5 шагов по созданию эффективной стратегии
Фото: freepik.com, tirachardz
Заканчивается декабрь, поэтому сейчас самое время подвести итоги уходящего года и сделать план развития своего бизнеса на 2023-й. Давайте рассмотрим 5 основных инструментов.
Шаг 1. Сделайте финансовый план компании.
1. Определите цель развития в денежном эквиваленте;
2. Распишите цель в бюджете;
3. Зафиксируйте ответственность топ-менеджеров за выполнение плана;
4. Организуйте ежеквартальный, ежемесячный, еженедельный, ежедневный контроль выполнения плана.
Результатом месяца будет являться сумма результатов за 30 дней.
Этот алгоритм необходимо выполнить в независимости от того, работает ли у вас большая команда или всего два человека. Главное, чтобы у вас появился детально проработанный финансовый план. Если вы сделаете его, то получите возможность, наконец, управлять развитием своей компании.
Благодаря хорошему финансовому плану вы будете не только ежедневно контролировать денежный поток, но еще и сможете видеть, кто из ваших сотрудников наиболее эффективен. В этом случае только цифры станут самым объективным показателем.
Шаг 2. Создавайте эффективный конкурентный маркетинг
1. Запускайте новые продукты;
2. Анализируйте конкурентов;
3. Сканируйте явные и скрытые потребности клиентов.
Попробуйте на год вперед расписать, какие новые продукты вы будете выпускать каждый месяц или раз в несколько месяцев – в зависимости от сферы своей деятельности. По итогу этого эксперимента вы изучите потребности своих клиентов и увеличите прибыль.
Если вы занимаетесь товарами, то продавайте еще и услуги, а если услугами – добавьте в свой ассортимент товары.
Шаг 3. Систематизируйте развитие
1. Пропишите и скорректируйте процессы;
2. Внедрите процессы в работу (чтобы они не остались бумагой);
3. Автоматизируйте контроль исполнения процессов.
Нужно обязательно прописать процессы и автоматизировать их исполнение. Многие руководители почему-то уверены, что если они о чем-то сказали своим сотрудникам, те непременно будут это делать. Но слова не должны оставаться словами, потому что тогда они не будут значить ничего. Это касается как рабочих задач, так и мотивации.
Пропишите для своих сотрудников хотя бы 4 основных бизнес-процесса: как мы делаем маркетинг, как мы делаем продажи, как мы делаем продукты и как мы делаем финансы. Не надо погружаться глубоко в бюрократию, но добиться планового, системного результата можно только тогда, когда меры по его достижению зафиксированы в документах.
Следует выстроить систему так, чтобы у сотрудников не было возможности не выполнить задачу. Есть CRM – есть бизнес, нет CRM – нет бизнеса. Ваше дело не будет развиваться, если вы будете с утра до вечера одному сотруднику что-то говорить, другому звонить, а третьему – напоминать.
Шаг 4. Формируйте эффективную команду
1. Нанимайте, обучайте, адаптируйте новых людей;
2. Стимулируйте, мотивируйте ценных сотрудников;
3. Вовремя заменяйте тех, чьи результаты вас не удовлетворяют.
Где найти волшебных людей, которые придут и будут хорошо, много и упорно работать? Если предприниматель хочет создать очень продуктивную команду, ему нужны очень «бирюзовые» люди, которые все знают, смогут разложить цели на действия и организовать свою работу. Их останется только мотивировать. Но насколько это реально?
Но зачастую поиск чудодейственной мотивации – это попытка исправить ошибку найма. Сначала вы принимаете не тех людей, а потом удивляетесь, почему они не справляются со своими задачами. Если вы хотите создать действительно эффективную команду, то уже на стадии собеседования следует отбирать тех людей, которым нравится их работа. Из 100 соискателей такими окажутся 2-3 человека.
Что нужно, чтобы лучший маркетолог, технолог или продавец пришел на работу именно к вам? Далеко не всегда деньги будут для компетентных специалистов решающим фактором.
Так уж получается, что сегодня каждый второй страдает недостатком уважения и внимания. У всех есть какая-то боль или кровоточащая рана, с которой нужно быть очень аккуратными.
Дайте своим людям то, чего им не хватает. Сформируйте программу стимулирования на год, чтобы расширить интерес сотрудника к выполнению плана по обороту и прибыли. Хотя бы раз в месяц работников следует собирать и выражать благодарность лучшим из них. Выстраивайте отношения, говорите работникам правильные вещи и на том языке, который они услышат и поймут. Такие вещи зажигают людей и не дают им уходить.
Шаг 5. Актуализируйте и управляйте знаниями в компании
Когда к нам приходит новый сотрудник, ему обязательно нужно рассказать, как у нас работает маркетинг и продажи, как выстроены те или иные процессы. Мы тратим на обучение очень много времени. Вместо этого можно собрать все документы компании, сложить их в папку и разложить по категориям: маркетинг, финансы, продажи и так далее. Это позволит упростить адаптацию нового сотрудника, а за 5 первых дней его самостоятельного обучения вы сможете понять, ваш это человек или нет.
Помните, что без четко составленного стратегического плана бизнес неминуемо будет медленно проседать, а доходы – снижаться.