€ 107,43
$ 102,58
¥ 13,94
Что такое внутренний аудит. Нужен ли он компании
Фото: Racool_studio, freepik.com
Цель внутреннего аудита
Заключается в том, чтобы оценить эффективность работы организации, выявить проблемные зоны и риски, а также предложить рекомендации по их устранению.
Внутренний аудит помогает руководителю и топ-менеджменту компании получить объективную информацию о ее деятельности, выявить слабые места, точки роста и улучшить процессы. Также он способствует соблюдению нормативных стандартов и законодательных требований; повышает прозрачность и эффективность использования внутренних ресурсов организации.
На практике ситуации, когда цель аудита «проверить всё» встречаются крайне редко. Например, при due-diligence (англ. - комплексная юридическая проверка), комплексной независимой оценке компании, которая может проводиться перед сделкой купли-продажи бизнеса или инвестировании, проверяют максимальное количество аспектов компании.
И все же чаще инвестора может интересовать только юридическая «чистота» компании и достоверность финансовых показателей. А с несовершенством внутренних бизнес-процессов он готов самостоятельно впоследствии поработать.
Как внедрять, с чего начинать
Для организации системы внутреннего контроля в компании следуйте следующим шагам:
1. Подготовка: определите цели и область проведения аудита.
Зачем, например, проверять отдел продаж, если он выполняет планы продаж? Правильно, нЕзачем.
Более актуальной проверка коммерческого блока будет, если при плане продаж в 100%, рентабельность продаж ниже заданного уровня, или, например, длительность сделки чересчур большая, по сравнению с лучшими практиками рынка. В данном случае действительно важно проанализировать, каким образом формируются предлагаемые клиентам цены, а также установленный порядок взаимодействия продаж и производства на этапе сделки и т.п.
Или у вас завод, и по каким-то причинам процент брака превышает установленный норматив. Аудит производственного, закупочного и смежных процессов, скорее всего, выявит причину и позволит исправить ситуацию.
И после того как будет понятно, ЧТО проверять, следует составить план аудита и назначить ответственных за него сотрудников.
Если у вас или у ответственных сотрудников есть опыт в проведении необходимой проверки, то эксперты точно будут знать, что с чем сравнить, на предмет каких параметров делать оценку и в какой последовательности, и сроки.
А если такой экспертизы в компании нет, то специализированные компании могут стать вам помощниками. При этом желательно организовать «тендер» такого подрядчика и оценить его компетенции и опыт в проверках именно вашего вопроса. То есть компания, профилем которой является аудит отделов продаж, вряд ли качественно проведет аудит финансовой отчетности.
2. Непосредственное проведение проверки.
Выполните проверку соответствия действующих процедур и политик/регламентов компании, проведите анализ финансовых данных, операций и процессов. Соберите необходимую информацию, документацию и данные.
На данном этапе руководству компании очень важно быть и демонстрировать свою вовлеченность и заинтересованность. Зачастую на практике руководители самоустраняются из коммуникации между проверяющими и ответственными за объект проверки, а последние, пользуясь этим, саботируют предоставление информации, затягивают сроки и т.п., Как итог - отчет получается неинформативным.
3. Отчет по итогам проверки.
Отчет о проверке должен содержать информацию об объекте проверке, базе сравнения, описание выявленных проблем и рекомендаций. В зависимости от оргструктуры получателем отчета могут быть непосредственный руководитель компании, акционеры, топ-менеджмент
Как говорил мой преподаватель по предмету «Налоговые проверки»: если что-то не нашли, значит плохо искали. Как бы идеально ни была выстроена система, всегда найдутся способы для улучшения. Имеется в виду, что если показалось и искали не там, то с вероятностью 99,9% будут идеи о том, как процесс сделать еще быстрее, лучше, сильнее. Это также немаловажный результат.
А также важно учесть аспект пункта 2 - заинтересованность. Если вы не хотите получить отчет с «документы не предоставлены», «оценить не представляется возможным» и т.п., то инициатор аудита должен настойчиво проявить свою заинтересованность, поставить приоритеты участникам и быть на оперативной связи в течение проведения проверки.
4. Реализация рекомендаций/исправление ошибок.
По итогам проверки также должен быть разработан план действий/мероприятий по исправлению выявленных проблем и улучшению процессов в компании. Наверняка, будут выявлены моменты, которые можно будет нейтрализовать здесь и сейчас, а что-то, например, системная ошибка или точка роста для оптимизации, потребуют более глубокой проработки вопроса с учетом большего времени, ресурсов и вовлечение смежных подразделений.
5. Мониторинг и контроль.
Предложенные мероприятия должны быть реализованы. Иначе, зачем это всё было затевать!? Ну, а оперативный контроль должен также перетерпеть изменения с учетом вопросов, выявленных в рамках проверки.
На данном этапе, как и в процессе проведения проверки, можно столкнуться с сопротивлением. Предлагаемые изменения могут быть направлены на принципиальные изменения в действиях конкретных людей, что может также восприниматься с сопротивлением. В таком случае также рекомендуется проявить личную заинтересованность со стороны руководства, подключить HR-департамент, внести изменения в систему мотивации относительно вводимых изменений.
6. Корректировка системы внутреннего аудита.
Если по итогам проверки были реализованы кардинальные изменения процессов/процедур/политик/иного, то и подходы аудита просто не могут остаться без изменений. Важно об этом помнить! Иначе проверяющие будут выглядеть странно в поисках людей там, где был роботизирован рабочий труд.
Или результаты аудита будут попросту нерелевантны, потому что сопоставляли несопоставимое.
Важно учитывать, что внутренний аудит должен проводиться регулярно и быть независимым от проверяемых структур и подразделений компании.
Во сколько это обойдется компании
Вопрос стоимости многосоставной. Например, если речь идет о компании, где всё четко, есть регламенты, методологии, ответственные и показатели, то здесь легко прикинуть штат сотрудников для внутренней службы контроля качества, или вообще отдать на аутсорсинг вопрос контроля.
Например, аудит отдела продаж небольшой компании стоит от 50 тысяч рублей.
А если непонятно, что с чем сравнивать, то для реализации системы необходимо сформировать базу: регламенты, методологии, схемы, показатели, определить ответственных. И только после этой кропотливой работы удастся качественно провести проверку. Кстати говоря, в небольших компаниях чаще всего и выявляют узкие места там, где непонятно, кто ответственный, делают, потому что привыкли так делать, знания передаются из уст в уста и т.п.
Если вы совсем-совсем не знаете, с чего начать, но есть понимание, что необходимо улучшать какие-либо показатели компании, то можно обратиться к аналитикам бизнес-процессов, которые проконсультируют, зададут правильные вопросы и помогут определить приоритеты. Их стоимость также варьируется.
Если говорить о крупном бизнесе, то в оргструктуре таких компаний присутствует подразделение под кодовым названием «отдел контроля качества», сотрудники которого на постоянной основе аудируют бизнес-процессы, результаты работы предприятия и совершенствуют действующие порядки. Штатный специалист такого профиля обходится компании от 100 тыс. рублей и выше (по московским меркам).
Как часто проверять и кого
Частота, объекты, параметры, методология проверок могут различаться в зависимости от размера компании, специфики ее деятельности, структуры, потенциальных рисков и других факторов.
Частота проверок может быть определена внутренними стандартами компании или законодательными требованиями. Обычно внутренний аудит проводится ежегодно или периодически в течение года. Например, обязательный аудит финансовой отчетности обязаны проходить все компании, соответствующие законодательно установленным критериям. Если речь о малом бизнесе, то постоянные проверки всего ему не требуются, а вот в крупной компании, такая потребность может иметь место как инструмент дополнительного контроля.
Объектами проверок службы внутреннего аудита могут быть различные подразделения компании (отдел продаж, производство, склад и т.п.), бизнес-процессы (логистика, клиентский сервис), финансовые операции (платежная дисциплина, дебиторская/кредиторская задолженность), системы контроля и управления рисками. Также могут проводиться проверки соблюдения законодательства, стандартов и внутренних политик компании.
Кроме того, может проверяться деятельность конкретных сотрудников или групп сотрудников компании, если имеются подозрения на нарушения или несоответствия.
В случае привлечения сторонних проверяющих, обозначив свои «боли» руководство может получить рекомендации относительно объектов проверки.
Нашли ошибку – что дальше
Во-первых, не ошибается тот, кто не работает.
Во-вторых, даже механизмы дают сбой.
В-третьих, варианты развития событий могут быть разные, как и сами компании. А точнее...
Например, уволить сотрудника, «пойманного» на воровстве можно быстро. А вот, если в целом в компании отсутствует процесс закупок, то выстраивание и внедрение такого процесса в зависимости от специфики бизнеса может занять от двух месяцев и более.
1. Как выше уже указывали, и это основное, в зависимости от степени ошибки - решаем быстро или отправляемся в глобальные изменения.
2. Результаты аудита иногда ложатся в систему материального стимулирования. А могут быть выявлены новые ошибки, которых раньше не было.
3. Провести оценку значимости выявленного. Иногда можно найти 1000 ошибок по рублю, а можно одну на миллиард.
Самое главное не пускать всё на самотек. Сегодня вопрос может быть не решен, как не срочный и не важный, но скорректирован быть должен рано или поздно с целью исключения злоупотреблений.
Что изменилось в компании после внедрения ВУ
После внедрения внутреннего аудита компания может ожидать следующие изменения и преимущества:
1. Улучшение управления.
Внутренний аудит выявляет слабые места в управленческих процессах и формирует рекомендации по их улучшению, что позволяет принимать эффективные управленческие решения. Компания функционирует как система, а не как государства в государстве.
2. Повышение прозрачности.
Внутренний аудит способствует прозрачности деятельности компании, что повышает доверие со стороны инвесторов, партнеров и клиентов. Сотрудники понимают, ЧТО они должны делать и какой результат предоставить, чувствуют себя спокойно.
3. Контроль над рисками.
Внутренний аудит помогает выявлять потенциальные риски и проблемы в деятельности компании, что позволяет оперативно реагировать на них или даже устранять.
Риск не всегда благородное дело. Представьте, если на автомобильных заводах отменят процедуры краш-тестов. Репутационные и финансовые потери в таком случае несоизмеримы с затратами на проведение таких тестов.
4. Соблюдение нормативных требований.
Посредством внутреннего аудита компания следит за соблюдением законодательства, стандартов и внутренних политик, что помогает предотвращать возможные штрафы и претензии.
Во всех крупных финансовых институтах присутствует как операционная система контроля, так и регулярный внутренний и внешний аудит, в том числе со стороны государства.
5. Повышение эффективности бизнес-процессов.
Внутренний аудит бизнес-процессов позволяет выявить их неэффективность, отклонения метрик процессов и сформировать мероприятия по оптимизации, автоматизации, роботизации этих процессов, что окажет позитивное влияние на ключевые показатели компании.
Такое часто бывает с рутинными процессами. Сотрудники, ежедневно выполняя одни и те же операции, иногда не задумываются об их эффективности. Так, например, в одной компании проанализировали деятельность двух экономистов и выявили много «ручной» работы с большим массивом данных в формате Excel. После демонстрации их работы стало понятно о неопытности специалистов и возможности применения макросов, что по итогу реализации позволило высвободить более 100 рабочих часов двух специалистов в месяц.
6. Развитие корпоративной культуры.
Очень важно позиционировать внутренний аудит как процесс помогающий, а не карающий. Только таким образом корпоративная культура ответственности и прозрачности будет повышать мотивацию сотрудников и улучшать внутренние коммуникации.
Так, встречаются примеры, где отделы борются за очередность аудита в план-графике проверок внутренней службы, где приходят отделами на выручку к смежными/зависимым подразделениям, чтобы помочь достичь совместных показателей.
В целом, внедрение внутреннего аудита благотворно сказывается на всех сферах деятельности компании, а также вносит свежий взгляд на происходящее со стороны; является не обязательным, но желательным, а также гибким с точки зрения его организации и проведения процессом. Являясь контрольной функцией внутренний аудит, важная функция, позволяющая руководству/акционерам оценить эффективность и качество происходящего в компании.
Об авторе.
Юлия Баженова, руководитель отдела контроля качества, аудита и обучения компании Бридж Групп.
Налоговый консультант с опытом работы в контрольном (проверки) блоке налоговых органов, а также представительства в суде.
Аналитик бизнес-процессов, спикер, автор статей.