Железная мода
Фото: freepik.com
В цифрах
В России на 1000 человек приходится в среднем 315 автомобилей. Самая высокая обеспеченность автомобилями в России – в Уральском ФО, где на 1000 человек их приходится в среднем 333. На втором месте – Северо-Западный федеральный округ (332 машины на 1000 человек). Третье место в данном рейтинге занимает самый большой регион с точки зрения территории – Дальневосточный ФО (327 шт. на 1000 жителей). Приволжский федеральный округ, в который входит и Ульяновская область, располагает 318 автомобилями на каждую тысячу человек.
В настоящее время в России официально действует 3081 автодилер – на 123 меньше, чем было год назад. При этом увеличилась доля дилеров, предоставляющих к продаже китайские и российские автомобили. За год у «китайцев» стало на 426 официальных дилерских центров больше, у отечественных брендов – на 79. Немного увеличилась доля дилеров корейских автомобилей - с 12,5% до 12,8%. Количество европейских марок составляет 16,9% вместо прошлогодних 27,6%: они теперь опустились на второе место. Доля «японцев» сократилась с 20,6% до 15,8%, а «американцев» – с 3,3% до 0,6%.
Ввоз и продажи европейских марок сократилась с 20% до 5%, корейских – с 25% до 8%, японских – с 12% до 6%. Официально иностранные автопроизводители не поставляют в Россию машины из ЕС, Южной Кореи и Японии. Однако здесь на помощь пришел и параллельный импорт, и перекупщики с Дальнего Востока. По оценкам экспертов, купить автомобиль на рынке во Владивостоке от бюджетного сегмента до класса люкс можно почти в два раза дешевле, чем через официальных дилеров. Если правильно подойти к выбору продавца, то риск получить неисправное транспортное средство минимален.
Традиционно половина вторичного рынка приходится на пять марок. Лидерство сохраняет отечественная LADA. Второе место в рейтинге удерживает японская Toyota, далее следуют корейские бренды Kia и Hyundai. Замыкает ТОП-5 японский Nissan, объем вторичного рынка которого тоже заметно вырос. Наибольший подъем зафиксирован у Honda – в 2,1 раза.
С начала 2023 года импорт новых автомобилей в Россию увеличился в 4,8 раза по сравнению с 2021 годом, согласно данным «Автостата». Основная доля импорта за пять месяцев пришлась на Китай – 70,5% из 120 900 легковых автомобилей. Это $1 млрд в месяц. Чуть замедлились поставки в апреле-мае, отгрузки опустились почти на 17,2% ($809,4 млн), когда курс доллара по отношению к рублю вырос. В этих данных учитываются также автомобили Haval, произведенные в России.
Изменился и портрет владельцев авто. Согласно экспертизе «Автостата», по сравнению с 2018 годом среди владельцев китайских автомобилей увеличилась доля женщин, стало больше молодых людей. Если раньше средний возраст владельцев китайских машин составлял 51 год, то сейчас он снизился до 45 лет. На долю женщин в 2018 году приходилось 26,9% автомобилей, а в 2022-м – 36,7%. Мужчин среди обладателей «китайцев» стало меньше: за четыре года их доля сократилась с 73,1% до 63,3%.
В первом квартале 2023 года новые кроссоверы и внедорожники заняли на российском рынке долю в 63,6%. Более половины (52%) от этого количества пришлось на десять моделей. Возглавляет ТОП-10 отечественный внедорожник LADA Niva Travel. Второе место в этом рейтинге принадлежит китайскому кроссоверу Haval Jolion, на третьей позиции расположился внедорожник LADA Niva Legend. В число популярных моделей вошли: Geely Coolray, Chery Tiggo 7 PRO, OMODA C5, Geely Atlas Pro, Chery Tiggo 4 PRO, Haval F7x, Chery Tiggo 8 PRO Max. Три из десяти моделей рейтинга - новички рынка. Год назад OMODA C5, Chery Tiggo 4 PRO, Chery Tiggo 8 PRO Max не были представлены на российском рынке. В мае нынешнего года лидером по динамике роста продаж стал китайский Changan: его продажи увеличились в 19 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Электробудущее уже здесь
В 2022 году продажи электрифицированных автомобилей в мире составили 10,2 млн единиц. Как сообщается в докладе Global Passenger Electric Vehicle Model Sales Tracker, подавляющее большинство продаж приходится на китайские бренды. Всего в прошлом году было продано 10 млн электромобилей и гибридов по всему миру – это 70 % от всего рынка. Следом за Китаем – Германия и США.
При этом абсолютным бестселлером является Tesla Model Y, а второе место занимает Song компании BYD. Кстати, 7 из 10 наиболее востребованных моделей квартала приходится именно на бренды BYD и Wuling.
