Ульяновск-Кения. Полгода на экваторе
- Наталья, каким ветром вас занесло в далекую Африку?
- Это путешествие в Кению для меня не первое, моя дочь с семьей здесь живет уже семь лет, и я с 2017 года к ним прилетаю. В 2023 году мой визит в Кению растянулся на долгих полгода: дочь родила второго ребенка, и я помогала ей с новорожденной внучкой.
- Как вы добирались до сердца «черного» континента?
- Да уж, путь неблизкий. Прямого сообщения у России с Кенией нет, поэтому за двое суток я совершила четыре перелета, прежде чем попасть в Кисуму, где живут мои дети. Это третий по величине город в Кении, но никто точно не знает, сколько там жителей: в стране, где очень много трущоб, сложно с переписью населения. Люди рождаются, умирают, не имея никаких документов абсолютно. Также и в Найроби, столице Кении, есть район трущоб, где предположительно (!) проживает миллион человек. И такие районы есть по всей стране.
- Помните свое первое впечатление от Кении?
- Конечно, меня поразило, что это страна контрастов, разница между социальными слоями населения - огромная. Вот, честное слово, в России такого нет. А там, даже в столице супербогатый современный дом может соседствовать с домиком из каких-то палок и замазной глины. И поначалу это очень шокирует.
- А что восхитило?
- То, что люди кажутся довольными жизнью, несмотря на то, что они не знают, что с ними будет завтра. Мои дети – миссионеры, помогают людям, живущим в районе трущоб, и там все такие приветливые, улыбаются даже встречным, у них так принято.
Кисуму - достаточно современный город-порт, по численности примерно, как Ульяновск. Там есть знаменитое озеро Виктория, про которое мы слышали еще в школе, самое большое пресноводное озеро Африки, граничащее с тремя странами. Так вот мы жили прямо на берегу, до озера идти минут десять.
- Купались?
- Нет, оно, к сожалению, очень грязное, но местные купаются, конечно. В озере много крокодилов, гиппопотамов. Мы были на ферме гиппопотамов, видели их достаточно близко, когда они выходили на берег.
- Бегемоты считаются самыми опасными животными в Африке…
- Да, мы слышали про их нападения на людей, были жертвы. Эти животные это очень быстрые и сильные. Так-то они достаточно смирные, - нападают, если чувствуют агрессию.
- А с какой реальной опасностью вы сталкивались на экваторе?
- Если из животных, то это змеи: вода в Кисуму близко, на озере есть болотца с большими территориями папирусов, которые растут, как наши камыши. Там тепло и влажно, поэтому много варанов, змей, они порой заползали в дом, и ребята их ловили.
Обезьяны тоже достаточно опасны, даже маленькие мартышки агрессивны, если собираются в стайки. И если видят у тебя еду, то могут напасть, надо всегда быть настороже.
Еще одна напасть - малярийные комары, малярией в Кении болеют часто, как у нас ОРЗ. В семье дочки несколько раз переболели малярией, главное, ее вовремя диагностировать, она лечится обычным парацетамолом.
Но так как медицина в Кении вся платная, а у местных жителей просто нет денег на лечение, то в больницу они не идут. А если и обращаются, то на поздней, запущенной стадии с очень высокой температурой, когда требуется уже переливание крови. В противном случае человек просто сгорает от заражения крови.
- Как вам уровень африканской медицины?
- Нормальный, если у тебя есть деньги. Например, роды стоят тысячу долларов, для большинства кенийских женщин непреподъемная сумма.
Врачи там есть хорошие, многие учились в России и очень тепло отзываются о нашей стране.
- Была ли у вас акклиматизация и вообще, как вы переносили африканскую жару?
- Никакой особой акклиматизации не было: я прилетела в Кению в конце февраля, во время сезона дождей. Температура была – как у нас летом, 25-26 градусов, днем немножко облачно, а по ночам дождь.
Сложнее было, когда я прилетела в Россию в августе, когда в Африке было очень жарко. И я в Ульяновске мерзла при 33 градусах.
- С какими достопримечательностями Африки вы познакомились?
- Конечно, дочка постарались мне показать страну, как можно больше. За эти полгода я много где побывала: ходила в горы, видела водопады, забиралась в джунгли, ездила на Индийский океан, на коралловые рифы – это настоящий рай для дайверов. Я посмотрела знаменитые кенийские национальные парки, где животные находятся в свободном выгуле. Впечатлил жираф-центр, где можно погладить, покормить животных, а также приют для слонят, которые остаются без родителей. Их там выхаживают, и любой может заключить контракт, выступив спонсором конкретного слоненка, стоит это 50 долларов в месяц. Потом тебе присылают на почту отчеты, как там твой «воспитанник» живет, растет. Потом подросшего слона выпускают на волю.
Там, где мы были, очень красивая природа, кругом зелено, едешь по дороге, а вокруг - лиственный лес, даже не верится, что ты в Африке.
А еще меня поразило, что те растения, которые у нас растут в горшочках, и мы их холим и лелеем, там просто гигантских размеров. Лист монстеры - с меня ростом!
Вообще, в Кении очень много интересных мест, заметила, что время там пролетает, как один миг, вообще не замечаешь.
- А связь с российскими клиентами не теряли?
- Моя работа позволяет работать из любой точки планеты, и в Кении я работала тоже, тем более там время московское и очень хороший интернет - 4-5G. Я купила местную симку, роутер и работала абсолютно без проблем, правда, немножко сократила количество контрактов.
- Много ли в Африке наших соотечественников?
- Вообще, белых людей в Кении достаточно много, там есть английские колонии, очень большие диаспоры индусов.
Мы ездили на Момбасу - известный курорт на океане, там туристы со всего мира – китайцы, американцы, немцы, но и там я ни разу не встретила русских.
Многие, кого я встречала, знают Россию, Москву, относятся к нам нормально, ни разу не сталкивалась с негативным отношением.
- Были ли сложности с языковым барьером?
- В Кении два национальных языка – суахили и английский, который унаследован от колониального периода, он принят во всех присутственных местах. И местные жители общаются с белыми по-английски. Так что мое скромное знание языка из школьной программы выручало. Однажды мы с маленьким внуком опоздали на самолет в Найроби, и я смогла объяснить сотрудникам аэропорта о своей ситуации. Нам помогли.
- Были ли у вас проблемы с едой?
- Нет: в славянской диаспоре, где живут мои дети, есть обученная девушка, которая всем готовит привычные блюда – борщ, блинчики, плов…
Хочешь - готовь сам: все продукты есть в супермаркетах, они там огромные. Вопрос, сколько стоит. Очень дорогие молочные продукты – молоко, сметана, творог, и еще в магазинах, в кафе нет свинины, - только баранина, говядина, курица.
В Кении живет много разных конфессий, и почему-то на государственном уровне потребление свинины в общественных местах не приветствуется. Хотя люди, живущие в частных домах, держат свиней.
В общем, никакого пищевого дискомфорта не испытывала, единственное, там нет зеленого и травяного чая, который я люблю, там чай только черный, очень крепкий, насыщенный. Мне он не зашел.
- А что еще едят местные?
- Основа их рациона – бобовые, из них часто делают похлебку. Популярный продукт - трава сукума, похожая на шпинат, кенийцы ее режут мелко, пережаривают, остренькую, с соусом из томатов.
Еще одно местное блюдо – угали, приготовленное из кукурузой муки. Тесто варят, потом отламывают куски и едят, макая в соус. Какой-то особой пищевой ценности это не несет, но набить желудок – самое то.
И, конечно, в Африке очень много тропических фруктов, они дешевые и вкусные. Около нашего дома растет банановая роща…
- Что привозите детям из России?
- Черный хлеб, булочки, потому что там этого нет, максимум - тостовый хлеб. Еще обязательно селедку и скумбрию – соленую, копченую. Сало. Медикаменты (в кенийских аптеках лекарства дороже).
Обратно везу, конечно, фрукты, - манго, авокадо, маракуйя… Орешки макадамия и, конечно, чай и кофе: Кения - страна-экспортер чая и кофе, а также роз. Вот это три основных источника их экспорта.
В стране огромные количество теплиц, где выращивают знаменитые кенийские розы, которые экспортируются и в Россию тоже.
Я побывала и на чайных плантациях, и на кофейных, видела весь процесс производства кофейных зерен – от сбора до обжарки.
В Кении мне пришлось поменять гардероб: та летняя одежда, которую я привезла с собой, как выяснилось, совершенно не подходит для здешнего жаркого климата.
К счастью, в местных магазинах и на рынке можно купить недорого, в том числе, из стоковых коллекций, неплохие брендовые вещи. Стоит это буквально копейки.
- Наталья, рекомендуете ли вы ульяновским туристом посетить Кению?
- Да, конечно, это очень интересное место, которое сильно отличается от привычных туристических направлений – Турции, Египта.
Главная достопримечательность Африки – ее уникальная природа, а Кения – одна из лучших стран для сафари. Здесь много национальных парков, где можно близко подойти к животным или даже потрогать их, - они в принципе уже привыкли к наплыву туристов.
Национальный парк есть и на океане, на коралловых рифах. Там можно нырять и смотреть разных морских животных.
Жираф-центр вообще бесподобен, на его территории расположен небольшой отель, где на завтрак к тебе на террасу приходит жираф. Номер стоит 500 долларов за одну ночь, но там все расписано на 6 месяцев вперед, попасть туда непросто.
Отмечу, что отельная база в Кении на любой вкус и цвет, много сетевых гостиниц, нет проблем с такси. И вообще, утверждение о том, что Африка - это что-то совсем бедное, страна третьего мира, - не более, чем миф. Нет, Кения достаточно развитая, цивилизованная страна, которая за последние годы сильно рванула в развитии.
Мы ездили на гейзеры, где бьют горячие источники, так вот это абсолютно европейский спа-комплекс с высоким уровнем сервисом, не веришь своим глазам, что ты в Африке.
Конечно, путешествие туда недешевое, достаточно дорогие билеты на авиаперелет. Кроме того, для туристов, особенно для европейских, в индустрии развлечений - другой прайс. Так, стоимость билетов в национальный парк для местного жителя и туриста будет разной.
Повторюсь, Кения - страна контрастов, и если вы хотите посмотреть на «оборотную сторону медали», походить по трущобам, то желательно в сопровождении местного гида и днем.
Лично я постоянно жить там вряд ли смогла: мне не хватало весны в мае, я скучала по российской зиме.
- Опишите Кению в трех словах!
- Солнце, океан, улыбки.
Фото Татьяна Задорожняя, Наталья Алякина