Деловое обозрение Первый ульяновский журнал для бизнеса и о бизнесе

КЛИЕНТ ВСЕГДА ПРАВ?

Потребители все чаще объявляют купленные товары некачественными, отказываются мирно решать споры с продавцами и производителями и подают на них в суд. Явление получило название «потребительский экстремизм».

Freepik: fabrikasimf

Закон "О защите прав потребителей Российской Федерации" является одним из самых потребителенаправленных в мире сразу после аналогичного закона США. При этом, права предпринимателей в нем не прописаны четко, или могут пониматься двояко, в связи с чем наблюдается значительный правовой перекос. Необоснованное желание возврата товара без дефектов, умышленная порча товара – потребители всячески стараются засудить компанию, получив максимальную прибыль. Согласно статистике Роспотребнадзора, количество жалоб ежегодно увеличивается на 10%. Суды чаще встают на защиту экономически слабой стороны – потребителя.

Недавний яркий пример - в приложении московского ЦУМа произошла ошибка, из-за чего цены на люксовые вещи варьировались от десяти до пары сотен рублей. Один из пользователей приложения воспользовался шансов, приобретя 19 предметов одежды по суммарной стоимости в 846 раз дешевле реальной. Магазин попытался отменить покупку, но Верховный суд встал на сторону покупателя, ссылаясь на закон и невозможность продавца отменить сделку в одностороннем порядке.

"Фиксация цены происходит в момент заключения договора между покупателем и интернет-магазином, который определяется моментом оформления заказа. Изменить цену, объявленную в момент оформления заказа, продавец в одностороннем порядке не вправе", - пояснили представители суда.


Екатерина Калашникова

бизнес-юрист

На сегодняшний день все чаще предприниматели сталкиваются с проблемой потребительского экстремизма.

Что же это такое?

Потребительский экстремизм - заведомо подготовленное поведение клиента получить выгоду, манипулируя Федеральным законом «О защите прав потребителей» в корыстных целях. К сожалению, заранее нельзя предугадать, столкнешься ли ты с такой ситуацией. Важно уметь различать, когда в действительности нанесен вред, ущерб.

Как же предпринимателю заранее обезопасить себя?

1. При оказании услуги важно заранее обговорить результат, который будет прописан в Вашем договоре. Также подписывайте акты по окончании выполненных услуг с указанием, что у клиента нет претензий к качеству и объёму работы. Подписанный без замечаний акт защитит от претензий по видимым недостаткам.

2. Опишите подробное описание Вашего продукта, товара, услуги, важное уточнение - всегда проверяйте цену товара (если услуга или товар продана в кредит, то прописываем сумму с процентами)!

3. Соблюдайте сроки выполненных работ, в случае если сроки смещаются, то письменно уведомляйте о продлевании.

4. Все соглашения оформляйте письменно, обязательно с подписью клиента.

5. Возврат товара делайте только по заявлению клиента, а на выдачу денег из кассы оформляйте чек, в этом случае обманщик не сможет получить денежные средства повторно.

В случае, если все же ситуация дошла до суда, то в защиту предпринимателей действует ст. 10 Гражданского кодекса о запрете злоупотребления правом. Единого механизма по разрешению данных ситуаций нет, поэтому каждый сам выбирает, как ему действовать в данной ситуации, но важно быть подготовленным к любым исходам.

Войти с помощью учетной записи uldelo.ru


Войти с помощью аккаунта в социальных сетях: