Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Судоходство становится опасным

Российские судовладельцы в этом году остались без актуальных электронных навигационных карт иностранного производства

Фото: Виктория Чернышева

Использование электронных навигационных карт (ЭНК) иностранного производства без корректур, то есть приведенных к уровню современности, в условиях ограниченной видимости, создает предпосылки к аварийным происшествиям и другим инцидентам. Решение проблемы — переход на использование российскими судовладельцами отечественных ЭНК, в том числе и государственных, и современных технических средств навигации с российским программным обеспечением. Однако, для речных судов электронная картография до сих пор не является обязательной.

В настоящее время проблема с электронными навигационными картами для российского судоходства стоит очень остро. Причина заключается в том, что производители иностранных ЭНК, следуя санкционной политике в отношении России, прекратили работу с нашей страной. Купить иностранные ЭНК на воды России невозможно даже за рубежом, поскольку владельцы ЭНК физически изъяли из своих коллекций карты на воды России. Нет никакой возможности получить и корректуру для ранее купленных ЭНК.

На устаревших, фактически неактуальных иностранных ЭНК не учтены все изменения навигационно-гидрографической обстановки. Поскольку река и устьевые участки морей и озер крайне изменчивы в силу преобладания аккумулятивных рельефообразующих факторов, то на не обновленных ЭНК берега, глубины, подводные объекты, фарватеры, зоны разделения движения судов и иные навигационные опасности могут отображаться не корректно: что-то могло исчезнуть, что-то, наоборот, появиться, что-то измениться. В темное время суток или в условиях ограниченной видимости такие несоответствия могут привести к возникновению чрезвычайных происшествий, включая серьезные аварии.

Картография для моряков

Российские судоводители использовали для навигации иностранные навигационные системы с иностранными ЭНК многие годы. При этом для речного транспорта использование электронной картографии является добровольным, а для морского – обязательным.

Как отмечает член рабочей группы Минпромторга «Навигационные приборы» по импортозамещению в радиоэлектронике, генеральный директор ООО «НавМарин» Алексей Мигалин, для морских гражданских судов, осуществляющих международное плавание, невозможность обновить ЭНК сейчас особенно критична. Ведь наличие корректуры ЭНК является обязательным условием для выхода судна из порта. За соблюдением этого условия следят инспекторы портового контроля государства флага, осуществляющие проверку судна по списку обязательных требований. При отсутствии корректуры ЭНК инспектор вправе задержать судно до устранения всех замечаний. То есть судно просто не может выйти из порта. При блокировании корректурных сервисов, судно может стоять в порту захода, практически вечно, пока действуют санкции.

Решением данной проблемы служит переход на снабжение российскими государственными электронными навигационными картами. Для морской зоны ЭНК выпускает 280 ЦКП Управления Навигации и Океанографии Минобороны, а распространением занимаются уполномоченные дилеры.

Цифровые внутренние водные пути

Несмотря на то, что применение электронных картографических навигационных систем (ЭКНС) на речном транспорте не является обязательным, большинство экипажей речных транспортных судов и почти все владельцы маломерного флота привыкли использовать иностранные ЭКНС. В связи с невозможностью сейчас получить для них корректуру, разумным выходом для речников также является переход на отечественные ЭКНС и ЭНК.

– Российская коллекция ЭНК, покрывающая почти все судоходные реки России, создана в результате масштабного ОКР «Карта-Река», завершенного Минтрансом несколько лет назад, – рассказал Алексей Мигалин, – В результате этой колоссальной работы было оцифровано более 75 тыс. км внутренних водных путей (ВВП) России. Сейчас, готовые к использованию карты поддерживаются в актуальном состоянии картографическими службами всех 15-ти бассейнов ВВП.

Российская коллекция ЭНК оцифрована в международном обменном формате IHO S57 версии 3.1. Сложность заключается в том, что при переходе с частных форматов иностранных производителей на S57, судовладельцам зачастую требуется заменить и технические устройства, и навигационное программное обеспечение. То есть и на старых компьютерах новый навигационный продукт попросту работать не будет.

