Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Бриллианты вечны

Это cлоган одного из крупнейших производителей алмазов в мире. Уверены, с ним согласятся многие соотечественники, особенно женщины. А еще инвесторы.

Фото: freepik.com,

Дорогое удовольствие

8 марта позади, и снова квартиры многих российских женщин заполнились бесполезными подарками. По результатам исследования Работа.ру и ЮMoney, рейтинг худших презентов на Женский день возглавляют нижнее белье, одежда, обувь, подарочные наборы для ванны и душа, а также алкоголь.

Между тем, эксперты Авито выяснили, что для большинства россиянок самым желанным презентом являются ювелирные украшения, их хотели бы получить 34% опрошенных. Да и не только на 8 марта.

Лия Задорожная, ульяновский предприниматель:

- Я вела статистику на протяжении 20 лет, и могу с уверенностью сказать, что рост продаж в нашем ювелирном магазине наблюдался перед Новым годом и Женским днем. Одно время был всплеск перед 14 февраля, но в последнее время земляки, судя по всему, на День Святого Валентина стараются дарить более дешевые подарки. А в последнее время изменилась структура презентов и на Новый год, и на 8 марта, они стали носить скорее утилитарный характер – бытовая техника, гаджеты…

По данным Росстата, в 2022 году рынок ювелирной розницы России в денежном выражении сократился на 9% и составил 301 млрд рублей. А средний чек по рынку с начала года вырос на 20% и составил 6880 рублей.

При этом среднерыночные розничные цены на ювелирку, по данным Росстата, в декабре 2022-го оказались лишь на 14,2% выше, чем в декабре 2021 года. И это несмотря на скачок биржевых цен за золото и волатильности рубля весной прошлого года, из-за которых рост розничных цен в марте и апреле прошлого года достигал 40 и 33% соответственно.

Алина Колпакова, руководитель Аналитического центра SOKOLOV:

- Снижение объемов рынка обусловлено в первую очередь уходом из России глобальных ювелирных брендов, в первую очередь luxury-сегмента, на который приходилось порядка 20 млрд рублей. Вторым по значимости фактором стало перетекание спроса в более бюджетный серебряный сегмент: в прошлом году доля серебра в продажах выросла с 31 до 35%. Средний чек на серебряные изделия не превышает 2 000 рублей, в золотом сегменте он в разы выше – порядка 15 000 рублей.

Рост цен отчасти снивелировал сокращение рынка наравне с растущей долей онлайн-продаж. За год она выросла с 17 до 19%. При этом, по нашим данным, 30% рынка ювелирного e-com пришлось на маркетплейсы.

Тренд роста доли ювелирного e-commerce в ближайшие годы продолжится, доля онлайн-продаж будет прирастать в среднем на 3 процентных пункта ежегодно, а в денежном выражении на 14%. В целом ювелирный рынок в этом году прирастет на 2-3%, а уже в следующем на 5-6%.

Лучшие друзья девушек

Бриллианты - одни из самых прочных материалов на земле, они олицетворяют роскошь для многих людей. На протяжении веков эти драгоценные камни являлись не только объектом мечтаний, но и причиной дворцовых интриг и крупных конфликтов. И, конечно, украшения с бриллиантами – самый желанный подарок для женщин во всем мире.

Но, увы, действительность вносит свои коррективы.

Лия Задорожная:

- Коллеги подтверждают: продажа ювелирных изделий с бриллиантами в России, в том числе, в Ульяновске со времен пандемии сильно просела. Редкий мужчина сегодня может подарить своей женщине украшение с камнем высокого уровня (57 граней). Чаще покупают изделия с 17-гранниками, по сути, не являющимися бриллиантами, стоимостью около 10-12 тысяч рублей…

Мировой рынок ювелирных изделий с бриллиантами оценивается почти в 100 миллиардов долларов в год. В структуре выручки российских ювелирных ритейлеров 62% приходится на изделия из золота, в том числе 28% - на изделия с бриллиантами.

