€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Лето со вкусом музыки
Фото: Александр Яшин
Кирилл Кузнецов, автор и организатор фестиваля «Баржа Live».
Юрий Сяпуков, технический директор фестиваля «Баржа Live», руководитель компании «Show-System»
«Баржа Live» получилась очень масштабной и красивой. Расскажите, как происходила работа над фестивалем.
Кирилл Кузнецов:
- Идея провести подобное мероприятие появилась довольно давно. Однако коллегам я рассказал о ней только в прошлом году. Мы посовещались, решили попробовать – и написали грант. И осенью узнали, что выиграли его. С этого момента у нас начался пассивный этап подготовки: мы генерировали идеи, думали, как все будет проходить, настраивали себя морально. А вот в феврале заработали интенсивно. Нашли место проведения и определились с главной фишкой – собственно, самой баржей.
Поиск действующего судна оказался проблемой. Мы обзвонили очень много организаций и судоходных компаний в нашей области и ближайших регионах. Но, встретившись с руководством нашего Речного вокзала, узнали, что у них как раз на ремонте стоит одна баржа. Она-то и стала главным героем фестиваля.
А концепция плавучей сцены была заложена изначально?
- Все планировалось несколько иначе. Но по ходу обсуждения мы старались приземлить свои задумки. Я хотел, например, чтобы и сцена, и зрители находились на воде – но тогда у нас было бы очень мало пространства как для музыкантов, так и для гостей. Получилось бы не так масштабно. Но сама идея связать все действие с рекой и баржей была и остается частью моей первоначальной задумки.
У вас была просто потрясающая сцена. Сколько усилий потребовала ее установка?
- На самом деле, у нас было не так много оборудования, как могло показаться. В этом году наш фестиваль – скорее исключение, чем правило, поэтому возможности наши были скромны. Хотя, в некотором смысле, нам все же удалось прыгнуть выше головы.
Юрий Сяпуков:
- Мы подумали: а зачем люди вообще ходят на такие мероприятия? Ответ прост: за эмоциями. Значит, нам нужно было организовать все так, чтобы гости остались под впечатлением. Поэтому так со сценой и получилось: мы решили, что если делать, то делать качественно.
Мы не стали брендировать всю конструкцию полностью. Вместо этого сделали красивый логотип, объем и экраны. Хотелось придать какой-то, знаете, брутальности – и у нас это, я думаю, все-таки получилось.
А сам процесс установки сцены на воде – это сложно?
Юрий Сяпуков:
- Нет, не очень. Наши коллеги из других городов реализовывали похожие идеи, поэтому мы отчасти пересмотрели их опыт, отчасти собственный. Единственное, что у нас пошло не так, это электричество.
Что с ним случилось?
- Его не было (улыбается). Электросеть речного вокзала, как оказалось, не отвечала потребностям нашей техники. Нам пришлось попросить город завезти генераторы, чтобы обеспечить сцену питанием.
К вам заявилось много групп-претендентов на сцену, но из них выступили лишь 15 участников. Каким образом происходил отбор музыкальных коллективов?
Кирилл Кузнецов:
- Нам поступило 108 заявок от групп из 21 региона России. Творческая часть нашей команды, которая занималась составлением программы выступлений, слушала, смотрела, оценивала каждый коллектив. У нас было очень важное требование: музыканты должны уметь держать внимание зрителей. Потому что хорошо сыграть могут многие, а вот сделать это еще и визуально красиво… Я был уверен в большинстве ульяновских команд. С некоторыми из них уже работал, видел, как они смотрятся на сцене. Поэтому наших музыкантов было много, но выступили также и группы из Москвы, Ижевска, Самары. И, конечно, хедлайнеры.
Расскажите о них поподробнее.
- Стигмата была одним из первых коллективов, с которыми мы связались. И они очень горячо откликнулись на наше предложение. Их настолько заинтересовал наш фестиваль, что они готовы были идти нам навстречу очень во многом. Приехали в Ульяновск впервые после очень долгой паузы: в последний раз они были у нас лет десять-пятнадцать назад. Музыканты сказали, что никогда прежде не выступали на плавучем средстве, очень тепло отозвались о фестивале и сцене. Я сам выходил в толпу на время их выступления, видел, как зрители пели и даже плакали под некоторые из их песен.
Среди наших гостей, как они сами потом признались, было много людей, которые раньше не слышали Максима Свободу. Но люди говорили, что его музыка стала для них открытием. Он действительно всем очень понравился.
Все ли было по плану в день фестиваля?
