Место под названием «онлайн»
Фото: prostooleh, freepik.com
Как учесть все «за» и «против»?
Антон Шпак, руководитель направления маркетинга финансово-промышленной группы «Профит»:
- Чтобы понять, стоит ли переводить свой бизнес в онлайн, необходимо ответить себе на несколько вопросов.
Первый из них и самый важный: готовы ли ваши клиенты (действующие и потенциальные) пойти за вами на просторы диджитал-среды? Если в модель взаимодействия с клиентами легко встраиваются современные способы коммуникации, оплаты и презентации товара, то стоит как минимум попробовать предложить этот вариант рынку. Многие традиционные B2С-магазины полностью перевели свои дела в интернет и не только не потеряли клиентов, но и существенно увеличили их количество за счет онлайн-рекламы. В качестве примера можно рассмотреть множество «ламповых» бутиков одежды, обуви и других продуктов, которые сейчас не арендуют площади под оффлайн-продажи, а осуществляют доставку продукта домой к клиенту после коммуникации в онлайн-каналах, при этом сохраняя весь свой сервис – примерку, возврат, вариативность способов оплаты.
Второй вопрос, который стоит разобрать – это снижение инвестиционных и операционных бюджетов. Парадигма простая: «жить» в интернете дешевле, чем в реальном мире. И почти всегда это так. Если бизнес требует больших инвестиций или постоянных затрат на содержание выставочной площади и сопутствующих этому расходов – аренду, охрану, ФОТ сотрудников – то стоит присмотреться к онлайн-среде. Многие мебельные фабрики и магазины полностью ушли в онлайн, мотивируя это решение тем, что достаточно накладно содержать оффлайн-магазины с выставочными образцами. И даже производство «пилотных» изделий для клиентов выходит дешевле постоянных затрат на собственный или арендованный «реальный» магазин.
Третий момент, который должен продумать владелец оффлайн-бизнеса, – компетенции существующего персонала и расширение функционала компании с учетом новых реалий выхода в онлайн. Если принято решение полностью или частично переводить действующий бизнес в интернет, прикиньте, хватит ли вам и вашей команде знаний и умений вести его там. Выход в онлайн – это привлечение новых ресурсов, таких как веб-мастер, директолог, smm-менеджер, контент-менеджер и другие. Многие из их компетенций, вероятно, могли не использоваться в оффлайн-модели, но сейчас станут базовой ежедневной потребностью. Поэтому, если бизнес не готов меняться структурно внутри, его могут ждать проблемы на пути завоевания интернета.
На данный момент перевод модели продаж в онлайн – один из самых частых вызовов, который нам транслируют наши клиенты, но здесь почти всегда можно найти решение.
Елена Ярд, основатель консалтинговой компании Yard.Consulting:
- Нацеливаясь на онлайн-среду, я рекомендую анализировать продажи на маркетплейсах. Например, на Wildberries одни из самых продаваемых категорий – это одежда и косметика. Если вы продаете такие товары, то вам однозначно стоит переходить на онлайн-площадку.
Уходить полностью в онлайн-продажи можно посоветовать в первую очередь тем, у кого прибыль в оффлайне очень низкая. Выход на маркетплейсы может стать шансом не потерять бизнес.
Однако если ваш оффлайн-магазин приносит хорошую выручку, то это тоже не повод отказываться от дополнительных онлайн-продаж. Маркетплейсы открывают доступ к широкой аудитории потребителей, а условный магазин у метро ограничен узким кругом проживающих и работающих в этом районе.
Может все-таки не надо?
Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass:
- Бизнес должен присутствовать там, где есть его клиенты. Если людям удобнее выбирать и покупать товары в цифровой плоскости, то перевести бизнес в онлайн – логичный и правильный шаг.
Отталкиваться стоит от потребностей и удобства клиентов. Если мы говорим, например, о кофейне, то в этом случае переход на полный онлайн бесполезен, ведь он не заменит проходимого места у бизнес-центров.
Если же речь идет о базе строительных материалов, то имеет смысл перенести взаимодействие с клиентами в онлайн – сделать каталог товаров, дать возможность делать заказы и оформлять доставку.
Стоит отметить, что бизнес во всех отраслях так или иначе проникает в онлайн – размещает карточки в онлайн-картах и региональных справочниках, создает сайты, ведет бренд-медиа и блоги в социальных сетях, закупает рекламу и так далее.
Особенно это актуально для компаний в сфере потребительской торговли: они чаще других отказываются от оффлайна в пользу e-commerce.
Что касается B2B компаний, они раньше остальных перешли в онлайн и сейчас пользуются максимумом инструментов, которые предлагает цифровое пространство.
Зачем что-то менять, если все и так работает?
Елена Ярд, основатель консалтинговой компании Yard.Consulting:
- Выгода онлайн-продаж очевидна. У бизнеса не будет необходимости арендовать помещение под магазин, обустраивать торговый зал, оплачивать работу продавцов. Экономия на этих статьях расходов может быть значительной.
Конечно, невыгодно уходить полностью в онлайн, если у вас уже есть раскрученный офлайн-магазин с постоянной клиентурой. Отказываться от него не стоит. Лучше начать с тестирования онлайн-продаж: запустите несколько товарных позиций, проанализируйте продажи, сравните с продажами в офлайн-магазине. И только если показатели онлайн-продаж будут существенно выше, можно подумать о полном переходе.
Я вижу две причины оставаться в оффлайне. Во-первых, как я уже говорила, в случае если у вас есть успешный магазин, у которого сформировался круг постоянных клиентов. Это люди, которым важно лично убедиться в качестве товара – потрогать вещь, поговорить с продавцом. Можно дополнительно запускать онлайн-продажи, но не терять связь с постоянными оффлайн-клиентами.
Во-вторых, оффлайн-магазин важен, если вы продаете товары в высокой ценовой категории. Как показывает анализ, например, одежда и косметика премиальных брендов на маркетплейсах продаются не очень хорошо. Когда речь идет о покупке дорогого товара, потребитель не любит рисковать и брать «кота в мешке». Ему важно сначала увидеть товар вживую. Поэтому, если ваш бизнес связан с такой категорией товаров, наличие офлайн-магазина очень важно.
Евгений Громаковский, CEO корпоративного мессенджера Compass:
- Онлайн гораздо удобнее для клиентов и требует от них меньших усилий. Чем меньше усилий требуется от клиента, чтобы получить товар, тем выше будет конверсия и, как следствие, прибыль бизнеса. Однако нужно иметь в виду, что переход в онлайн потребует ресурсов на создание и обслуживание сайта, его продвижение, построение воронки продаж и трансформацию бизнеса.