Юридическая сторона фрачайзинга
Freepik: rawpixel.com
Сейчас эксперты отмечают, что от российских производителей часто поступают запросы на «упаковку франшизы» для продвижения и масштабирования компании. Расширение франчайзинговых сетей новых брендов, которые смогли успешно выстроить бизнес-процессы, может стать главной тенденцией текущего года.
Франчайзинг – это модель масштабирования бизнеса за счет привлечения партнеров. Франчайзер передает необходимые инструменты для осуществления коммерческой деятельности, с помощью которых другой предприниматель ведет деятельность под его брендом.
Франшиза – нематериальные активы, которые франчайзер передает новому партнеру. В первую очередь это товарный знак и ноу-хау. Остальное – регламенты работы, программные продукты, дизайн-проект, брендбук и иная интеллектуальная собственность – опционально.
Франчайзи – предприниматель, который хочет купить франшизу, обязуясь взамен выплатить обладателю франшизы паушальный взнос и роялти.
Плюсы франчайзинга:
- Это менее затратный способ масштабирования бизнеса, чем открытие филиалов. Аренда и ремонт помещений ложатся на плечи франчайзи;
- Высокая скорость развития сети силами партнеров;
- Франчайзи за возможность использования нематериальных активов выплачивают роялти. То есть можно зарабатывать на своем бренде пассивно;
- Обязанность франчайзи работать по стандартам сети. Это вклад в узнаваемость бренда;
- Имущественная автономность франчайзи. Если развитие идет по филиальной системе, вся выручка учитывается в налоговой системе, соответственно, налоговая нагрузка на бизнес увеличивается. А франчайзи – это самостоятельные предприниматели, которые ведут самостоятельный учет своей выручки.
Говоря о юридической стороне вопроса, нельзя не осветить тему договора франчайзинга. Это то, с чего стартуют все подобные отношения.
В российской практике франчайзинга существуют два классических вида договора. Если в составе франшизы присутствует товарный знак, то заключается договор коммерческой концессии. Если же нет, то лицензионный договор. По нему передается либо коммерческое обозначение, которое еще не зарегистрировано в качестве товарного знака, либо логотип. А по договору концессии отношения можно строить только с индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями. Также договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте, из-за чего увеличивается цикл сделки.
Об основных тонкостях рассказывает Рамиль Бейдуллаев, руководитель отдела направления интеллектуальной собственности и коммерческих споров юридической группы «Совет»:
- Если вы запустили франшизу без товарного знака, необходимо все равно зарегистрировать его в дальнейшем. В противном случае потом могут возникнуть проблемы, из-за которых пострадает вся ваша сеть. Например, бренд, похожий на ваш, уже существует у вашего конкурента или появится в будущем. И тот человек, который первым зарегистрирует товарный знак, сможет обязать другого произвести ребрендинг, взыскать компенсацию как с конкурента, так и с его партнеров. Дополнительно франчайзеру придется нести убытки в виде тех компенсаций, которые окажутся наложены на франчайзи.
Классические виды договоров и договор коммерческой концессии ни в коем случае нельзя использовать для возмездного оказания услуг, потому что существуют риски расторжения и потери денег. Согласно законодательству, по договору возмездного оказания услуг оплата производится только за фактически оказанные услуги, поэтому в любой момент заказчик, то есть франчайзи, может отказаться от дальнейшего исполнения договора и не платить роялти.
Как подписывать договоры дистанционно?
Заключать договор дистанционным способом возможно, но, чтобы не возникло риска обращения франчайзи в суд с требованием о признании договора незаключенным или недействительным, необходимо соблюсти основные правила:
- Во время подписания в самом договоре предусмотреть, что допускается дистанционное заключение;
- Зафиксировать в договоре контактные данные сторон, например, адреса электронной почты;
- Осуществить обмен документами по указанным в договоре адресам электронной почты.
Однако стоит помнить, что даже если изначально договор коммерческой концессии был заключен в электронной форме, затем его дополнительно придется подписать в бумажном виде. Это связано с требованием о регистрации договора и обязательным предоставлением только оригинального документа. В случае отсутствия регистрации передача права использования франшизы считается несостоявшейся.
Преимущества, которые получают стороны при регистрации договоров:
- Франчайзер может участвовать в ведущих рейтингах франшиз, подсчет которых основывается на количестве зарегистрированных договоров коммерческой концессии. Например, РБК делает свои рейтинги, используя те данные, которые существуют в публичном реестре;
- Становится проще подтвердить стоимость франшизного бизнеса при инвестировании в него или в случае продажи, поскольку инвестор будет видеть, что те договоры коммерческой концессии, которые передаются, зарегистрированы, а значит действительность отношений не вызывает сомнений.
- Франчайзи сможет беспрепятственно согласовывать наружную вывеску, арендовать помещение в торговых центрах и продавать на маркетплейсах. Например, сейчас запрещено размещать вывески на иностранных языках без товарного знака. Но если словесный элемент зарегистрирован, это положение в законодательстве не работает.
- Реализуется право на субсидии, предоставление которых зависит от регистрации договоров коммерческой концессии.