€ 106,08
$ 100,68
¥ 13,88
7 основных критериев оценки компании для снижения риска инвестиций
Фото: freepik.com
Как отличить реально перспективный проект от мошенников? На что в первую очередь обращать внимание при выборе компании для вложений? Нам рассказала Мария Кузнецова, основательница инвестиционного агентства Frontiers, практикующий инвестор и эксперт по масштабированию бизнеса.
Еще до глубокого, тщательного анализа компании, владельца и бренда, необходимо обратить внимание на репутацию. Воспользуйтесь поиском в Гугл и Яндекс. Почитайте, посмотрите – какое информационное поле сложилось вокруг компании. Полное отсутствие информации о компании и ее активности в поисковиках – тревожный звоночек. Наличие только негативной информации тоже является плохим сигналом. Реальный действующий бизнес, как правило, имеет и позитивные и негативные отзывы и публикации - это нормально.
ПЕРВЫЙ критерий оценки стабильности компании – срок присутствия на рынке. Для минимизации ваших рисков выбирайте компании, которые находятся на рынке дольше трех лет, а сам собственник должен быть в этой сфере более пяти лет. По статистике, 30% компаний закрываются в первые 3 года. Именно поэтому рекомендую, что называется, выдерживать паузу.
ВТОРОЕ: горизонты планирования. У компании должна быть понятная и работоспособная стратегия развития на ближайшие три года. Это касается и стартапов, и уже подтвердивших свою репутацию проектов. Стратегия должна быть доступной для ознакомления. Вы, как потенциальный инвестор, имеете полное право знать о целях, на которые привлекаются инвестиции. Как правило, стартапы готовы подробно раскрыть идею и рубежи, которые предстоят на пути к достижению целей. А компании, которые уверенно чувствуют себя на рынке, обычно менее склонны раскрывать детали бизнеса.
В любом случае, не забывайте здраво оценивать риски. Малый, начинающий бизнес – это высокие риски, крупные игроки – более стабильны, но там тоже есть нюансы, такие как высокий порог входа, например.
ТРЕТЬЕ – команда и руководитель. Личность основателей, инвесторов, генеральных руководителей – это как лакмусовая бумажка для доверия. Стоит обращать особое внимание на то, какие ценности транслирует компания. В эпоху интернета о любом человеке и организации можно получить информацию за 10 минут. Важно, чтобы менеджмент и управление были готовы к масштабированию, имели подходящие кейсы и стратегию. Масштабирование - это вызов для команды. Неэффективное руководство способно развалить любую бизнес-модель и бездарно растратить инвестиционный капитал. Иногда менеджменту просто не хватает навыков и сил, чтобы справиться с масштабированием и увеличившейся нагрузкой. При выборе инвестпроекта важно работать с командой, чей опыт подтвержден реальными кейсами.
Главное: необходимо проверить и компанию, и личность руководителя на предмет наличия признаков банкротства или начатой процедуры банкротства.
ЧЕТВЕРТОЕ: цифры. Юридическую и финансовую проверку следует начать с открытых данных, которые доступны на сайте налоговой службы. Если в отчетности заявлено одно, а в презентации компании другое, то получите подробные и исчерпывающие комментарии от руководителя проекта. Если вы неуверенно себя чувствуете при анализе отчетности, то привлеките финансового аналитика. Необходимо также проверить активы, записанные на компанию – недвижимость, например. Будьте готовы к тому, что организации не всегда публично предоставляют такую информацию, ее можно запросить.
ПЯТОЕ: доходность. Если обещают 22 - 35% годовых при сроке инвестирования от 12 - 24 месяцев – это нормально. Если предлагают выше этих ставок, то инвестиции можно назвать высокорискованными. За инвестиционный цикл проект должен успеть заработать столько денег, чтобы хватило на проценты и возврат инвестиций для вас, и на собственную прибыль. Если план невыполним даже на бумаге, то основатели проекта неосознанно или намеренно вводят вас в заблуждение.
ШЕСТОЕ: бизнес-модель. Лучше всего доказывают порядочность и надежность компании кейсы. Если организация уже привлекала частные инвестиции и распределяла их, приносила прибыль инвесторам и придерживается столь же успешной бизнес-модели, – это повод рассмотреть проект для вложений.
СЕДЬМОЕ: коммуникации по запросу. Вам должны отвечать четко и понятно на вопрос, касающийся инвестирования. Если компания ограничивается отписками, абстрактными ответами про бизнес-модель и активы или вообще не отвечает – это веская причина поставить порядочность команды и рентабельность проекта под сомнение. Вы, конечно, тоже должны четко формулировать и обосновывать запрос, а также верно интерпретировать ответы от компании.
Золотое правило инвестирования гласит: диверсифицируй свой портфель. Складывать все яйца в одну корзину нельзя. Распределять средства нужно, исходя из своих желаний, запросов, финансовых возможностей и здравого смысла. Но высокорискованные инвестиции по классическим канонам, проверенным многолетним опытом, должны составлять не более 15-20% от всего портфеля. И это ни в коем случае не должны быть деньги, на которые возлагаются самые большие надежды.
Наша справка:
Мария Кузнецова — основательница инвестиционного агентства Frontiers. Практикующий инвестор и эксперт по масштабированию бизнеса. https://t.me/frontiersinvest
Фото из архива М.Кузнецовой