покупок игровых товаров. Книги, видео- и аудиоконтент покупали в 2,3 раза чаще, чем год назад. Продажи мужской и женской одежды выросли в 2,3 раза. А самый большой средний был на электронику составил 18 806 рублей.

Максим Колесов, руководитель направления marketplace в Salist.ru – сервисе компании Sape:

Ни для кого не секрет, что катализатором стремительного роста онлайн-торговли в России стали ограничительные меры во время пандемии – именно в этот период у многих покупателей впервые возникла потребность приобретать товары первой необходимости в интернете. Об этом говорят сами цифры: наибольший рост по итогам 2020 года наблюдался у пищевых продуктов – 172%. Последующее развитие маркетплейсов и онлайн-ритейла происходило более планомерно и на фоне уже сформированных покупательских привычек.

Формат оказался удобным для всех участников рынка: покупателям пришлись по вкусу широкий ассортимент и доступность сервисов, а продавцы таким образом смогли получить быстрый выход на практически безграничную аудиторию рунета. Кроме того, при сотрудничестве с маркетплейсами производители имеют возможность организовать процесс продаж и получения прибыли в максимально сжатые сроки, так как электронные гипермаркеты предоставляют целый комплекс услуг под ключ – от безопасной упаковки товара, всех этапов логистики и кредитно-кассового обслуживания до широкого маркетингового инструментария для развития и масштабирования бизнеса.

В этом году онлайн-торговля дважды испытала стресс так же, как и все остальные отрасли российской экономики. Если до февраля среднемесячное количество заказов позволяло говорить о тенденции роста более 100% по итогам года, то весной-летом онлайн-покупки сжались до среднемесячных показателей на уровне 60-65%, демонстрируя более высокую динамику лишь в сезон ноябрьских распродаж. По итогам 2022 года мы, конечно, все равно ожидаем фиксацию роста темпов интернет-торговли, но цифры будут уже не такими оптимистичными, как по итогам двух предыдущих лет. COVID уже не оказывает ощутимого влияния на рынок, прирост новых зарегистрированных на платформах пользователей резко замедлился, а сам рост происходит в основном за счет поглощения и трансформации офлайн-ритейла, роста крупнейших маркетплейсов и развития интернет-торговли в тех сферах и регионах, где проникновение e-commerce до сих пор не было значительным.

Происходящие в этом году события тоже повлияли и на потребительское поведение: по данным Data Insight, 38% стали совершать меньше покупок, в том числе онлайн, 25% в феврале 2022 года не совершали какие-либо покупки впрок. Снижение доли импульсных и премиальных покупок продолжается и по сей день. Аналитики сервиса Salist отмечают также тенденцию к уменьшению среднего онлайн-чека на 5-7% относительно аналогичного периода прошлого года. Все эти факторы окажут влияние на итоговые показатели года, самым критичным из которых может оказаться снижение товарооборота в денежном выражении.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: