€ 105,49
$ 96,10
¥ 13,50
От сети до скандала
Фото: yanalya, freepik.com
Вначале была «Дока»
Франчайзинг – модель масштабирования бизнеса за счет привлечения партнеров (франчайзи). Франчайзер передает необходимые инструменты для осуществления коммерческой деятельности, с помощью которых другой предприниматель ведет деятельность под его брендом. Под франшизой понимаются нематериальные активы, которые франчайзер передает новому партнеру. В первую очередь это товарный знак и ноу-хау. Остальное – регламенты работы, программные продукты, дизайн-проект, брендбук и иная интеллектуальная собственность – опционально.
Популярнейшей сферой среди франшиз является общественное питание – все наверняка знают про самую большую в мире сеть ресторанов McDonald's. Первые франшизы в России были проданы компаниями «Дока-Пицца» и «Дока-Хлеб» в конце 90-х годов прошлого века, первая иностранная франшиза – корпорацией «Баскин Роббинс».
Однако постепенно вектор интереса среди франчайзи смещается. Самой популярной франшизой этого года стал маркетплейс Ozon, в настоящее время насчитывающий больше 25000 точек сети. Такой массовый интерес связан, прежде всего, с низким порогом входа. Отсутствуют роялти и паушальные взносы, из инвестиций – только приобретение некоторой мебели и оборудования, ремонт арендуемой точки (по необходимости). Максимальное количество новых торговых и сервисных точек в 2023 году открылось в таких нишах, как медицинские услуги, пункты выдачи заказов торговых сетей и маркетплейсов, а также детские образовательные и досуговые центры.
– В нашем направлении (франшиза частных детских садов и центров) сейчас достаточно много позитивных изменений, – комментирует Елена Мингова, основательница франшизы детских садов «Космо Кидс». – Во-первых, потребительский спрос растет в последнее время очень активно, даже в регионах, не говоря уже о крупных городах. Во-вторых, родители могут оплачивать пребывание в лицензированном частном детском саду средствами маткапитала, что расширяет наш рынок и дает возможность отдать ребенка в частный сад даже родителям с невысокими доходами. Из минусов – не все потенциальные франчайзи понимают специфику нашего направления и необходимость высокого уровня вовлеченности в работу.
При всех возможных рисках наблюдается настоящий «франшизный бум»: инструмент дает определенные гарантии начальной узнаваемости и возможности быстрого получения первичного потока клиентов. Сейчас эксперты отмечают, что от российских производителей часто поступают запросы на «упаковку франшизы» для продвижения и масштабирования компании. Расширение франчайзинговых сетей новых брендов, которые смогли успешно выстроить бизнес-процессы, может стать главной тенденцией текущего года.
– Рынок франшиз в России на сегодня один из самых бурнорастущих в мире – каждый год он растет на 15–20%, – рассказывает Виктор Ляшевский, автор книги «Франшиза на 360°. От покупки готовой до создания собственной», международный эксперт по франчайзингу. – И понятно, почему так происходит: при самостоятельном старте бизнеса через 1–3 года выживают только 5–15% компаний, при работе по франшизе – 40–60%. То есть люди покупают франшизу как бизнес с большей вероятностью успеха. При этом у рынка еще и большой потенциал роста. Сейчас в РФ доля франчайзинга в ВВП – около 1,7%, в то время как в среднем по миру 4–6%. И по мере ужесточения конкуренции, роста инфляции все больше людей будут покупать франшизы. Стоимость франшизы сейчас имеет достаточно большой разбег. От 150 000 до 4 000 000 руб. в сфере услуг, до 15 млн руб. и более в сфере общественного питания, и зависит зачастую от бренда и поддержки франчайзера. Окупаемость вложений напрямую зависит от сферы деятельности и от инвестиций при открытии бизнеса. При инвестициях в 1,5–3 млн руб. окупаемость может быть до полугода; если во франшизу вкладывается от 3 млн до 5 млн руб., окупаемость составляет до года. Окупаемость франшиз с начальной инвестицией от 5 млн рублей в зависимости от сферы деятельности – до трех лет.
Юридические тонкости
В российской практике франчайзинга существуют два классических вида договора. Если в составе франшизы присутствует товарный знак, то заключается договор коммерческой концессии. Если же нет, то лицензионный договор. По нему передается либо коммерческое обозначение, которое еще не зарегистрировано в качестве товарного знака, либо логотип. А по договору концессии отношения можно строить только с индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями. Также договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в Роспатенте, из-за чего увеличивается цикл сделки.
– Если вы запустили франшизу без товарного знака, необходимо все равно зарегистрировать его в дальнейшем, – рассказывает Рамиль Бейдуллаев, руководитель отдела направления интеллектуальной собственности и коммерческих споров юридической группы «Совет». – В противном случае потом могут возникнуть проблемы, из-за которых пострадает вся ваша сеть. Например, бренд, похожий на ваш, уже существует у конкурента или появится в будущем. И тот человек, который первым зарегистрирует товарный знак, сможет обязать другого произвести ребрендинг, взыскать компенсацию как с конкурента, так и с его партнеров. Дополнительно франчайзеру придется нести убытки в виде тех компенсаций, которые окажутся наложены на франчайзи.
Классические виды договоров и договор коммерческой концессии ни в коем случае нельзя использовать для возмездного оказания услуг, потому что существуют риски расторжения и потери денег. Согласно законодательству, по договору возмездного оказания услуг оплата производится только за фактически оказанные услуги, поэтому в любой момент заказчик, то есть франчайзи, может отказаться от дальнейшего исполнения договора и не платить роялти.
Как подписывать договоры дистанционно?
Заключать договор дистанционным способом возможно, но, чтобы не возникло риска обращения франчайзи в суд с требованием о признании договора незаключенным или недействительным, необходимо соблюсти основные правила:
– Во время подписания в самом договоре предусмотреть, что допускается дистанционное заключение;
– Зафиксировать в договоре контактные данные сторон, например, адреса электронной почты;
– Осуществить обмен документами по указанным в договоре адресам электронной почты.
Однако стоит помнить, что даже если изначально договор коммерческой концессии был заключен в электронной форме, затем его дополнительно придется подписать в бумажном виде. Это связано с требованием о регистрации договора и обязательным предоставлением только оригинального документа. В случае отсутствия регистрации передача права использования франшизы считается несостоявшейся.
Преимущества, которые получают стороны при регистрации договоров:
– Франчайзер может участвовать в ведущих рейтингах франшиз, подсчет которых основывается на количестве зарегистрированных договоров коммерческой концессии. Например, РБК делает свои рейтинги, используя те данные, которые существуют в публичном реестре.
– Становится проще подтвердить стоимость франшизного бизнеса при инвестировании в него или в случае продажи, поскольку инвестор будет видеть, что те договоры коммерческой концессии, которые передаются, зарегистрированы, а значит, действительность отношений не вызывает сомнений.
– Франчайзи сможет беспрепятственно согласовывать наружную вывеску, арендовать помещение в торговых центрах и продавать на маркетплейсах. Например, сейчас запрещено размещать вывески на иностранных языках без товарного знака. Но если словесный элемент зарегистрирован, это положение в законодательстве не работает.
– Реализуется право на субсидии, предоставление которых зависит от регистрации договоров коммерческой концессии.
По обе стороны франчайзинга
Основным плюсом франчайзинга является то, что это менее затратный способ масштабирования бизнеса, чем открытие филиалов. Аренда и ремонт помещений ложатся на плечи франчайзи. Также к плюсам относятся:
– Высокая скорость развития сети силами партнеров;
– Франчайзи за возможность использования нематериальных активов выплачивают роялти. То есть можно зарабатывать на своем бренде пассивно;
– Обязанность франчайзи работать по стандартам сети. Это вклад в узнаваемость бренда;
– Имущественная автономность франчайзи. Если развитие идет по филиальной системе, вся выручка учитывается в налоговой системе, соответственно, налоговая нагрузка на бизнес увеличивается. А франчайзи – это самостоятельные предприниматели, которые ведут самостоятельный учет своей выручки.
Однако без минусов во франчайзинге, как и в любом другом секторе бизнеса, тоже не обходится. Ульяновский предприниматель Алексей Сергеев, экс-владелец бургерной «Краснодарский парень», рассказал о своем опыте работы по франшизе:
– Паушальный взнос на момент вхождения во франшизу «КП» стоил 350 тыс. рублей. Согласно условиям, туда входили обучение персонала, технологические карты, дизайн проекта, помощь с открытием. То есть выглядело все так, будто мы приобретали уже практически готовое заведение. Разумеется, не считая оборудование и иных расходов – всего предполагались инвестиции в размере около 2 млн рублей. При этом владельцы франшизы настаивали, что бренд будет настолько успешным, что точка не обязательно должна находиться на первой линии, достаточно самого имени для узнавания среди посетителей. От себя скажу – это далеко не так, проходимость важна, а в Ульяновске проблема с удачными местами первоочередная. Вторая – проблемы с персоналом. Впрочем, и с той, и с другой справиться удалось, куда хуже вышло с пандемией. Обороты упали в четыре раза, при этом сопутствующие расходы, в том числе роялти франчайзеру в размере 4% от выручки, никуда не делись. Слышать о проблемах никто не хотел и не собирался, решать их как-то – тоже. Все предложения по семинарам, обучению поваров шли от нас, а не от владельца франшизы. То есть фактически получателем выгоды оказался только владелец франшизы, в то время как все текущие проблемы приходилось решать самостоятельно. Сейчас с высоты своего опыта могу посоветовать одно – входя в новую для себя сферу, постарайтесь узнать о ней больше. Не торопитесь с покупкой франшизы, уточняйте все детали. И разумеется, внимательно изучайте все договоры: что полагается вам, как франчайзи, что получит от вас продавец, какие форс-мажоры предусмотрены. Иначе можно столкнуться с исковыми заявлениями и потерять много денег и времени.
Солидарен в этом мнении и Виктор Ляшевский.
– Основная проблема – «франшизы-пустышки», концепции, которые только называются франшизами, а в реальности не дают ни поддержки, ни отработанной бизнес-модели, ни технологий работы. В практике уже много примеров, когда франчайзи просто теряли деньги, а потом приходилось судиться с горе-франчайзерами. Есть даже целые команды, которые выдают по 2–3 таких «франшизы» в месяц и продают их по 50–60 тыс. рублей. Поэтому каждый, кто покупает франшизу, должен ответственно подходить к выбору партнера: сравнивать несколько брендов, созваниваться с их действующими франчайзи, самостоятельно проверять финансовую модель. Не стоит забывать о минусах для владельцев франшиз. По статистке 75% франчайзеров закрывают франшизное направление в течение 3 лет работы. Франчайзинг – хоть и перспективный, но специфический бизнес со своими нюансами. Нужно продумать, как удержать франчайзи, чтобы он не начал вести бизнес без франчайзера, не платя тому роялти; нужно отстроить систему контроля, чтобы франчайзи не снижали качество продукта и сервиса; нужно отточить систему выбора подходящих франчайзи; нужно детально проработать разделение обязанностей между франчайзером и франчайзи. Только тогда получится построить успешную франшизу, способную расти на протяжении долгих лет.