Помимо необходимости закупки современных технических средств навигации с навигационным программным обеспечением для того, чтобы работать по российским ЭНК, существует и еще одна проблема. Поскольку механизм распространения ЭНК у нас не до конца отработан, то приобрести их сейчас очень сложно. В особенности это касается коммерческого речного флота.

Аналоговая навигация

До наступления цифровой эпохи традиционным способом навигации являлась работа по бумажным атласам с указанием километровых отметок судового хода. Это, так называемый, лоцманский способ судовождения, широко распространенный в России, в том числе и сейчас.

Изготовлением и распространением бумажных атласов на российские ВВП занимаются все бассейновые управления. Единожды купив атлас и получив навигационную подписку, судоводитель затем может самостоятельно производить корректуру бумажного атласа.

Однако, в неблагоприятных гидрометеорологических условиях (ГМУ) пользы от бумажного атласа очень мало, поскольку он не дает четкого представления о точном местонахождении судна с его габаритами относительно объектов карты.

– В такие моменты ходить по бумажным атласам нельзя. Этот запрет регулярно нарушается, что значительно увеличивает вероятность возникновения ЧП, – отмечает гендиректор «НавМарин».

Согласно данным Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в 2022 году на море произошло 68 аварий. Из них 22 аварии классифицируются как навигационные. На внутренних водных путях в прошлом году произошло 3 аварии, а количество инцидентов составило 88. Многие из этих аварий, согласно проведенному анализу, произошли в неблагоприятных ГМУ.

Так, в 2022 году теплоход «Метеор-235» сел на мель на середине реки Лена в Якутии. По данным СМИ, капитан сообщил, что ЧП произошло из-за плохой видимости. На борту находилось девять пассажиров и шесть членов экипажа. Они были доставлены в больницу для оказания необходимой медицинской помощи.

Шагнуть в новый век

То, что на ЭНК можно видеть позицию судна, полученную от приемника ГНСС, позволяет по сути в реальном времени и в любых ГМУ видеть его расположение относительно всех навигационных опасностей. В сочетании с данными радара это позволяет судоводителю получить максимально полное представление о навигационной ситуации. Для корректной работы радара и корректного отображения контура судна на ЭНК необходим компас. Для измерения актуальной глубины под килем нужен эхолот. Для получения оперативных данных о целях и обозначения собственного места необходим АИС.

Безусловно, это дополнительные источники информации, позволяющие судоводителю наиболее полно оценить текущую ситуацию и уже на основании такой оценки принимать решения. Конечно, увеличение количества источников дополнительной информации увеличивает информационную нагрузку на судоводителя, но это минимальная цена за повышение безопасности.

Для повсеместного перехода на инструментальную навигацию необходимо, чтобы на всех судах были установлены современные электронные картографические навигационные системы (ЭКНС) и была налажена надежная работа государственных центров по снабжению судовладельцев (в том числе коммерческих судов) отечественными ЭНК и корректурой. Ввести норму по оснащению всех российских судов ЭКНС уполномочено Министерство транспорта РФ.

Такая мера, в свою очередь, даст возможность полноценно развиваться российским компаниям, производящим навигационное программное обеспечение. Одновременно будет и повышаться качество российских ЭНК, поскольку о любых расхождениях с реальной навигационной обстановкой судоводители, будут сразу сообщать в ГБУ, а те в свою очередь в гидрографии, где по отработанной процедуре, будет выпускаться корректура для ЭНК. Подобная обратная связь стимулирует существенное повышение качества корректурного сервиса.

Впрочем, если обязать всех судовладельцев срочно оснастить свои суда новыми ЭКНС, производители просто не успеют за малый промежуток времени изготовить такое количество технического оборудования. Поэтому переход должен проходить в течение установленного периода времени по установленному графику, с заблаговременным уведомлением судовладельцев о введении такого требования.

Результатом перехода на инструментальную навигацию станет значительное повышение уровня безопасности судоходства в России. Сейчас это особенно актуально, потому что развитию ВВП уделяется большое внимание и судопоток значительно увеличился.

Подобные решения коррелируются с необходимостью повышения провозной способности судов, для увеличения объемов перевозок по ВВП.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: