Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

Модный приговор

Мир не стоит на месте. Каждый год приносит новые тренды, которые порой оказывают незначительное влияние на наши будни, а иногда кардинально меняют всю жизнь, буквально переставляя привычные вещи с ног на голову. Вместе с экспертами разбираемся в том, что сегодня происходит на модном рынке страны и региона.

Фото: freepik

Безусловно, самая прямая ассоциация со словом «мода» – это гардероб. Неудивительно, что именно он так чувствителен к любым колебаниям в мире. И на содержимое наших шкафов влияют вовсе не модные дома «с именем». Они лишь искусно воплощают в жизнь тренды, которые возникают где-то в глубине общества, помогают давно назревшим идеям найти свой физический облик. И это настолько нам откликается, что каждый год мы с удовольствием подхватываем новые модные явления, как бы подтверждая: да, это действительно то, что я чувствую и люблю в данный момент.

Метаморфозы отрасли

За последнее время Россия ощутила сильный удар по всей модной индустрии. Мировые бренды ушли из страны, усложнились логистические связи, а цены выросли так, что удивились даже бывалые шопоголики. И хотя 2023 год уже показывает отличные результаты в сфере легкой промышленности, по итогам 2022-го статистика в полной мере отразила нестабильность ситуации.
За 12 месяцев поставки одежды и обуви из стран Евросоюза снизились на 39%. Германия, которая всегда являлась крупнейшим поставщиком в фешен-отрасли, завезла нам на 22% меньше вещей, чем годом ранее. Похожие результаты дали Франция, Польша и Финляндия. Зато Турция, занимавшая шестое место среди торговых партнеров России, вдруг поднялась на второе место. На первом, конечно же, был и остается Китай.
Но российские производители оперативно воспользовались ситуацией на рынке, с готовностью протянув руку модной помощи растерянной аудитории.
Надежда Коржевина, сертифицированный персональный стилист, отмечает, что после ухода западных брендов носить одежду отечественных дизайнеров стало настоящим трендом: они уже достаточно укрепились в нише, которую раньше занимали европейские поставщики, и в сердцах покупателей. Это даже стало стимулом для многих производителей перейти не просто в новую ценовую категорию, а обрести заветный статус люкс-бренда.
Наглядным примером этого явления Надежда называет путь магазина одежды и аксессуаров 12 STOREEZ, который меньше чем за год покинул средний сегмент, покорив куда более искушенного потребителя.

Серьезно прибавил и отечественный массмаркет. По оценкам экспертов компании Fashion Consulting Group, в 2022 году крупнейшие представители фешен-ретейла – Gloria Jeans, Melon Fashion Group, Familia, Kari и «Спортмастер» – нарастили продажи на 15-25%. Вырос локальный бренд Dorogobogato, который стал известен широкой аудитории под именем Noun. С осени 2022 года производитель вырос в 2,5 раза! Магазин этого бренда открылся и в ульяновском «Аквамолле» на месте ушедшего Pull&Bear. Похожие истории повторяют и другие компании, сумевшие вовремя откликнуться на спрос российских модников.
Местные производители успешно продвигаются через модные альянсы – объединения и шоурумы, которые предлагают покупателям целый комплекс продуктов от перспективных дизайнеров.
В продвижении начинающих игроков на рынке помогают и маркетплейсы. Так, Lamoda запустила на своей платформе раздел «Шоурум» специально для отечественных брендов. Только за I квартал 2023 года спрос на них вырос на 168%.


Ткани, нитки и другое

Российская легкая промышленность в данный момент продолжает переживать трудности оптимизации швейных производств. Эксперты отмечают: проблемы две. Во-первых, на фоне санкционных ограничений в страну перестали завозиться техника и запчасти для европейского оборудования, которое уже внедрено в большинство фабрик. При этом почти 60% оснащения по всей России находится в эксплуатации более 10 лет. А во-вторых, отрасль испытывает критическую нехватку кадров.
Гораздо меньшей проблемой стал импорт сырья. Практически 95% тканей, фурнитуры и ниток появляются на прилавках отечественных магазинов благодаря импорту, однако Европа никогда не являлась основным поставщиком этих товаров.

Ирина Малова, креативный директор и совладелица авторского ателье KUZINA, отмечает, что сегодня, как и прежде, большинство российских производств работает с китайскими и турецкими тканями. Куда реже отечественные бренды закупают итальянское сырье. Чаще всего такие поставки использует люкс-сегмент, который, как известно, в России практически не реализуется.
Говоря о вопросе массового выпуска одежды и о сопутствующих рисках, Ирина заметила, что порой готовые изделия действительно теряют свое качество, но не из-за материалов, а на фоне увеличения объемов производства. Однако этот тренд не является исключительной особенностью времени и тем более только легкой промышленности: проследить такую закономерность можно абсолютно в любых направлениях бизнеса.

Что нового в одежде?

Тренды стиля – это всегда отражение существующей действительности. Что же привлекает потребителей сегодня?
• Минимализм. Находясь в круговороте информации, которая давит на нас буквально отовсюду, мы стремимся поддерживать порядок в доступном пространстве. Один из способов – снижение визуального шума. Пестрота, буйство красок и объемный рельеф отходят на второй план. И хотя в весенне-летние периоды в гардеробе неизбежно появляются цветочные узоры и яркие элементы, преимущество остается за минимализмом: пара цветов, изящная геометрия и ничего лишнего.
• Комфорт. В 21 веке мир моды наконец стал снисходителен к своим верным последователям. И на смену суровым стандартам, следование которым всегда считалось обязательным, пришел тренд на удобство. Да, сегодня красота – это в большей степени комфорт и практичность.
• Экологичность. «Зеленая» повестка – это один из самых горячих трендов последних лет. Ткани из переработанных материалов, отказ от использования лабораторных животных и осознанное потребление – это настоящая философия, которую разделяют тысячи людей по всему миру, а бренды с удовольствием используют в работе, повышая свою репутацию и формируя позитивный имидж.
• Эстетичная подача. Внимание производителя – это не только качество продукта, но еще и его оформление. Выглаженная ткань, красивая упаковка, открытки и бонусы от продавца – это клиентоориентированность, которая действительно стимулирует лояльность клиентов.

Говорить о мимолетных тенденциях сезонной моды сейчас вряд ли имеет смысл: уж очень они быстротечны. Но стоит отметить, что одежда с каждым годом становится все более универсальной, удобной и практичной. Дизайнеры и их аудитория, наконец, достигли взаимопонимания в главном: красота и мода должны упрощать жизнь потребителей, а не делать ее сложнее.


Модный офис

Формальный образ, как и другие комплекты одежды, обретает все более свободный характер. Люди переосмысливают свой повседневный, деловой и праздничный гардероб, приближая стиль к единообразию. Ведь хорош тот костюм, который подходит под любой повод!

Сохраняя классические черты, офисный образ меняет фасоны, но оставляет за собой свою главную задачу: демонстрировать серьезное отношение своего носителя к рабочим делам и уважение к партнерам.

Наталья Темиралиева, международный стилист-имиджмейкер:

– Деловая мода и правда стала более расслабленной. Это связано с последней тенденцией: сейчас стало много работы на удаленке. Фрилансеры повсюду! При этом для офисного дресс-кода некоторые правила остаются без изменений. Однако если раньше, например, был популярен жакет по фигуре, то сейчас это пиджак с широкими плечами или оверсайз с небольшими декоративными элементами. Низ – уже не юбка-карандаш, а более удлиненная и интересная модель. Коэффициент консервативности однозначно уменьшается. Так, молодые девушки могут себе позволить даже сочетания жакета с кроп-топами.

Надежда Коржевина, сертифицированный персональный стилист, называет тейлоринг, то есть использование костюмных элементов в повседневном образе, одним из основных трендов современности. Популярны брюки, юбки и бермуды. А жилет или полноценный костюм-тройка стали практически обязательными элементами гардероба в 2023 году.