Рост продаж электромобилей обязан финансовым бонусам, вводимым на уровне некоторых стран. Например, в США продажи таких машин стимулируются налоговой льготой в $7500. А вот в Китае период субсидий подходит к концу, но в январе был заметен рост цен, в частности, у производителя BYD.
В настоящее время самым «дешевым» электромобилем в нашей стране является отечественный седан Evolute i-PRO, минимальная цена которого составляет 2 990 000 рублей. Evolute стал первым российским брендом электромобилей, чье производство стартовало на заводе «Моторинвест» в Липецкой области в сентябре 2022 года. Второй по популярности электрокар Volkswagen ID в Россию завозится альтернативным путем, официальных дилеров в стране нет. В мае его рыночная цена начиналась с отметки 3 200 000 рублей. Далее в рейтинге располагаются две отечественные модели: Evolute i-JOY и «Москвич 3е». Они имеют практически одинаковую минимальную стоимость – 3 490 000 и 3 500 000 рублей соответственно. Кроме перечисленных моделей в ТОП-10 также попали Skywell ET5, Tesla Model 3, Tesla Model Y, Tesla Model X и Voyah Free. В настоящее время на российском рынке Voyah предлагает полностью электрический электрокроссовер Free (EV), кроссовер с увеличенным запасом хода (Voyah Free EVR), электрический седан Passion, минивэн Dream в электрической и гибридной версиях. Продажи новых электромобилей растут ежемесячно, увеличивается и их доля на рынке – сказывается спрос на экологичность и инновации.
Из новинок, которые вскоре будут пытаться покорить российские дороги - электрический кроссовер Lotus Eletre S. Его стоимость составляет 18,9 млн рублей, согласно порталу Autonews.ru. Разгон до первой «сотни» занимает 4,5 сек. Максимальная скорость равна 258 км/ч. В отличие от спорткаров Lotus, Eletre S выпускают в Китае. Пытается угнаться за британско-китайским конкурентом уже знакомая OMODA со своим электрокроссовером OMODA C5 EV, выход которого запланирован на четвертый квартал 2023 года. В 2024 году появится на российском рынке электрический внедорожник EXEED Exlantix E0Y, представленный на автосалоне в Шанхае.
Подавляющее большинство владельцев электромобилей в нашей стране используют их для личного передвижения. Каждый десятый из опрошенных «Автостатом» владельцев подтвердил, что эксплуатирует свое транспортное средство в коммерческих целях. На одной зарядке российский электромобилист проезжает в среднем 218 км.
Очевидно, что дальнейшая популярность электрокаров в России будет только расти. На это ориентированы и государственные органы, учитывая введение дополнительных мер поддержки развития отрасли электротранспорта. Планируется, что Минэнерго, Минэкономразвития и региональные власти должны будут разработать методические рекомендации по реализации программы субсидирования быстрых зарядных станций. Благодаря господдержке в 2022 году в двенадцати пилотных регионах было открыто 439 зарядных станций. В 2023 число субъектов, участвующих в проекте, увеличилось до тридцати четырех.
В перечне дополнительных мер также содержится предложение о пересмотре стоимости ОСАГО для владельцев электромобилей, эксплуатируемых в такси и каршеринге. Разработан порядок бесплатного проезда по платным автодорогам для владельцев электромобилей как отечественного, так и зарубежного производства до конца 2023 года. Так, на них можно будет преодолеть М-1 «Беларусь», М-3 «Украина», М-4 «Дон», М-11 «Нева», М-12 Москва – Нижний Новгород – Казань, а также Центральную кольцевую автомобильную дорогу.
А пока электрокары только набирают популярность, по-настоящему входят в моду гибридные авто. И снова дело в Китае: из модельного ряда многих китайских брендов уходят бензиновые машины. По мнению Сергея Фирсова, исполнительного директора компании Expocar, пересаживаться на электромобиль многим покупателям пока страшно: инфраструктура зарядных станций в России только развивается. Поэтому гибрид становится переходным звеном для людей, желающих получить новые впечатления от автомобиля.
- Гибриды взяли лучшее от всех технологий – и экономичность электромобиля, и дальность хода ДВС, - говорит Владимир Соколов, руководитель отдела технического обучения и развития модельного ряда «Skywell Россия». - У них нет таких барьеров, которые есть у электромобилей. При этом может существенно уменьшить расход топлива, особенно при передвижении по городу, поэтому потенциально гибриды могут привлекать ту же аудиторию, что и автомобили с ДВС.
Среди популярных гибридов – Chery Tiggo 8 PRO e+, Skywell HT-i, Voyah Free и Dream, а одним из наиболее доступных автомобилей сегмента в России должен стать SWM G03 REEV. Через параллельный импорт реализуется появился гибридный кроссовер Hyundai Kona, чья стоимость начинается от 3 млн 259 тыс. рублей. Через владивостокских дилеров можно приобрести знаменитый Toyota Prius. Стоимость гибрида составляет от 3,2 млн рублей до 4 млн рублей.