Но бриллианты - желанный подарок не только в виде ювелирного изделия, за рубежом инвестиции в бриллианты (а также другие драгоценные камни, их производство и ритейл) давно уже занимают достойное место на фондовых рынках. Среди ведущих игроков - LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton, Anglo American (мажоритарный акционер De Beers), Rio Tinto, Signet Jewelers, BHP Group Limited.

Александр Фетисов, начальник аналитического отдела департамента по работе на рынках капитала Россельхозбанка:

- На динамику цен на алмазы в 2022 году повлияли два фактора.

Во-первых, это наращивание запасов со стороны индустрии в конце 2021 года в надежде на более стремительный рост цен и спрос на фоне восстановления мировой экономики после пандемийного 2020 года.

Во-вторых, ужесточение денежно-кредитных условий и смена потребительских предпочтений в течение всего 2022 года.

В-третьих, за последние годы в индустрии искусственно выращенных алмазов произошел настоящий прорыв. Если раньше покупатели настороженно относились к синтетическим камням, то сейчас «лабораторные» алмазы в силу своей относительной дешевизны и, главное, качества стали серьезным конкурентом натуральным камням. Более того, ювелирная розница приняла правила игры и по различным исследованиям, 72% ювелирных ритейлеров в Северной Америке, Европе и Австралии продают украшения с синтетическими камнями.

Эксперт подчеркивает, что самые редкие и ценные бриллианты продаются на ведущих мировых аукционах. На международном рынке камни с менее необычными характеристиками оцениваются по специальному прайс-листу, который еженедельно обновляются на основе опроса дилеров.

Важно знать, что сделки купли-продажи бриллиантов физлицам в России освобождены от уплаты НДС. Конечная цена на розничную продажу алмазов и бриллиантов фиксируется в зависимости от ряда характеристик, таких как вес, чистота, группа цвета и других. Все камни, законно продаваемые на территории России, сертифицированы и доступны для покупки в ювелирных магазинах.

Покупка мелкокаратных бриллиантов в инвестиционных целях менее привлекательна, чем покупка физического золота, если, конечно, речь не идет об уникальных экземплярах. Очень важно разбираться в особенностях каждого камня и здесь не обойтись без помощи профессионалов.

Блеск будущего

Перспективы мирового рынка алмазов в 2023 году оцениваются достаточно осторожно, тем более, что первый цикл продаж текущего года лидера индустрии компании De Beers оказался весьма неоднозначным. Компании удалось реализовать свою продукцию на общую сумму 450 млн долларов, это на 8% выше декабрьского цикла продаж, но в 1,5 раза ниже результатов годичной давности. Дальнейшую стабилизацию и рост рынка уже традиционно, как и во многих других отраслях, связывают с восстановлением спроса со стороны Китая, крупнейшего потребителя продукции после США, в связи с отменой ковид-ограничений. Тем не менее, растущий спрос на искусственные алмазы вызывает уже серьезные опасения даже лидеров индустрии.

Александр Фетисов, начальник аналитического отдела департамента по работе на рынках капитала Россельхозбанка:

- Но не только инвестиции в бриллианты могут стать приятным подарком на праздник. «Ювелирный» портфель подразумевает также инвестиции в акции золотодобытчиков. В целом, даже если не брать во внимание цены на золото, которые подвержены краткосрочным колебаниям, но на долгосрочном периоде обгоняют практически все активы, акции золотодобывающих компаний дают некоторую степень защиты от ослабления курса рубля.

Среди акций золотодобытчиков выделяем наиболее ликвидные и наиболее популярные акции Полюса и Полиметалла.

Вслед за динамикой самого золота акции золотодобывающих компаний также выросли акции Полюса – на 17,2%, а акции Полиметалла на 36,9%. Дальнейший рост мы видим уже в органическом долгосрочном росте бизнесов компании, поскольку котировки золота уже в значительной степени «перегреты», и существует высокая вероятность развития коррекции в условиях дальнейшего ужесточения денежно-кредитной политики центральных банков. Немаловажным фактором инвестиционной привлекательности акций золотодобытчиков является и усилившаяся тенденция ослабления рубля.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: