Время новых путешествий
Фото: freepik
Уровень цифровизации в туристической сфере считается высоким, однако на семинаре-совещании «Цифровизация туристской отрасли в РФ», прошедшем 30 января 2024 года в Совете Федерации, были выделены аспекты, требующие улучшения. Представители регионов и участники рынка отметили, что хотя многие регионы уже имеют свои собственные инициативы по цифровизации туризма (порталы и мобильные приложения, где есть информация о достопримечательностях, маршруты и формы для покупки билетов), они все работают по-отдельности, что не всегда удобно для туристов.
В процессе разработки требований к интеграции и внедрению цифровых туристических ресурсов важно учитывать российское законодательство в области туристических услуг. В том числе, интеграцию с реестром экскурсоводов и гидов-переводчиков, классификацией объектов размещения, а также реестром туроператоров и турагентов.
Леонид Бойничев, руководитель компании «БЕРСО»:
- Из современных IT-инструментов в туризме можно выделить специальные сервисы, которые благодаря гео-локации позволяют сделать срезы по посетителям определенных мест и территорий. Например, такие сервисы, как гео-курсор или VK Predict. Они направлены на анализ туристических потоков и позволяют делать выборки целевой аудитории по полу, возрасту, времени посещения и даже по интересам и психографическим параметрам. Они помогают выявить приоритеты для туристов в конкретном городе, определить основную целевую аудиторию, разработатьпо нее маркетинговую стратегию, определить транспортную и пешеходную доступность прописать схемы передвижения, сформировать новые направления для развития инфраструктуры.
В сфере туризма уже присутствуют значительные усилия по цифровизации, поддержанные государственными и технологическими решениями. Важными шагами стали поправки к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», которые предполагают возможность электронного обмена информацией между туроператорами, турагентами и туристами. Также в нем закреплена процедура выдачи электронных путевок. Для защиты прав туристов и усиления государственного контроля в 2023 году была введена государственная информационная система «Электронная путевка».
Вадим Палий, сооснователь и генеральный директор девелопера и управляющей компании «Материя»:
- Массивы Big Data и аналитика стали все чаще применяться для прогнозирования спроса, управления ценами, персонализации предложений, а также для оптимизации маркетинговых кампаний и управления отелями.
Интернет вещей (IoT) – внедрение «умных» устройств и систем в отелях и курортных зонах – повышает комфорт гостей, улучшает управление ресурсами и обеспечивает безопасность.
В 2024 году туристической отрасли еще не хватает многих высокотехнологичных инноваций, которые могли бы сделать эту сферу удобнее для специалистов и туристов. Некоторым особенно отдаленным районам есть куда расти в плане цифровизации процессов: им нужны онлайн-бронирование, электронные платежи и документооборот. С увеличением онлайн-транзакций и обработкой персональных данных туристов важно уделить внимание кибербезопасности, чтобы обеспечить защиту данных и конфиденциальность пользователей.
Также были утверждены нормы по формированию и ведению специализированных электронных ресурсов, в число которых вошли несколько источников: единый федеральный реестр туроператоров Российской Федерации, реестр турагентов, федеральный реестр экскурсоводов и гидов-переводчиков, федеральный реестр инструкторов-проводников, а также единый перечень классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей.
Оксана Шустикова, директор по развитию и коммуникациям сервиса бронирования отелей ТВИЛ:
- Элементы искусственного интеллекта в наше время широко внедряются на практике, в том числе и в туризме. В ближайшем будущем более 80% корпоративных проектов Интернета вещей будут в той или иной форме включать ИИ по сравнению с 10%, которые есть сейчас. Если говорить о бронировании отелей, то здесь главное «предсказать» решение пользователя, понять, куда он собирается поехать еще до того, как он наберет первую букву в поисковике.
Проанализировав все отзывы по отелю, система бронирования может предложить пользователю его «плюсы», притом только интересные этому человеку, что существенно сэкономит его время на чтение комментариев. Система также способна прогнозировать, как скоро у отеля забронируют все номера, чтобы пользователь знал, сколько у него есть времени «на подумать».
Анализ ДНК помог бы СПА салонам настроить для гостя индивидуальные оздоровительные процедуры, которые смогут предупредить возможные риски в будущем.
Помочь клиенту стать более мобильным можно с помощью технологии беспилотного вождения: благодаря крупнейшим мировым разработчикам этой инновации, возможности автономного вождения многократно выросли. Производители автомобилей надеются, что технология автономного вождения сократит смертность в результате дорожно-транспортных происшествий и станет безопасной альтернативой вождению.
В последние годы произошел значительный прогресс в разработке IT-инструментов для туризма. Такие компании, как Level.Travel, завоевали рынок благодаря созданию мощных платформ для поиска и бронирования туров в real-time, интеграции с системами туроператоров и собственной базы контента. «Яндекс» анонсировал внедрение технологии, которая автоматически будет выводить информацию о достопримечательностях при наведении на них камеры смартфона. В компании привели примеры использования технологии: если пользователю понравилась лампа в восточном стиле или роспись на подносе, умная камера подскажет, где можно приобрести подобные товары. А при попадании камеры на экзотический фрукт на рынке в Таиланде, пользователь получит информацию о нем.
Однако на 2024 год в индустрии все еще ощущается недостаток инновационных разработок. Отрасли нужны более продвинутые системы управления клиентским опытом на всех этапах путешествия, начиная от подбора тура до контроля статуса после поездки. Также актуален запрос на улучшение безопасности данных и повышение степени защиты личной информации пользователей.
Марина Винберг, ИТ-предприниматель, нейралинер:
- VR (virtual reality, искусственная действительность) и AR (augmented reality, дополненная реальность) являются одним из самых перспективных направлений развития IT в туризме. Виртуальная реальность предоставляет возможность предварительного «посещения» мест назначения еще до поездки или полного погружения в культурное окружение страны. Буквально без необходимости выезжать из дома.
Дополненная реальность значительно обогащает пользовательский опыт за счет интерактивного слоя информации поверх видимого местоположения. Например, можно указывать направление к ближайшим достопримечательностям или выводить текстовую информацию о них прямо через экран своего устройства. Также стоит отметить интерес и к другим похожим проектам: интерактивным картам городов или AR-гидам по музейным экспозициям.