Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Юридическая сторона фрачайзинга

Согласно данным статистики, в конце зимы 2022-го число заявок на франшизы упало на 40%, но уже в июле спрос на них вырос на 45% по сравнению с этим же месяцем в 2021-м. Одной из причин такой активности стал уход иностранных брендов.

Freepik: rawpixel.com

Сейчас эксперты отмечают, что от российских производителей часто поступают запросы на «упаковку франшизы» для продвижения и масштабирования компании. Расширение франчайзинговых сетей новых брендов, которые смогли успешно выстроить бизнес-процессы, может стать главной тенденцией текущего года.

Франчайзинг – это модель масштабирования бизнеса за счет привлечения партнеров. Франчайзер передает необходимые инструменты для осуществления коммерческой деятельности, с помощью которых другой предприниматель ведет деятельность под его брендом.

Франшиза – нематериальные активы, которые франчайзер передает новому партнеру. В первую очередь это товарный знак и ноу-хау. Остальное – регламенты работы, программные продукты, дизайн-проект, брендбук и иная интеллектуальная собственность – опционально.

Франчайзи – предприниматель, который хочет купить франшизу, обязуясь взамен выплатить обладателю франшизы паушальный взнос и роялти.

Плюсы франчайзинга:

- Это менее затратный способ масштабирования бизнеса, чем открытие филиалов. Аренда и ремонт помещений ложатся на плечи франчайзи;

- Высокая скорость развития сети силами партнеров;

- Франчайзи за возможность использования нематериальных активов выплачивают роялти. То есть можно зарабатывать на своем бренде пассивно;

- Обязанность франчайзи работать по стандартам сети. Это вклад в узнаваемость бренда;

- Имущественная автономность франчайзи. Если развитие идет по филиальной системе, вся выручка учитывается в налоговой системе, соответственно, налоговая нагрузка на бизнес увеличивается. А франчайзи – это самостоятельные предприниматели, которые ведут самостоятельный учет своей выручки.

Говоря о юридической стороне вопроса, нельзя не осветить тему договора франчайзинга. Это то, с чего стартуют все подобные отношения.

В российской практике франчайзинга существуют два классических вида договора. Если в составе франшизы присутствует товарный знак, то заключается договор коммерческой концессии. Если же нет, то лицензионный договор. По нему передается либо коммерческое обозначение, которое еще не зарегистрировано в качестве товарного знака, либо логотип. А по договору концессии отношения можно строить только с индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями. Также договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте, из-за чего увеличивается цикл сделки.

Об основных тонкостях рассказывает Рамиль Бейдуллаев, руководитель отдела направления интеллектуальной собственности и коммерческих споров юридической группы «Совет»:

- Если вы запустили франшизу без товарного знака, необходимо все равно зарегистрировать его в дальнейшем. В противном случае потом могут возникнуть проблемы, из-за которых пострадает вся ваша сеть. Например, бренд, похожий на ваш, уже существует у вашего конкурента или появится в будущем. И тот человек, который первым зарегистрирует товарный знак, сможет обязать другого произвести ребрендинг, взыскать компенсацию как с конкурента, так и с его партнеров. Дополнительно франчайзеру придется нести убытки в виде тех компенсаций, которые окажутся наложены на франчайзи.

Классические виды договоров и договор коммерческой концессии ни в коем случае нельзя использовать для возмездного оказания услуг, потому что существуют риски расторжения и потери денег. Согласно законодательству, по договору возмездного оказания услуг оплата производится только за фактически оказанные услуги, поэтому в любой момент заказчик, то есть франчайзи, может отказаться от дальнейшего исполнения договора и не платить роялти.

Как подписывать договоры дистанционно?

Заключать договор дистанционным способом возможно, но, чтобы не возникло риска обращения франчайзи в суд с требованием о признании договора незаключенным или недействительным, необходимо соблюсти основные правила:

- Во время подписания в самом договоре предусмотреть, что допускается дистанционное заключение;

- Зафиксировать в договоре контактные данные сторон, например, адреса электронной почты;

- Осуществить обмен документами по указанным в договоре адресам электронной почты.

Однако стоит помнить, что даже если изначально договор коммерческой концессии был заключен в электронной форме, затем его дополнительно придется подписать в бумажном виде. Это связано с требованием о регистрации договора и обязательным предоставлением только оригинального документа. В случае отсутствия регистрации передача права использования франшизы считается несостоявшейся.

Преимущества, которые получают стороны при регистрации договоров:

- Франчайзер может участвовать в ведущих рейтингах франшиз, подсчет которых основывается на количестве зарегистрированных договоров коммерческой концессии. Например, РБК делает свои рейтинги, используя те данные, которые существуют в публичном реестре;

- Становится проще подтвердить стоимость франшизного бизнеса при инвестировании в него или в случае продажи, поскольку инвестор будет видеть, что те договоры коммерческой концессии, которые передаются, зарегистрированы, а значит действительность отношений не вызывает сомнений.

- Франчайзи сможет беспрепятственно согласовывать наружную вывеску, арендовать помещение в торговых центрах и продавать на маркетплейсах. Например, сейчас запрещено размещать вывески на иностранных языках без товарного знака. Но если словесный элемент зарегистрирован, это положение в законодательстве не работает.

- Реализуется право на субсидии, предоставление которых зависит от регистрации договоров коммерческой концессии.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: