€ 105,22
$ 97,05
¥ 13,59
Крым наш!
Фото Л. Папета
Предлагаю вернуться далеко-далеко – в 1783 год. Екатерина II издала манифест о принятии (именно о принятии, а не о присоединении, аннексии или завоевании) Крыма в состав Российской Империи!
Сравнивая причины, по которым это было необходимо в тот период, и события 2014-го года, делаю вывод, что для безопасности державы все сделано правильно!
Надо сказать, что незадолго до выхода этого манифеста, Григорий Потёмкин инициировал проведение «референдума» в крымских поселениях. На сходах жителям предлагалось подписать так называемые присяжные листы на верность России. Большая часть местного населения эти листы подписала. История с бескровным присоединением Крыма – это не выдумка, это дважды состоявшийся факт!
Очень показательно, как Потёмкин рекомендует генералу Де Бальмену (командующему войсками) заботиться о сохранении мира и спокойствия во вверенном ему округе: «Воля Ея императорского величества есть, чтобы войска, пребывающие в Крымском полуострове, обращались с жителями дружелюбно, не чиня отнюдь обид, чему подавать пример имеют начальники и полковые командиры».
И «зелёные человечки», которые хоть и были с оружием, в полном снаряжении, но не сделали ни одного выстрела в 2014 году – наследники и продолжатели традиций России.
Почему же так важно было сделать Крым Российским тогда и сейчас?
Во времена Екатерины II полуостров – это головная боль всего Приазовья и Причерноморья – южных окраин России и Польши. Как только подсыхали дороги, как только появлялась трава – корм коням, орды крымских татар совершали набеги, грабили и уводили в полон множество молодых славян. На невольничьих рынках в Гезлеве (Евпатория), Кафе (Феодосия), Бахчисарае и в Судаке крепкие и красивые польские, русские девушки и мужчины ценились очень высоко.
Бороться с набегами было трудно. Организовать полноценную охрану своих рубежей у России не хватало сил – население в этих местах проживало в маленьких городах и сёлах, между которыми, порой, несколько дней пути. Небольшие, мобильные, на хороших конях отряды татар налетали внезапно, сеяли смерть и ужас.
Терпеть такое у себя в подбрюшье, набиравшая силу Россия, больше не хотела. Этому также способствовала победа в русско-турецкой войне 1768 – 1774 года, когда был положен конец османскому господству на территории Крыма. По Кючук-Кайнарджийскому мирному договору (1774 г.) турки отказались от претензий на полуостров.
Тогда же начинается строительство дорог, закладываются новые города – Севастополь, чуть позже – Ялта. И тогда, и в наши дни Россия вошла на крымскую землю не завоевателем, который истощает ресурсы, а старшим братом, наставником, помощником, инвестором.
Конечно, круто изменить свой налаженный быт, потерю источников благосостояния (не всегда легальных), согласны были не все. И два с половиной столетия, и десять лет назад, России пришлось идти на компромиссы, пришлось с помощью различных преференций, налоговых послаблений, инвестиций привлекать на свою сторону тех, кто не сразу принял новый порядок.
При Екатерине жителям полуострова были предоставлены налоговые льготы при торговле. Регион получил мощный импульс для развития своей инфраструктуры, в частности, южный берег очень быстро стал превращаться в курортную зону.
Накануне событий 2014 года, сложилась ситуация, очень похожая на ту, что была более двухсот лет назад. Географическое положение полуострова всегда привлекало потенциальных недоброжелателей России – очень удобный плацдарм для её ослабления и для нападения. Крым часто называют непотопляемым авианосцем. И это очень верно. Если бы НАТО зашло со своими кораблями в черноморские и азовские гавани, Россия потеряла бы выход в Средиземное море.
Ни экономически, ни политически допустить этого было нельзя!
Но самое главное – население не хотело присутствия войск НАТО в Крыму. В мае 2006 года в порту Феодосии пришвартовалось судно «Эдвантедж» с техникой альянса и со строительными материалами для модернизации авиабазы в Старом Крыму. Жители города не позволили разгрузиться судну. Начались многотысячные акции протеста и пикеты. Позднее к протестам присоединилась в Донецке, Запорожье, Одессе, Николаеве.
Уже тогда стало понятно, что Россия не может оставаться нейтральной.
И события 2014 года стали очень важной вехой в новейшей истории Крымского полуострова.
Прежде всего, необходимо было обеспечить энергетическую безопасность. Первым делом через Керченский пролив провели энергомост. Затем запустили Балаклавскую ТЭС в Севастополе и Таврическую в Симферополе.
Строительство Крымского моста, трассы Таврида, жилых домов, школ, детских учреждений – это доказательство того, что Россия считает Крым не аннексированной территорией, с которой надо выкачивать ресурсы, а равноправным регионом.
В наше время Россия признала на территории Крыма три языка государственными – русский, украинский и крымско-татарский. Это важный шаг для обеспечения мира и развития, для укрепления связей между всеми народами нашей страны.
Для того, чтобы убедиться в том, что всё было сделано правильно, надо побывать в Крыму: послушать, о чём говорят на рынках и в магазинах, сравнить цены и ассортимент, пройтись по улицам, проехать по дорогам, восхититься масштабам строек и разнообразию культурных мероприятий…
Я родилась в Крыму. До 20 лет успела побродить по горам, испить водицы из горных родников, ощутить ласку морских волн, вдохнуть запахи крымских цветов… Потом судьба распорядилась так, что я стала жителем не менее прекрасного Ульяновского края.
Но каждый год я еду в отпуск в Крым. Здесь моя родина, здесь близкие мне люди. Я вижу, как на протяжении десяти лет меняется не только жизнь людей, как хорошеют города, сёла, но и как изменилось отношение крымчан к себе и своему краю. Теперь они гордятся собой, гордятся тем, что в 2014 году не дрогнули, отстояли своё право быть россиянами!
Об авторе.
Любовь Папета. Член Союза журналистов и Союза писателей России,
редактор Ульяновской областной библиотеки для детей и юношества имени С.Т. Аксакова