- У нас были довольно сложно выстроены передвижения музыкантов Стигматы: часть группы ехала на поезде, часть летела на самолете, часть сначала добиралась авиарейсом, а потом ехала на авто. Мы выстроили тайминг так, чтобы хедлайнеры успели провести саунд-чек утром в день фестиваля. Но, как это случается, возникла неожиданность – самая неожиданная из всех возможных. У части команды задержали… поезд. Да еще на полтора часа! В шоке были даже сотрудницы вокзала. В итоге ребята, которые должны были приехать самыми первыми, добрались до нас последними.
И как все в итоге обошлось?
- Пришлось немного сократить выступления некоторых групп. Конечно, гостей из других городов мы старались не просить. Но наши ульяновские музыканты отнеслись с пониманием и немного урезали свои сет-листы .
По большому счету, все прошло отлично. Днем не было каких-то форс-мажоров, а остальное – некритично.
Были ли какие-то интересные случаи?
- У нас выступала классная группа Brama. Яркие, динамичные музыканты. Они очень понравились зрителям – в частности, своей фишкой: в начале выступления вокалист забрался на крышу сцены. Это, конечно же, вызвало тревогу у службы безопасности, но менеджер группы заверила всех, что беспокоиться не о чем: Николай (так зовут вокалиста) оказался профессиональным каскадером.
Рок-фестиваль – это, по мнению многих, мероприятие в своем роде рискованное. Раз уж речь зашла про безопасность, не было ли со стороны правоохранительных органов каких-то сомнений из-за концертной культуры?
- Конечно, да. На первом же совещании по безопасности нам заявили, что у нас непременно случится драка. Не меньше, чем тысяча на тысячу человек.
Нельзя обвинять людей в какой-то предвзятости, она ведь не сегодня появилась. Но никакие из катастрофических ожиданий не сбылись: у нас собралось очень дружное сообщество единомышленников, которые пришли культурно отдохнуть в хорошей компании и под хорошую музыку.
В какой-то момент в порт причалил круизный теплоход. Для путешественников такой прием наверняка стал сюрпризом. А для вас?
- Мы были предупреждены, ведь на речном вокзале есть расписание. А вот отдыхающие да, они были удивлены. Честно говоря, единственный пока отрицательный отзыв я увидел именно от пассажирки этого теплохода. Мы следим за комментариями, поэтому никак не могли это пропустить. Она поделилась, что, мол, дети были в шоке и такие мероприятия нужно устраивать «на заводе горящих покрышек». Но мы-то знаем, что детям на самом деле такое нравится.
А какие оценки вы вообще получили от гостей фестиваля? Аудитория у вас была очень пестрая: и рокеры старой формации, и целые семьи с детьми.
- Отзывы от всех положительные. Есть, конечно, объективные замечания, но ульяновцы очень тепло встретили новый формат – поэтому никакого негатива нет. Вы можете заглянуть в нашу группу ВКонтакте, там под закрепленной записью участники как раз оставляют свои комментарии и мнения о «Барже».
Мы мониторим, разумеется, не только свое сообщество, но также СМИ и другие социальные сети. За выходные нас отметили под огромным количеством историй и постов и до сих пор продолжают отмечать. Все говорит о том, что люди действительно получили много хороших эмоций.
Субботняя жара стала настоящим испытанием, но не помешала горожанам посетить фестиваль. Сколько людей по предварительным подсчетам пришло на «Баржу»?
- У нас на входе стояли умные камеры, которые считали гостей – так что мы знаем точную цифру. В субботу к нам пришли шесть с половиной тысяч гостей .
Как вы сами оцениваете прошедший фестиваль?
- Мы думаем, нам удалось провести нешаблонное мероприятие. Яркое, неординарное, по-своему душевное.
Представьте, что у вас есть мечта, которую вы давно хотели реализовать. Этот фестиваль зрел не один год, и вот, наконец, он прошел. И мы очень довольны тем, что у нас получилось.
Какие у вас планы на следующий год? Есть ли уже вещи, которые вы будете менять?
Юрий Сяпуков:
Пока мы не думали над будущим фестивалем. Но уверены, что он точно должен состояться. Он не будет абсолютно таким же, как этот, потому что успех – в движении. Мы продолжим совершенствовать концепцию, чтобы радовать людей еще много лет подряд. Однако сейчас, конечно, стоит еще и финансовый вопрос.
Кирилл Кузнецов:
В 2023 году мы провели фестиваль «Баржа live» при поддержке гранта от Президентского фонда культурных инициатив. Мероприятие само по себе достаточно затратное, а получится ли у нас выиграть этот грант еще раз – мы не знаем, хотя точно попробуем. Будем искать новых партнеров и инвесторов. Все потому, что ульяновцам понравилось: люди просят еще, и мы просто не можем не продолжать. Сделаем все возможное, чтобы следующая «Баржа Live» стала еще громче и интереснее.