Комбинезон для хорька

По всему миру невероятными темпами увеличивается интерес к здоровому образу жизни. Вот где мода оказалась поистине непредсказуемой! Лишь за последний год, по данным опроса ВЦИОМ, каждый второй россиянин стал чаще употреблять полезную пищу. Треть начала заниматься спортом и регулярно посещать врачей. Люди признаются, что, изначально следуя интересному тренду, они понимали, что следование принципам ЗОЖ не влечет появления неудобств, а, напротив, вносит системность в каждый день. Появляется больше сил, а прежние пищевые привычки перестают быть привлекательными.
В пользу природы работают над собой не только производители продуктов, но и потребители. Горожане стараются сокращать отходы и экономить воду, отказываются от пластиковых упаковок и пакетов. Понимание и принятие своей ответственности за благополучие окружающей среды – это еще одно направление моды на осознанность.
На подъеме сейчас находятся гастрономические тренды. Стритфуд становится более полезным: больше зелени, меньше калорий. Интересуется широкая аудитория и вегетарианскими блюдами, которые оказываются вовсе не такими безвкусными, как многим казалось ранее.
Фуд-тренды последних лет помимо здоровой пищи открывают для гурманов еще и национальные блюда, например, грузинские и азиатские. Даже в Ульяновске эти два направления занимают лидирующие позиции в рейтинге пищевых предпочтений горожан.
Не отстают от современных модников и их питомцы. Сейчас в каждом городе есть хотя бы несколько груминг-салонов, где кошкам и собакам мастера с удовольствием окажут услуги не только по уходу за шерстью, но также по окрашиванию и созданию креативных образов. Блестки, необычные и яркие прически у любимых многими «карманных» йорков стали действительно популярны. Однако кинологи отмечают, что креативный груминг может быть вредным для животных, и рекомендуют придерживаться умеренных взглядов на внешность питомцев. Ведь чтобы не травмировать пушистых спутников, их можно просто красиво одеть! Ассортимент вещей может быть действительно поразительным: подобрать стильный комбинезон или шлейку можно не только для кошек и собак, но даже для крыс и хорьков.

Красота – это тренд
Следует отметить, что моде подчинена и сфера косметологии. Всего пару лет назад все были в полном восторге от возможности увеличить губы, исправить нос или сделать голливудские скулы, а сейчас клиники отмечают спрос на удаление филлеров и восстановление естественной красоты.
Маркетплейсы подчеркивают, что популярными стали приборы для домашнего использования. Гаджеты, способные закрыть базовые потребности кожи без обращения к специалистам, действительно существуют, хоть и не всегда оказываются в должной мере эффективными. Зато в салонах оказались крайне востребованы процедуры, направленные на сохранение молодости, восстановление эстетического и физиологического баланса в организме. И, что немаловажно, горячим трендом сегодня стала безопасность: клиенты теперь не стесняются уточнять у врача все вопросы, касающиеся его образования и лицензий, а сами косметологи понимают и принимают ответственность за последствия проводимых процедур.

О косметических тенденциях «ДО» рассказал Александр Арунов, профессиональный визажист, парфюмерный стилист и beauty-эксперт:
– До ухода с рынка мировых брендов российские производители декоративной косметики и косметики по уходу за кожей были известны лишь в профессиональных кругах. Зато сейчас даже дома на полках потребителей косметики можно встретить бренды made in Russia.
Особый стремительный рывок в индустрии красоты сделал сегмент «макияж». Многие наверняка заметили, что, например, знаменитая тушь Cabaret от Vivienne Sabo, которая производится в России, ничем не уступает по качеству туши от премиальной косметики Gucci. Но самым ярким и громким прорывом в индустрии красоты в этом году стал бренд SHIK от топ-визажиста Натальи Шик, которая со скоростью света выпускает новинки декоративной косметики. Успех уже вдохновил предпринимательницу на строительство в Новосибирске большого завода Shik Cosmetics.
Интересный концепт у бренда Russian Beauty Guru, который делает яркие и необычные коллаборации с известными российскими визажистами. Например, в 2023 году бренд вместе с Сафи Коваленко выпустил «литературную» палетку для макияжа «Ай да Пушкин!», посвятив ее гению русской литературы.
Если говорить в целом о развитии индустрии красоты, то можно сказать точно, что без ухода и красоты мы точно не останемся. Российские бренды косметики развиваются, продукция пользуется спросом и уже составляет хорошую конкуренцию зарубежным аналогам.

… Что готовит для нас завтрашний день? Можно сделать выводы, лишь бросив мимолетный взгляд на мир моды сегодняшний. Он наглядно демонстрирует, как наше общество избавляется от старых стандартов, норм и оценок. Свобода быть собой – это один из главных трендов, который будет с нами еще много лет.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: