Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Где куклы так похожи на людей

21 марта в мире отмечается Международный день театра кукол. В день кукольника «ДО» решило рассказать про необычную коллекцию деревянных фигурок, хранящуюся в храме Мельпомены.

фото: Константин Салмин

Для тех, кто приходит в Ульяновский театр кукол имени В.М. Леонтьевой, сказка начинается раньше, чем звучит третий звонок… В музее театра находится уникальная коллекция деревянных механических кукол 1905 года мастера-крестьянина Алексея Морозова. Механическое чудо представляет собой композицию из 49 движущихся деревянных фигурок. Костюмы кукол, грим и прически – все выполнено мастером в точности с эпохой.

Колесили по стране

Жил Алексей Морозов на Урале и с ранней весны до поздней осени гастролировал от Урала до Астрахани, заезжая с гастролями в Симбирск. Работал в основном мастер-кукольник на ярмарках, при этом ярмарочные затейники знали, где Морозов со своими куклами, там им делать нечего: весь народ, и стар и млад, толпился именно около его коллекции. В холодное время года умелец с Урала создавал новые куклы и пополнял композицию.

В центральной части движущейся экспозиции обедающая семья, которая, по рассказам детей мастера, является семьей самого Морозова. Хозяин дома поднял ложку, и на него смотрят все сидящие за столом: по старому крестьянскому обычаю никто не начнет есть прежде главы семьи. Но вот разрешение получено. Хозяйка принялась кормить младенца, покачивая его на колене, а ребенок в свою очередь успевает трясти самодельную погремушку. При этом они не просто обедают, а еще и все общаются между собой. Вот старший сын повернулся к среднему, что-то сказал ему, брат кивнул в ответ…

Другие куклы в это время тоже занимаются своими делами: кто-то косит траву, шьет, работает в поле, стирает: каждая из 49 фигур совершает свое действие.

Покорил Москву

В 1923 году в Москве организовывали первую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку СССР (будущая ВДНХ). Прослышав о симбирском умельце, организаторы мероприятия пригласили его с коллекцией в Первопрестольную. Здесь Алексею Анатольевичу торжественно вручили диплом 2-й степени, медаль и денежное вознаграждение.


В 1938 году в своей книге «Актер с куклой» Сергей Образцов писал: «Только однажды, кажется, в 1924 году, на Сретенском бульваре я видел маленький балаганчик. В нем какой-то человек, по виду крестьянин или мастеровой, вероятно очень талантливый и изобретательный, сделавший все своими руками, показывал механических кукол. Сцена его представляла собой стол, вокруг которого можно было ходить. На нем стояли куклы. Показывающий вертел ручку сбоку стола, и куклы двигались – пахали, сеяли, косили, жали и т.д. Все приводы были невидимы и находились под столом. Самое замечательное, что ритм движения кукол был не общий, а разный для каждой куклы. Я до сих пор помню, как косарь, прерывая работу, останавливался, чтобы поточить косу, и оборачивался на сидящих у стога девушек, а они поглядывали на него и щелкали семечки».

Через 9 лет после триумфа в столице Алексей Морозов вместе с семьей переехал жить в деревню Майна, где скончался в 1934 году. И про деревенского самородка забыли.

Клад на чердаке

В 70-х годах прошлого века Ульяновским театром кукол руководил Владимир Никитин, в это же время его отец работал в драмтеатре – вместе с сыном самородка Морозова, который на грузовике возил декорации. И вот как-то раз младший Морозов рассказал Никитину-старшему, что у них на улице Робеспьера на захламленном чердаке лежат отцовские сундуки с куклами.

Если бы не случайный разговор, уникальная коллекция могла бы быть утрачена навсегда!

После такого известия представители театра кукол отправились туда и обнаружили фигурки в идеальном состоянии. Но возникла проблема с монтажом экспонатов: чертежи приложены, но были сделаны «на коленке»» деревенским мужиком. И никто не смог их прочитать, даже специалисты. Но вот за работу взялся опытный столяр и механик кукол Вячеслав Рыбалка, которому и удалось собрать стол и кукол.

В 1980-х театр кукол второй раз вывез коллекцию в Москву, где она получила очередной диплом. С 1981 года она стала экспонироваться в созданном театральном музее, где всех кукол разместили на большом столе.

Электромотор вместо шарманки

Созданная в 1905 году коллекция в настоящее время находится в исправном состоянии, продолжает радовать детей и взрослых.

К сожалению, до наших дней коллекция дошла не вся, первоначально в ней было 62 куклы, сейчас – 49. Куда делась одна доска с фигурами – неизвестно.

Вся одежда на куклах оригинальная, сшитая 118 лет назад. Единственное отличие заключается в том, что первоначально, по замыслу мастера, композиция работала по принципу шарманки: человек крутил ручку и куклы приходили в движение. Позже уже в театре кукол на конструкцию был установлен электромотор.

Кстати, сын мастера Федор в 1941 году ушел на фронт, а вернувшись с войны безногим инвалидом, решил продолжить дело отца и завершить одну из его работ.

Морозов-старший при жизни заготовил древесину, обработал ее специальным составом (куклы находятся в идеальном состоянии), а вот привести коллекцию в движение не успел. Сын завершил дело отца, доделал 13 механических кукол в 1947 году. Эта композиция также располагается в музее театра, рядом с основной.

Обе коллекции – единственные в России, да и в мире.

Фото: Константин Салмин

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: